Поиску оптимальных рекомендаций по этому вопросу посвящено немало исследований в области создания жилища для условий Крайнего Севера. Однако все они разработаны для стационарного жилища, в то время как условия существования мобильного жилища накладывают свой отпечаток на решение архитектурно-художественных вопросов. В связи с этим целесообразно рассмотреть основные отрицательные факторы среды обитания мобильного жилища и пути их устранения при помощи архитектурно-художественных средств.
Находясь в непривычных условиях своеобразной изоляции при освоении труднодоступных районов, человек помимо влияния чисто физиологических факторов, зависящих от специфики среды обитания, подвергается и воздействию психологического порядка. Оно проявляется в нарушении и вынужденном отрыве от привычной обстановки, непривычности впечатлений, часто в однообразии условий существования, а иногда и в ограничении поступающей информации. При этом возникает необходимость учета различных факторов социально-психологического плана (скука, утомление, неврозы, личные конфликты, бессонница и др.). Пребывание людей в условиях скученности и тесноты приводит, в известной мере, к повышению раздражительности и, соответственно, снижению работоспособности.
В данном случае необходима некая пространственная зона, которая изолировала бы человека и предохранила его от различных раздражителей. Но в то же время нормальное социальное и психофизиологическое состояние личности обеспечивается чередованием общения и изоляции. Эти основные особенности деятельности личности должны быть учтены в разработке пространственной организации мобильного жилища, где должны быть созданы все условия для удовлетворения потребности личности. Невозможность уединения является, пожалуй, самым раздражающим моментом для людей, оторванных от привычных условий, но кроме этого должны быть также созданы условия для общения и совместной деятельности индивида в сфере различных социальных групп.
Учет влияния разнообразия основных форм деятельности личности на пространственную организацию мобильного жилища, а также необходимость обеспечения пространственных условий реализации жизнедеятельности требуют создания многофункциональных помещений (универсальных пространств) Этого можно достичь, используя приемы трансформации помещений для компенсации дискомфортности мобильного жилища с помощью разнообразной планировки.
При объединении помещений возникает эффект «перетекающего» пространства, создающий ощущение значительного объема и пространства. Совместимость индивидуальных и общественных функций личности должна найти отражение в «гибкости» оборудования, группировки мебели, средств связи, предметов обихода и т. д. Так, например, мебель следует выполнять многоцелевой, комбинированной, складной, что создает впечатление многообразия предметов. Сиденья кресел и стульев могут быть переворачивающимися с разнообразной обшивкой, что позволяет менять цвет по желанию человека.
При освоении новых районов, отдаленных от обжитых мест неизбежно появление затесненных, а иногда и изолированны от внешней среды помещений. К сожалению, в современно; мобильном жилище физическое пространство остается пока предельно ограниченным. При создании мобильного жилища архитектор сталкивается с жесточайшим дефицитом объемов пространства обитания в силу учета различных технико-экономических требований. Поэтому архитектонические принципы, на основе которых организуется внутреннее пространство (пропорции, масштабность, ритм, цвет, свет и пр.), оттесняются на второй план чисто функциональными и техническими сторонам общей проблемы: технологическими свойствами конструкции обеспечением размещения требуемого количества оборудования и др.
В связи с этим можно выделить два пути оптимального решения внутренней пространственной организации мобильного жилища. Один из них — нахождение возможных приемов увеличения пространства обитания близко к обычным нормам. Это вопрос ближайшего будущего, и его решение связано с применением различных видов конструктивных систем, способных изменять свой объем (увеличивать или уменьшать) в зависимости от стадии существования мобильного сооружения (во время транспортировки, эксплуатации). Другой путь — создание комфортной среды обитания в небольшом ограниченном пространстве, характерном для мобильного жилища, применением разнообразных архитектонических принципов проектирования.
Одно из направлений исследования данного вопроса — психологический комфорт. С этой целью можно использовать в некоторой степени особенности восприятия человеком окружающей среды, включающие целый ряд иллюзорных ощущений при оценке параметров среды обитания: истинных размеров помещений, температуры, степени изолированности и др.
Для зрительного увеличения помещений существует много приемов, использующих иллюзорные впечатления. Некоторые детали, предполагающие создание активно стимулирующих условий, направленных на повышение психологического комфорта, заслуживают внимания. Так, в замкнутом, небольшом помещении можно достигнуть ощущения простора и света путем выбора пропорций помещения, применения определенной фактуры материалов, зрительного членения второстепенных плоскостей и обобщения главных, «выступающей» и «отступающей» окраски, использования оптимальной гаммы цветов для помещений различного назначения, цветности и интенсивности, общего и местного освещения, иллюзорных эффектов изменения пространства и др.
Среди перечисленных средств, определяющих архитектурную композицию в решении пространственной среды мобильного жилища, большое значение имеет учет объективных закономерностей физиологической оптики, сознательно и направленно использующей особенности зрительного восприятия для решения практических задач иллюзорного изменения пропорций помещения и оборудования.
В науке известен целый ряд закономерностей оптических иллюзий линейных и объемных величин помещений, основанных на зрительном искривлении прямых линий при пересечении их наклонными, при сопряжении прямых линий с циркульными, на кажущейся деформации параллельных линий, расхождении вертикальных линий значительной протяженности, использовании явления иррадиации (зрительного увеличения светлых предметов на темном фоне и уменьшения темных на светлом) и т. д. Могут быть использованы и другие приемы. Так, например, можно придать некоторым плоскостям определенную фактуру, производящую совершенно различные впечатления при освещении с разных точек.
Сочетая в разнообразных комбинациях эти средства, можно Добиться определенных иллюзорных ощущений и восприятий в нужном направлении. Но эти комбинации средств, влияющие на иллюзорное восприятие, необходимо проверить в конкретной обстановке: для определения температурных, гигиенических и других параметров и габаритов помещений, в разных типах мобильных поселений, отличающихся по длительности пребывания в них различного количества людей, в зависимости от степени изолированности от внешней среды, от рода деятельности, условий труда и быта и других специфических условий.
Одним из активных факторов, организующих эстетическое восприятие пространства, является цвет. Многочисленные наблюдения и исследования доказывают психологическое воздействие цвета на организм человека, процессы высшей нервной деятельности и психику человека, на его эмоционально-психологическую реакцию. Окружающая нас среда обладает бесконечным многообразием цветов. На долю зрения приходится около 80% всей информации. В связи с этим невозможна организация пространства мобильного жилища без глубокого научного решения светоцветовой среды с целью создания благоприятного «цветового климата».
Систематизация психофизиологических свойств цвета показывает, что в действии цветов, расположенных в том же порядке, в котором они находятся в спектре, наблюдается определенная тенденция: интенсивность и качество воздействия цвета оказывается пропорциональным длине волны [41]. Эти свойства цветов вполне могут быть положены в основу регулирования психофизиологических функций человека. С их помощью можно было бы создать определенный эмоциональный фон, влияя тем самым на самочувствие и настроение человека, пребывающего в небольших замкнутых объемах мобильного жилища.
Чисто психологическое восприятие цвета у человека всегда связано с представлениями о «теплых» и «холодных». Цвета красный, оранжевый, желтый оценивают как «теплые», возбуждающие, стимулирующие, а фиолетовый, синий, зеленый — как «холодные», успокаивающие. Менее насыщенные цвета чаще всего кажутся более холодными. Наибольшее влияние на человека окраска производит тогда, когда один цвет дополняет другой. Гармоническое сочетание цветов способствует работоспособности и улучшению психологического состояния человека. Например, холодные цвета (голубой, зеленый) вызывают ощущение большого пространства, красный и коричневый — как бы уменьшают объем, но зато создают ощущение уюта.
Цвета могут создать ощущение тяжести, например, белый — впечатление уменьшения веса, а черный — увеличения. При помощи цветового решения интерьера и применения определенной окраски его поверхностей можно «раздвинуть» или «сжать» объем помещения. Так, поверхности, окрашенные в голубой, фиолетовый, голубовато-зеленый и другие «холодные» тона, выглядят более удаленными, чем плоскости, окрашенные в «теплые» цвета, которые кажутся выступающими вперед.
С помощью цвета можно также регулировать температурные условия в помещении. Различными исследованиями выявлено психологическое воздействие на человека каждого из цветов (табл. 6). Так, красный цвет вызывает ощущение тепла и оказывает на психику человека возбуждающее действие, под его воздействием возрастает мускульное напряжение, повышается давление крови, учащается ритм дыхания. Человек становится добрым и радостным, кажется, что время течет медленнее. Однако при длительном наблюдении проходит возбуждение, и дальнейшее действие красного цвета вызывает утомление.
Оранжевый цвет вызывает чувство веселья и благополучия, воспринимается человеком как раскаленный, горячий, вызывает чувство бодрости и стимулирует к активной деятельности. Желтый цвет способствует хорошему, веселому, при поднятому настроению, располагает к шутке, стимулирует функции зрительного анализатора и нервную систему в целом.
Холодные цвета вызывают ощущение свежести и чистоты, ассоциируются у человека с представлениями о более низких температурах. Зеленый цвет действует освежающе и успокаивающе, вызывает чувство умиротворения, оказывает благоприятное влияние при бессоннице, переутомлении; под его влиянием понижается кровяное давление и общий тонус организма, а в сочетании с желтым, приобретая мягкие тона, он благотворно действует на настроение. Считается, что зеленый цвет самый благоприятный для человека и наименее утомительный.
Голубой цвет создает ощущение прохлады, сильнее зеленого оказывает успокаивающее действие на нервную систему (особенно для людей с повышенной нервной возбудимостью), снижает тонус, частоту пульса и кровяное давление. Синий цвет связан у человека с представлением о холоде, вызывает ощущение свежести, прозрачности, легкости, чёткости и уравновешенности, уменьшает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания и сердечной деятельности, а в сочетании с белым и серым создает ощущение холода и спокойствия. Фиолетовый цвет воздействует на расслабление психики [27].
Но эти характеристики в достаточной степени справедливы только для чистых тонов. Кроме перечисленных цветов один и тот же цвет может иметь множество цветовых оттенков, которые иначе действуют на психику человека, чем основные цвета, а в сочетаниях дают различные гармоничные комбинации, что необходимо также учитывать при создании «психологического комфорта» в мобильном жилище.
Таким образом, правильный выбор цвета в окраске помещений и оборудования может определенным образом оказывать влияние на организацию жилых и рабочих помещений, делать их более комфортными. Для мобильного жилища это обстоятельство чрезвычайно важно.
Обеспечение требуемого цветового комфорта как необходимого условия для оптимальной работоспособности и самочувствия человека определяется также соответствующим уровнем освещенности интерьера в целом и отдельных его зон, выбором контрастных соотношений цвета. При этом необходимо помнить, что натуральный цвет предметов в интерьере жилища обнаруживается только при белом (дневном) освещении, и он не меняется, если освещение хроматическое. А белый цвет, например, при красном освещении становится светло-розовым, при голубом — светло-голубым, при зеленом — светло-зеленым и т. д. Различимость цвета зависит также от интенсивности освещения, так при слабом освещении теплые тона сдвигаются в сторону красных, холодные — в сторону зелено-голубых, а в сумерках цвет перестает быть видным (за исключением голубого).
Таким образом, на выбор цвета и системы окраски большое влияние оказывает целый ряд факторов, тесно связанных между собой. При создании оптимального психолого-эстетического климата в помещениях мобильного жилища можно будет применить все эти связи в цветовом его решении. Зная основные свойства цвета и цветовых оттенков, можно добиться гармоничной композиции интерьера, задача которой сводится к обеспечению требуемого комфорта определенного помещения. При этом большое значение будут иметь функциональное назначение помещения и длительность пребывания в нем человека, состав и характер выполняемых им функций в этом помещении.
При дифференциации помещений мобильного комплекса на рабочие и бытовые в целях исключения монотонного воздействия одного цвета или цветовой гаммы и улучшения общего нервно-психологического состояния человека эти помещения могут решаться в контрастном противопоставлений цветовых гамм [42]. В связи с этим рабочие помещения, назначение которых — создать лучшие условия для труда путем рационального и цветового оформления, следует окрашивать в физиологически оптимальные цвета с включением небольших площадей, окрашенных в относительно яркие дополнительные тона.
Так, например, цветовая схема рабочего помещения может быть построена на холодных голубовато-зеленых тонах.
В отличие от этого бытовые помещения окрашиваются в основном с учетом эмоционального и эстетического факторов. Ре шение интерьера в гамме теплых, радостных, солнечных тонов (светло-желтый, оранжевый, соломенный, палевый, кремовый и др.) в наибольшей степени соответствует улучшению настроения и самочувствия. Поэтому, если рабочее помещение выдерживается в целом в однотонной цветовой гамме, где доминируют спокойные, малонасыщенные тона, то бытовое помещение получает большее цветовое разнообразие с применением насыщенных, броских цветов.
Эмоциональное воздействие цвета на человека зависит от относительной площади цвета: если относительная площадь, отведенная какому-либо цвету, увеличивается, то повышается вероятность того, что этот цвет будет определять эмоциональное воздействие интерьера. Однако это не значит, что преобладающий в цветовой схеме цвет будет занимать наибольшую площадь. Если цвет очень насыщен и ярок, совсем необязательно, чтобы площадь, которую он занимает, составляла значительную часть поверхностей интерьера, и без того этот цвет будет определяющим [42].
Изложенное не означает, однако, что только с помощью цвета можно достичь гармоничной композиции интерьера (хотя он и придает эмоциональную выразительность помещению мобильного жилища). С цветовым решением интерьера неразрывно связаны вопросы, касающиеся формы, конструктивных особенностей предметов и оборудования, входящих в интерьер. В связи с этим следует отметить, что в жестких условиях мобильного жилища должны быть тщательно изучены все мелочи: неудобно расположенная мебель или выключатель, некрасивое сочетание цветов в неэстетически решенной детали, малейший Дискомфорт в экстремальных условиях освоения могут стать серьезным отрицательным фактором [31].
При проектировании мобильных жилых и общественных зданий существенным является поиск специфики их архитектурного образа. Лаконичность и скупость объемов мобильных зданий должна компенсироваться применением повышенной интенсивности цветового решения. Это вызвано однообразием цветовой среды тундры, где унылый белый цвет снега и льда, длительное воздействие полярной ночи подавляюще действуют на психику человека в течение 10 месяцев в году.
При созданий архитектурной композиции мобильных зданий и комплексов необходим принципиально новый подход к выявлению художественно-эстетических качеств зданий. Сущность его заключается в том, что в мобильных зданиях должна быть подчеркнута тектоника фасадов, масштабность и пропорциональность которых соответствует специфическому образу мобильных зданий. Это в первую очередь связано с необходимостью четкого восприятия мобильного комплекса в условиях недостаточной его видимости. Поэтому слишком сложное по своей конфигурации и силуэту здание будет служить плохим ориентиром при недостаточном солнечном освещении с частыми туманами и пургой.
Существующий низкий эстетический уровень архитектуры мобильных зданий объясняется не только низким уровнем материально-технической базы, но и традиционным подходом к поискам архитектурных решений и, к сожалению, еще малыми масштабами экспериментального проектирования и строительства. В связи с этим большое значение имеют поиски новых архитектурно-художественных приемов формирования мобильных жилых и общественных зданий.