Сегодня не существует общепринятой системы классификации открытых городских пространств. Объясняется это исключительной сложностью самого объекта — городского интерьера, который, как и "каждое произведение художественной архитектуры является единым и цельным организмом, в котором объединены функциональные, технические и формально идеологические моменты".
Поэтому в основу систематизации открытых городских пространств следует положить особенности их материально-физических форм, на которых базируется все разнообразие художественных впечатлений от городской среды. Вопрос сводится к выбору критерия формообразования.
Анализ практики средового проектирования открытых пространств показывает, что по мере наращивания на данной площадке градостроительной содержательности обогащается палитра планировочных элементарных единиц, из которых складывается ее поверхность, разнообразнее становятся приемы, собирающие их в цельную конструкцию. Открытое городское пространство как бы "набирается" из отдельных подпространств, функциональных площадок, специализированных по назначению, характерных по обработке поверхностей и оборудованию. Наличие разнообразных комбинаций этих структурных элементов — отличительный признак строения любого городского интерьера, а степень сложности таких комбинаций, уровень организации всей планировочной структуры можно рассматривать как ведущий критерий его классификации.
Если выстроить все виды городских интерьеров, независимо от их назначения, художественного качества и принципов композиции в последовательный ряд, начинающийся с простейших по планировочной организации примеров и заканчивающийся наиболее сложными, развитыми по планировочной структуре объектами, то окажется, что они легко подразделяются на отчетливо различимые группы, каждая из которых определяется двумя признаками: принципом геометрической организации и уровнем сложности, отвечающих градостроительной значимости данного образования.
Материальная, физическая основа данного архитектурно-пространственного фрагмента зависит от той роли, которую он призван играть в городском организме. При увеличении масштаба объекта, как правило, вырастает насыщенность функциональным содержанием, элементами синтеза искусств, усложняется его геометрическая и ландшафтная композиция, словом, всесторонне преобразуется, усложняется структура пространства. Отвлекаясь от всего многообразия возможных сочетаний, отбросив многочисленные переходные формы, можно выделить три характерных уровня градостроительной значимости, три "степени сложности" (категории, ранга) такого рода объектов.
Подавляющее большинство относительно самостоятельных фрагментов городской среды относится к разряду "элементарных" пространств. Как правило, они включают 1—2 специализированные площадки, имеют размеры порядка 0,5—1 га. Формы их чрезвычайно многообразны — перекрестки, небольшие площадки, курдонеры перед зданиями разного назначения, жилые дворы и другие "заполнители" образованного застройкой городского каркаса, иногда играющие роль местных или специализированных акцентов в городской системе пространств. Из этих локальных образований III-ей категории (по предлагаемой классификации) и собирается большинство городских структур — прежде всего более сложные локальные объекты.
Наиболее распространены среди "составных" образований городские интерьеры средней, II-ой категории, имеющие, условно говоря, районное значение. Они компонуются из 3—5 ячеек III-ей категории, что определяет их значительную расчлененность по функции, строению плана, комплексу формирующих элементов. Как правило, эти объекты, помимо "рядовых" компонентов структуры, имеют в своем составе выделяющиеся, доминантные единицы: крупные общественные здания, значительные произведения монументального искусства, оригинальные сооружения. Размеры площадок этого типа около 3—4 га. Существенным свойством объектов II-ой категории является их "монотемность" — они подчинены обычно одной композиционной теме, пространство их структурировано так, чтобы выявить эту тему. Функционально это — площади общественных зданий или комплексов, значительных инженерных сооружений, имеющие большую пешеходную и транспортную нагрузки.
Высший ранг в классификации городских интерьеров занимают пространства I-ой категории общегородского значения — крупнейшие городские площади. Они составляются из элементов, соответствующих интерьерам III-ей и II-ой категорий, т.е. имеют сложное "многоуровневое" зонирование, вызванное большой общественной и художественной значимостью таких образований. Обычно в объекте I-ой категории содержатся 5—7 "элементарных" ячеек, образующих 2—3 относительно самостоятельные зоны, соответствующие пространствам II-ой категории; габариты таких площадей измеряются сотням метров. Форма их часто неправильна, геометрически усложнена, можно даже говорить о цельно воспринимаемой совокупности отдельных пространственно наложившихся площадей, создавших вместе единый интерьер.
Важный признак этих объектов — обрамление сложным ансамблем различного рода уникальных сооружений, построек, памятников, они полицентричны, многотемны, даже "полифоничны", что и делает их композиционно-пространственную структуру столь неоднозначной.
Названные категории городских пространств имеют специфический градостроительный характер, соединяя в один признак два свойства каждого объекта — роль в городской среде и степень сложности планировочной структуры. В жизни неизбежны случаи, когда эти качества не будут совпадать. Так, в историческом городе сложный по функции городской узел может иметь упрощенное, не отвечающее его категории строение, или наоборот, пространственно развитый интерьер города может оказаться вне сферы его общественных интересов. Данная типологическая система автоматически выделяет такого рода объекты, сигнализируя проектировщикам о необходимости принятия тех или иных решений, согласующих формы и содержание жизни города.
В городе пространства всех трех категорий сливаются в единую объемно-планировочную структуру, в пределах которой, помимо описанного класса локальных образований, можно выделить еще два класса геометрических сочетаний: линейные системы и системы дискретных взаимоувязанных пространств.
Второй класс — линейные системы — объединяет объекты, восприятие которых основано на последовательном сложении ряда картин, нанизанных на продиктованную геометрией пространства общую ось движения: улицы, пешеходные трассы, водные артерии. Следует подчеркнуть, что образуются они из локальных единиц разного ранга, и в зависимости от того, какое количество единиц высших рангов войдет в такую систему, сама она будет принадлежать к тому или иному уровню градостроительной значимости.
Объекты третьего класса имеют территориальный характер, к ним относятся различного рода специализированные городские территории — парковые ансамбли, спорткомплексы, жилые районы, промплощадки, а также системы городских площадей, разделенных застройкой, бульварами и т.д. Складываются эти образования из элементов локальных и линейных, а их восприятие осложнено еще более. Например, отдельные фрагменты расчлененной домами жилой территории далеко не всегда связаны порядком движения и не могут слиться в цельный зрительный образ непосредственно, как лежащие рядом отрезки улицы или разные стороны одной площади, но требуют воссоединения облика разных площадок по памяти.
Таким образом, системообразующий признак этого классификационного ряда — геометрическая структура объекта — определяет, по мере усложнения, новые черты функциональной организации, более сложный характер восприятия и, в конечном счете, специфику образных характеристик объектов разных классов.
Другими словами, именно значимость и геометрия данного открытого пространства являются ведущими критериями их классификации, поскольку главное их назначение в городе — коммуникация. Но принцип строения открытых пространств почти однозначно определяется этой укрупненной функцией. Например, в городе линейные системы улиц и площадей решают задачи пешеходно-транспортного движения, локальные пространства служат местом скопления людей или машин, концентрации "перекрестных" дополнительных видов деятельности — торговли, общения, которые так или иначе "окрашивают" законы формирования среды, продиктованные ведущей функцией. То же окрашивание наблюдается в специфических районах города: территориальные формирования являются "рабочим полем" рассредоточенных процессов труда и быта (рекреация, жилая среда, производственная зона), причем этот тип пространственной организации открытых пространств, как правило, носит "чересполосный" характер (например, чередование жилых дворов и участков общественных учреждений в жилом районе).
Важную роль в формировании города играет длительность становления и эксплуатации его пространственных форм, что также сказывается на их классификации.
Все городские интерьеры — в зависимости от того, на каком этапе своего развития они находятся — делятся на четыре разновидности. Новый, формирующийся объект — наиболее динамичная форма, в которой не завершены становление пространства, художественной структуры, не определилась тематика архитектурных решений, но уже существует — в проекте или реально — часть его материально-пространственных компонентов, предопределяющих направленность будущего развития. Следующий этап становления городского интерьера — обживаемый объект. Большинство образующих его материальных систем — ограждений, планшета и заполнения — сложились, но отсутствие некоторых компонентов не позволяет полноценно воспринимать художественную структуру фактически функционирующего пространства, снижает впечатление от архитектуры. Этот этап характерен для многих новых районов современного города, где еще предстоит развернуть в полном объеме работы по благоустройству, озеленению, размещению декоративно-художественных элементов, информационных устройств.
Наиболее распространенной формой существования городских пространств являются так называемые стабильные интерьеры, в которых процесс формообразования завершен до последних деталей, например, в центральных районах исторических городов. Правда, устойчивость таких образований далеко не абсолютна — жизнь города вносит свои коррективы в их благоустройство, информационное обеспечение, меняет отдельные элементы архитектурного декора, даже сами здания, дополняет среду новыми монументально-декоративными произведениями. Но все это — в таких количествах, когда общее художественное построение пространства и условия его восприятия принципиально не меняются, т.е. сохраняется привычный сре-довой образ объекта.
Другое дело, если необходимые по тем или иным соображениям изменения облика материальных компонентов интерьера становятся необратимыми, нарушают композиционную структуру. В этом случае объект переходит в разновидность реконструируемых пространств, близких по содержанию трансформаций с новыми, формирующимися, но с тем отличием, что здесь существующие опорные элементы играют гораздо более важную роль, чем в новых структурах.
Градостроительный характер открытых пространств, отразившийся в предложенных системах их классификации (структурно-геометрической и по этапам развития), диктует свои отличия формирования и функционирования городского интерьера от обычного. Последний, как правило, осуществляется в натуре единовременно, целиком, и таким же образом происходят его переделки. Улицы и площади, наоборот, чаще всего складываются постепенно, по частям. Причем если в простом интерьере единоличное авторство — рядовой случаи, то в городском — редчайшее исключение. Коллективность градостроительного проектирования сказывается не только в многочисленности проектных групп по отдельным разделам городского интерьера — от информационного обеспечения до монументальной пропаганды, — но и в разделении их деятельности во времени, в их административном подчинении и т.д.
Высокое качество работы этого ''коллективного автора" требует постоянной само-координации, вооруженной знанием особенностей проектирования, прямым образом вытекающих из специфики архитектурного строения, возведения и использования открытых пространств.