Формирование объемной композиции здания
С композицией внутреннего пространства здания должна быть неразрывно связана его объемная композиция, определяющая внешнюю форму здания.
Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр.
По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.
При проектировании зданий массового строительства обычно применяют простые композиции, обеспечивающие их индустриальность и экономичность.
Проектируя сложную композицию, необходимо установить количество объемов, которые ее образуют, и порядок их расположения, имея в виду, что изменением количества объемов и их взаимного расположения можно получить совершенно различные художественные результаты. Следует избегать композиционной дробности, т. е. большого количества мелких объемов. Рекомендуется ограничиваться тремя-четырьмя крупными объемами, поскольку слишком большое количество мелких объемов затрудняет восприятие композиции и лишает ее выразительности.
Объемные композиции зданий можно подразделить на фронтальные, глубинные, центрические и вертикальные.
Фронтальными называют композиции с развитием объема в одном направлении, примером чему может служить многоэтажный секционный жилой дом (рис. 9,а).
Глубинные композиции представляют собой объемы, развитые в глубине (например, изображенный на рис. 9, б выставочный павильон).
Для центрической композиции характерно наличие большого помещения в центре, например цирк, крытый рынок (рис. 9, в).
Вертикальная композиция характеризуется значительным преобладанием высоты над двумя остальными измерениями.
В тех случаях, когда объемная композиция составлена из нескольких элементов, для достижения единства композиции важное значение имеет соподчинение отдельных объемов и выделение главного из них. Центральную часть здания, включающую главные помещения, располагают во многих случаях на главной оси симметрии, и она доминирует в общей объемной композиции как по своей высоте, так и по объему. Боковые части объемной композиции, которые могут включать второстепенные помещения, имеют меньший объем и как бы подчеркивают значение центральной части.
Внешний облик здания определяется его назначением, планировочной и конструктивной структурой, а также градостроительными условиями. При этом архитектура здания должна быть современной, созвучной нашей эпохе я удовлетворять эстетическим вкусам жителей.
Ведущими требованиями к архитектуре жилых зданий являются четкость и логичность композиции, экономичность решения, красота пропорций и высокое качество отделочных работ.
При использовании различных средств архитектурной композиции необходимо всегда учитывать целесообразность их применения в зависимости от назначения зданий, экономических и градостроительных условий. По этому вопросу в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании н строительстве» указало следующее:
«Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ».
Эти требования к проектированию зданий должны быть положены в основу их архитектурной композиции.
Художественные средства архитектурной композиции
При проектировании архитектурного сооружения используют ряд композиционных художественных приемов и средств для обеспечения гармоничной связи всех его частей и достижения наибольшей художественной выразительности как отдельного здания, так и всего комплекса.
Художественное единство, гармоничную согласованность зданий и окружающей среды называют архитектурным ансамблем.
Важнейшим композиционным средством в архитектуре является тектоника, т. е. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здания приобретают образную выразительность, представляющую собой самостоятельную художественную ценность.
Большое значение в композиции здания имеет членение поверхности архитектурного объема па отдельные объемные элементы в задуманном архитектурном масштабе.
Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.
Для крупных монументальных зданий не характерно членение на мелкие элементы, и в то же время укрупненное членение пе подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема. Так, Мавзолей В. И. Ленина — небольшое по своим размерам сооружение — выглядит вблизи больше своих размеров благодаря крупным членениям объема.
С понятием «архитектурный масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику.
Архитектурной масштабностью называют соотношение, воспринимаемое нами, между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Большое значение для установления масштабности имеют такие элементы, которые связаны с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.
Одним из важных средств художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения между собой и целым. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения.
Пропорции не следует рассматривать как произвольно вносимое архитектором средство гармонизации художественного образа: они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются «внутренне присущей ему мерой», способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания.
Важным средством архитектурной композиции является художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность здания. В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными и т. п.
Художественную выразительность архитектурных композиций зданий можно усилить не только использованием контраста, но и нюанса, под которым понимают едва заметный переход от одного художественного мотива к другому.
При проектировании отдельных зданий и их совокупности в ансамбле часто используют закономерности ритма как одного из специфических художественных средств архитектурной композиции. Под ритмом в архитектуре понимают закономерное повторение — чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта.
Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности. На рис. 10 приведены схемы метрического и ритмического расположения элементов.
В условиях современного индустриального строительства по типовым проектам из унифицированных сборных конструкций заводского изготовления, имеющих простые формы, повысилась роль таких важных композиционных средств, как цвет, светотень, фактура. Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцветность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций.
Использование полихромии расширяет творческую палитру архитектора, поскольку в этом случае значительно возрастают Возможности вариантности при многократном применении однообразных архитектурных элементов заводского изготовления.