Симметрия
Симметрия - одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр, является одним из действенных средств организации объемов и пространства, так как имеет психофизиологическую базу в симметричности органов восприятия. Процесс восприятия человеком пространства определяется бинокулярностью органов зрения и парной работой больших полушарий головного мозга. Ориентация человека в пространстве связывается им с осью симметрии тела. Принцип симметричности собственного организма и системы восприятия человек переносит на построение создаваемых им структур, а симметричность созданных структур, в свою очередь, воспринимает как проявление завершенности, устойчивости и законченности формы.
Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение ряда конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола и пр.).
Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому выявлению главного сооружения ансамбля (см. рис. 6.7). Использование симметрии возможно не всегда, а только в случаях, когда этот прием не входит в противоречие с функциональным решением здания. В зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях чаще всего используют асимметричные композиции. В отличие от математики асимметрия в архитектуре означает не просто отсутствие симметрии. При несимметричном расположении элементов такой композиции в пространстве ее части связаны между собой гармонией художественного единства и зрительного равновесия. Классическим примером симметричной композиции является Парфенон - храм богини Афины на Афинском акрополе (рис. 6.8), а расположенный там же храм Эрехтейон, посвященный двум божествам - Афине и Посейдону, является столь же совершенным примером асимметричной композиции (рис. 6.9). В современной архитектуре асимметричные композиции чаще всего применяются в проектах зданий, сочетающих разнородные функциональные элементы, - небольшие рабочие помещения с крупными залами.
Ритм и метр
Ритм и метр являются средствами гармонизации и обеспечения единства архитектурной композиции за счет повторяемости ее элементов. Ритм - закономерное чередование одинаковых или однохарактерных элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающееся по вертикали и горизонтали либо по обоим направлениям (рис. 6.10, а, б). Метр - простейшая и наиболее распространенная форма ритма -точное повторение форм и интервалов между ними. Распространенность метрических членений часто обусловлена функционально (одинаковый шаг равных проемов и простенков в одинаковых помещениях и пр.), конструктивно (из условий унификации и типизации изделий) и композиционно, как наиболее простой метод придания сооружению единства. Метр может быть простым при одинаковом чередовании одной формы или сложным при чередовании двух или группы форм (рис. 6.10, в, г, д). Хотя метрические членения придают единство композиции, их простота и повторяемость иногда создают нежелательное впечатление монотонности. Во избежании этого применяют различные средства активизации метрических членений - сочетание нескольких простых или сложных метрических рядов, разрывы в метрических членениях по протяженности или высоте здания, размещение здания по отношению к основной точке зрения К (рис. 6.10, е) таким образом, что метрические членения его фасада ОА воспринимаются в ракурсе (на плоскости восприятия ОВ) уже в виде ритмических.
Пропорциональность
Пропорциональность - закономерные соотношения геометрических размеров здания (длины, ширины, высоты), его отдельных элементов (проемов, простенков и пр.) — имеют существенное значение в построении архитектурной композиции. Функционально обусловленные размеры помещений и здания гармонизируют приведением их к пропорциональным соотношениям. Применяют целочисленные пропорции - нюансные (4:5; 7:8; 9:10 и т.п.) и контрастные (1:5; 2:7 и т.п.), либо иррациональные, получаемые из геометрических построений (соотношение диагонали квадрата к его стороне или др.). Наиболее известна пропорциональная система «золотого сечения», основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении а/х=х/(а-х), численное выражение которого приблизительно равно 1:0.618 (рис. 6.11).
Распространена гармонизация пропорций формы по методу геометрического подобия ее частей. Подобие наиболее распространенных прямоугольных форм обеспечивается при параллельности или перпендикулярности диагоналей, составляющих форму элементарных прямоугольников.
Масштабность
Масштабность и масштаб также являются активными композиционными средствами. Под масштабностью понимают взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека как основным мерилом ее величины, а также с элементами городской застройки и ландшафта. Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно).
Масштаб
Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значительность. В то же время мелкий масштаб членения зрительно уменьшает крупную форму. Средствами усиления монументальности крупных членений формы являются введением контрастных соотношений больших плоскостей с малыми проемами, преднамеренное усиление перспективных сокращений размеров и пр. Как отмечалось выше, крупный масштаб присущ в большей степени архитектурным композициям общественных зданий, мелкий - жилым, хотя в конкретных градостроительных ситуациях возможны и другие решения (рис. 6.12).