Специфика задач обучения архитектурно-дизайнерскому проектированию — особенности художественного мышления, творческих установок, связей с художественной культурой современного мира — требует существенной корректировки традиционных форм преподавания дисциплин художественного цикла, заложенных в архитектурной школе несколько веков назад и в целом доказавших свою действенность и в наши дни. Требуют такого вмешательства в учебные программы и важнейшие изменения, которые внес в проектную и художественную культуру XX век, мощное развитие современной теоретической и практической — включая компьютерную — базы изобразительных искусств, многообразие форм их внедрения в жизнь общества.
Поэтому традиционные дисциплины изобразительно-художественного цикла — рисунок, живопись, скульптура — изучаемые на первых курсах архитектурно-дизайнерской школы по общим со специальностью 2901 (архитектура) программам, начиная с 5-го семестра трансформируются в новые по содержанию и задачам дисциплины: "Рисунок и проектная графика", "Живопись" и "Скульптурно-пластическое моделирование".
Курс "Рисунок и проектная графика" является одним из основных в цикле художественных дисциплин, взаимосвязанных с учебным проектированием. Однако тематика работ, последовательность и объем упражнений курса нацелены прежде всего на формирование его собственной художественной самоценности, так как сведение рисунка и графики полностью на служебно-прикладное положение привело бы к снижению уровня профессиональной подготовки архитектора-дизайнера. Поэтому цели курса прежде всего преследуют обретение и развитие графической культуры и композиционного мышления через наработку профессиональных навыков использования графического языка в качестве средства проектирования.
Преподавание дисциплины в пределах единой программы делится на три самостоятельные части по конкретике задач и материалу работ.
Первая часть включает: графическое освоение плоскостного, объемного и пространственного типов изображения; анализ средств, материалов и приемов работы мастеров применительно к различным жанрам архитектурно-дизайнерского творчества; знакомство с искусством шрифта и освоение некоторых основополагающих приемов шрифтовой графики. Способствуют становлению структурно-композиционного и эстетического мышления композиционные импровизации на плоскости, задуманные как ответ на специальную задачу ее организации; без постановки и решения функциональных условий изучаются приемы и способы ее графического "превращения" в объемную структуру, а затем и в пространственную. Сочетаются художественные средства, используемые не только как архитектурно-дизайнерские, но и "живописные", станковой графики, оформительского и прикладного искусства. Это расширяет кругозор и повышает общую графическую культуру, создавая базу для профессионализма.
Во второй части изучаются основные виды творческих графических задач на различных стадиях проектирования: от первоначального замысла до проектного воплощения. Здесь и овладение беглым поисковым рисунком в процессе нахождения образа или художественной концепции; и выполнение аналитических зарисовок /контекста, аналогов, схем/, точно передающих информацию; графическое выражение эмоций, настроений, состояний, ассоциаций, — все, что развивает воображение, фантазию, пространственное представление и сопутствует процессу дизайнерского проектирования на всех стадиях: идея-замысел, структура, композиционный замысел, образный строй и т.д.
Третья часть курса направлена на овладение приемами "подачи" проектного материала в самых различных областях архитектурно-дизайнерского творчества: разновидности графического дизайна, промграфика, реклама, экспозиция, интерьер, архитектурно-дизайнерские средовые объекты.
Сочетание и взаимодополнение графических, цветовых, пластических, объемно-пространственных, макетных и других средств моделирования вооружает дизайнера-проектировщика широким спектром профессиональных приемов и методов, необходимых на практике: графо-аналитическим, сценарным методом моделирования, методом сценарных оппозиций и др. В этом исключительное отличие программы по рисунку и графике от традиционно-академической, в которой ни рисование с натуры голов или фигуры человека, ни даже архитектурные зарисовки с натуры, выполняемые без определенной учебно-проектной цели, не могут связать рисунок с проектом. Вне программы остаются некоторые виды графики, приемы и материалы, которые участвуют в учебном проектировании: рапидограф, акварельная отмывка, фотографика, граттаж, фроттаж, аппликация, ксерокс, цветной карандаш, компьютерная графика и др.
Курс "Рисунок и архитектурная графика" включает практические упражнения в аудитории и на объекте, а также посещение выставок, обсуждение студенческих учебных и факультативных работ.
Курс "Живопись" в архитектурном вузе вообще является необходимым шагом на пути к комплексному изучению цвета, его эмоционально-образного воздействия и смысловой содержательности. Для архитекторов-дизайнеров он существенно отличается по своей методике как от аналогичных курсов в художественных вузах, так и от основного курса архитектурного института, т.к. ставит своей задачей прежде всего использование цвета в соответствии со спецификой архитектурно-дизайнерского творчества.
Дисциплина "Живопись" ставит своей целью освоение культурного наследия в изобразительном творчестве, особенно современного, воспитание у студентов чувства цветовой гармонии, композиционного мышления в цвете, умения использовать живописные средства в процессе проектирования на различных его этапах, а не только как средство путевых зарисовок и этюдов с натуры.
Задачи курса — изучив художественные приемы живописного творчества основных направлений в искусстве XX века, овладеть возможностями плоскостного, объемного и пространственного живописного изображения, связать его с архитектурным и дизайнерским проектированием.
Курс начинается с цикла упражнений, направленных на создание плоскостных, объемных и пространственных живописных структур.
Прежде всего происходит изучение приемов плоскостной живописи. На основе анализа и специального отбора средств (использование обратной линейной и тональной перспективы, совмещение проекций, общего контура, сближение по цвету и тону, "переплетение" планов, сочетание локальных цветов и др.) изучаются принципы и приемы создания плоскостной живописной композиции; выявляются основные случаи необходимости ее использования.
Изучение приемов показа объемных фигур с помощью подчеркнутого выявления граней и ребер предметов, использования локального цвета, пластической и цветовой моделировки, контрастов по цвету и тону и др. позволяет студентам убедиться в эффективности этих способов изображения объемов средствами живописи. Выявляются те основные ситуации, когда целесообразно показывать именно объем.
Пространственное живописное изображение строится на применении активной линейной и воздушной перспектив, кулисного расположения объемов и плоскостей, ракурсов, цветовых рефлексов и бликов, "размывании" границ предметов и др. Эти средства и приемы необходимы не только для "подачи" готового проектного решения в близком к реальности виде, но и для поиска образа проектируемого пространства, сравнения вариантов решения.
Изучение цветовых проектно-живописных средств начинается с предпроектного колористического анализа ситуации (например, фрагмента городской среды). Этот раздел программы уникален и представляет собой нечто среднее между живописью и архитектурной колористикой, и практикуется только на занятиях по дизайну.
Натурные эскизы в цвете, раскладки цветовых доминант искусственного и естественного ландшафта, наблюдение и фиксация цветовой динамики и освещения, выявление пластических и структурно-пространственных особенностей среды, ее дизайнерского наполнения и др. составляют содержание процесса изучения цветового контекста архитектурной среды.
Курс "Скульптурно-пластическое моделирование" в архитектурно-дизайнерском творчестве также является дополнительным к основной учебной дисциплине — проектированию. Он принципиально отличается направленностью как от программ художественных вузов, в которых скульптура имеет самоценное значение, так и от традиционного макетирования в архитектурных вузах, которое решает задачи почти исключительно тектонические.
Цель курса — дать профессиональные, а точнее — межпрофессиональные знания и представления, навыки и приемы скульптурно-пластического моделирования, объединяющего скульптуру, дизайн и архитектуру в единый процесс и продукт архитектурно-дизайнерского творчества. Это связано с решением целого ряда задач: знакомство с традиционным и современным использованием скульптуры в архитектурной среде; ознакомление с возможностями скульптурной пластики в решении актуальных задач архитектурно-дизайнерской практики; изучение тектонических особенностей, специфических художественных средств различных жанров скульптурной пластики (монументальной, камерной, декоративной, прикладной, станковой и т.д.), освоение приемов моделирования скульптурной пластики в условиях учебного проектирования.
В первой части курса рассматриваются исторический и современный аспекты сосуществования и художественного взаимодействия произведений архитектуры, дизайна и скульптуры. Выясняются границы сохранения скульптурой статуса самостоятельного вида искусства и перехода ее в область архитектуры или дизайна.
Во второй части раскрываются возможности современной скульптурной пластики в решении задач сегодняшнего архитектурного дизайна — от обогащения ин-терьерной пластики и "декоративного" использования оборудования интерьера до разработки урбанистической мебели, элементов благоустройства и деталей технических сооружений.
В третьей части практически осваиваются такие понятия пластического моделирования, как тектоника, материал, конструктивность, фактура, текстура, цвет и др. Анализируются художественные особенности использования различных материалов в различных жанрах современной скульптуры (от драгоценных пород дерева и мраморов — до использования металлолома и отходов бытовой масс-культуры). Пристальное изучение материалов, которые используют мастера современной скульптуры, дизайна и архитектуры, позволяет проникнуть в сокровенные тайники их мировоззрения, вкуса, эстетики.
В четвертой части курса изучаются практические приемы моделирования в различных материалах — бумаге, картоне, пластилине, дереве, металле и т.д. Изучаются кострукционные фактурные, тектонические, декоративные свойства материалов.
Курс иллюстрируется показом диапозитивов, книг, журналов, включает экскурсии и обсуждения выставок современной скульптуры. Изучение творчества мастеров, кроме копий и работ в стиле мастера, сопровождается короткими аннотациями и рефератами, а также схемами и рисунками.
Новые требования к качеству предметно-пространственной среды, связанные с актуализацией экологических и социально-культурных проблем, содержат в том числе и требования к колористической выраженности среды. В этой связи необходимо обратить пристальное внимание на подготовку архитекторов-дизайнеров, способных в соответствии с требованиями сегодняшнего дня профессионально решать средовые проблемы колористики, воспитывая художников новой формации, способных научить массового зрителя видению цветового богатства мира, без которого невозможно повысить уровень колористической культуры потенциальных потребителей вновь создаваемой среды и приблизить ощутимый качественный сдвиг в ее колористических решениях.
Очевидно, что формирование функционально и эстетически совершенной колористической среды, предназначенной для будущих поколений, закладывается сегодня, и его успех зависит, в основе своей, от эффективности обучения колористике.
Во-первых, "колористика" — наука о цвете в материально-пространственной среде, несущей определенную смысловую, эмоциональную и эстетическую информацию; колористика как наука опирается на базис классического цветоведения. Этот базис позволяет развить многие аспекты науки о цвете, ранее не входившие в рамки цветоведения, но вызванные сегодня потребностями жизни.
При этом функция цвета как средства сохранения и создания экологически чистой визуальной среды, которая сегодня зачастую перенасыщена цветом или ахроматикой, сводится к двум, неприемлемым для человека состояниям — визуальному хаосу и монотонности. В процессе длительной эволюции человек постоянно ощущал вокруг себя природный фон с присущей ему многообразной полихромией, которая менялась в течение суток и сезонов, и его глаз превратился в тончайший инструмент, адекватно отражающий эту пространственную жизнь цвета. "Заключение" в цветовой хаос или ахроматику современного города, интерьер квартиры массовых новостроек, кабину рабочего пульта управления лишает человека возможности воспользоваться в полной мере и насладиться колористическим богатством мира, ведет к снижению чувствительности цветового зрения, способности эстетических переживаний, приводит к дискомфортности визуального восприятия, потере ориентации в пространстве, отрицательным эмоциям, стрессам и т.д. Поэтому поддержание необходимого баланса между полихромией и монохромией, насыщенностью и разреженностью цветового окружения, его статикой и динамикой является важнейшей задачей колористики, решение которой отвечает целям экологического движения, в частности, одному из его направлений — видеоэкологии.
Другое направление колористики как науки — колористическая культура. Это направление возникло вследствие осознания цвета как социального феномена, выражающего определенные эстетические предпочтения, имеющего смысловые значения, символическую выраженность. Вследствие этой способности цвет в обществе является средством коммуникации, своеобразным языком, которым человек овладел в историческом времени ранее, чем языком вербальным. Смысловые значения, связываемые с определенным цветом, цветовым сочетанием или группой цветов, объединенных каким-либо признаком, — цветовая семантика — оказывают решающее воздействие на цветовые предпочтения, цветовую эстетику, цветовую гармонизацию. Опыт показывает, что цветовая гармония в понимании различных цивилизаций и периодов развития мировой культуры имеет собственные оригинальные черты, несмотря на практически константную психофизическую систему человека. Этот факт подтверждает социальную обусловленность цветовой гармонии, значимость явления колористической культуры, нашедшей отражение в живописи, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне.
Культура освоения человеком пространства формирующих его объемных и плоскостных структур неразрывно связана с цветовой культурой. Способность полихромии визуально преобразовывать геометрический вид формы является проявлением ее формообразующего действия. Изменение полихромии позволяет изменять визуальный образ формы и пространства в определенном направлении. Можно констатировать, что цвет — это свойство формы, и эскпериментальное развитие этого тезиса является одной из важнейших задач современной колористики как науки.
Во-вторых, термин "колористика" понимается как собственно цветовая среда, в которую погружен человек, т.е. пространственное, динамичное цветовое поле, состоящее из природных и искусственных субстанций, которое человек преобразует в соответствии с психофизической необходимостью и изменяющимися художественно-эстетическими требованиями. Это цветовое поле характеризуется тремя характеристиками: цветовой палитрой — областями основных, дополнительных и акцентных цветов; структурой — расположением, величиной и связями цветовых масс, развивающихся в трех перпендикулярных координатах; динамикой — изменением в пространстве и времени одной или одновременно двух предыдущих характеристик.
В-третьих, "колористика" — деятельность по созданию функционально и эстетически совершенной цветовой среды, включая предварительное изучение существующей колористической данности, разработку методики целенаправленного формирования цветовой среды, отвечающей заданным требованиям, реализацию проектных замыслов в натуре, в том числе с использованием новейших технических средств и технологий.
Для более точного определения предмета изучения следует учитывать сходство и различия колористики и живописи (фигуративной), специфику каждой из них, поскольку цвет в высшей архитектурно-дизайнерской школе до сих пор как бы традиционно изучается на занятиях по живописи и отчасти — по цветоведению. Колористику и живопись безусловно объединяют стремление к тонкости видения цвета, расширению цветовой палитры, поиску разнообразных приемов цветовой гармонизации, новым эстетическим переживаниям.
Живопись (фигуративная) использует цвет как средство изображения видимого мира, моделирования объективной реальности. В колористике же цвет — средство для создания новой пластической реальности, новой эмоциональной атмосферы, новых эстетических переживаний. Отличие функций цвета в двух названных сферах творчества: изображение материально-пространственной среды и создание ее нового визуального образа.
Программа изучения курса "Архитектурная колористика" состоит из трех последовательных частей.
Первая часть, "ОСНОВЫ КОЛОРИСТИКИ", посвящена пропедевтике и анализу произведений колористов.
Пропедевтическая часть программы знакомит учащихся с основными сведениями о цвете, со строением цветового круга и цветового тела, с понятием полихромии и цветового множества. При этом учащиеся практически выполняют цветовой круг и разрез цветового тела как основы цветовой систематизации.
Рассматриваются наиболее распространенные в мире цветовые системы, которые одновременно являются национальными цветовыми стандартами: система Мэнселла (США), Практическая цветовая координатная система (Япония), Естественная цветовая система (Швеция) и др. Заметим, что последняя фактически получает международный статус, и в настоящее время ставится вопрос об ее использовании в России в качестве стандарта.
Цветовая гармония рассматривается как синтез формального и содержательного начал. Раскрываются принципы гармонизации цветовых множеств и эволюция цветовой гармонии в различных цивилизациях в историческом времени.
Анализ произведений колористов позволяет понять закономерность и приемы использования цвета в создании различных произведений и формировании окружающей среды. Студенты применяют в качестве инструмента анализа понятия, усвоенные ими в пропедевтической части программы. Они выполняют условную копию какого-либо произведения выдающихся колористов. При этом не ставится задача факсимильного копирования. Учащийся в известной степени "снимает пласт изобразительности" с произведения, которое он пытается анализировать, с тем, чтобы в формализованной копии за счет подчеркнутой локализации цвета, некоторого обобщения структуры и отказа от мелких деталей вскрыть основные, дополнительные и акцентные цвета, составляющие суть цветовой палитры мастера, структуру размещения цветовых масс на изобразительной плоскости, их светлотные отношения, статику или динамику композиционного построения.
В качестве объекта изучения рекомендуется выбирать живопись, построенную на локальных цветовых пятнах (русская икона, живопись итальянского и немецкого Возрождения, работы таких мастеров, как Матисс, Ван Гог, Петров-Водкин, Малевич) — живопись с очевидной декоративностью цветового решения, с обобщенностью цветотональных отношений и определенной степенью абстрагирования от изобразительности, которая легче поддается формализации.
После изучения колористического строя произведений мастеров учащиеся вплотную подходят к самостоятельному колористическому творчеству.
Вторая часть, "КОЛОРИСТИКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ" — основное фундаментальное звено программы, т.к. специфика архитектурно-дизайнерской деятельности говорит о первостепенной важности изучения "работы" цвета не столько на плоскости, сколько в объемной и пространственной формах.
Особое внимание здесь обращено на методику выполнения заданий, в частности, на цветовую преемственность между плоскостной формой и объемно-пространственной структурой.
При выполнении заданий этой части программы учащиеся могут вдохновляться графическими и цветовыми мотивами мастеров, то есть выполнять работу как бы "в маске мастера", или разрабатывать собственные темы.
Студентам предлагается первоначально разработать графическую сетку — каркас будущих плоскостных композиций. Различные цветовые интерпретации этой сетки позволяют получить композиции различной пластической выразительности и эмоционального настроя. Выполняя не менее трех вариантов композиций, учащиеся непосредственно убеждаются в проявлении формообразующей роли полихромии, основанной на эффекте хроматической стереоскопии, в способности полихромии, представленной в различных гаммах, создавать различную эмоциональную атмосферу. Желательно разрабатывать варианты, имеющие неизменяемый компонент для наглядности их сравнения, например, различные цветовые палитры при одной и той же композиционной структуре сетки или одна и та же цветовая палитра при различных композиционных структурах сетки.
Самостоятельная творческая задача — моделирование формообразующего эффекта полихромии в плоскостной форме в виде реального монохромного рельефа, который является условным эквивалентом полихромной плоскости. Рельеф является моделью цветовой композиции-оригинала, выразительность рельефа приобретает самостоятельную ценность и может дорабатываться автором, а затем в соответствии с этой коррекцией изменять оригинал — первоначальную цветовую композицию. Модельная информация может таким образом переноситься на оригинал и совершенствовать его.
Объемная форма возникает в дальнейшем как результат развития рельефа с помощью полихромии. Рельеф, уже как исходная форма, может быть разработан цветом в сторону упрощения или в сторону развития. В последнем случае происходит проявление отдельных объемных форм, "вырастающих" из рельефа.
Объемная форма, в свою очередь, также может рассматриваться как исходная для внедрения полихромии. Эта форма может быть относительно самостоятельной, независимой от окружающего ее цветопластического контекста или, что более плодотворно для ее дальнейшего цветопространственного развития, в сочетании с этим контекстом, который подсказывает пути развития объема. Объемная форма может, скажем, доминировать в этом контексте своей величиной, монолитностью, локальностью цвета или органически вырастать из окружения, перекликаясь с ним общностью членений, стилистической структуры, цветовой палитры и т.д.
Пространственная форма более сложна в сравнении с рельефом и объемом. Если рельеф воспринимается, главным образом, фронтально, а объем требует кругового обзора, пространство может быть воспринято не только со стороны, но и изнутри. Возникает проблема его решения в диалектической взаимосвязи внешнего и внутреннего, экстерьера и интерьера, граница между которыми обычно неуловима и подвижна. Создавая пространственную форму, необходимо помнить, что она возникает при достаточно близком ее развитии одновременно по трем координатам, то есть рельеф, имеющий развитую длину и ширину при подчиненной по размеру высоте, усложняется и получает более развитые пространственные характеристики при увеличении высоты своих элементов, переходящих в объемные формы. Последние определяют структуру возникающей пространственной формы.
Основной теоретической базой для решения творческих задач в пространственной композиции является принцип пространственного цветового зонирования. Суть его заключается в реализации свободного развития цвета по всем трем координатам в пределах пространственной формы. Цвет изменяется одновременно по длине, ширине и высоте, что приводит к созданию пространственного колористического поля, готового в свою очередь к другим изменениям.
Предлагаемая последовательность упражнений позволяет подвести учащихся к решению с помощью колористики средовой проблематики: интерьера, городского пространства, естественного пейзажа, в которых отдельные формы воспринимаются человеком в своей взаимосвязи и в целостности с контекстом. И здесь уже требуется решать и проблему масштабности.
Третья часть — "КОЛОРИСТИКА В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ" — закладывается в консультациях на занятиях по проектированию, где студент использует средства колористики, опираясь на теоретические знания и учебный опыт композиционной работы с цветом.
Колористическое решение разрабатывается в составе учебного проекта архитектурного объекта или фрагмента архитектурной среды. При этом речь идет о колористическом решении интерьера этого объекта, его экстерьера в реальной средовой ситуации, а также о взаимосвязи и общей обусловленности этих решений.
Конкретное архитектурно-дизайнерское решение объекта, включающее колористическое решение, базируется на результатах предпроектного анализа, в состав которого входит изучение существующей цветовой среды, окружающей проектируемый объект, природно-климатической цветовой обусловленности данного места, существующих цветовых предпочтений населения региона и безусловно — конкретных требований заказчика. Результат предпроектного анализа позволяет наметить направления проектного поиска и более эффективно сконцентрировать творческую энергию в определенном направлении, в частности по выбору цветовой палитры, общему характеру решения, его семантической значимости и эстетическим ориентирам.
Цветовой разработке подлежит весь архитектурно-дизайнерский комплекс: архитектурные объекты во взаимосвязи с природным или искусственным окружением, объекты городского дизайна, пластика земли и естественной зелени, графический дизайн системы визуальных коммуникаций. Причем колористическая среда комплекса рассматривается в единстве дневного и вечернего времени суток. Сценарный замысел этой пространственно-временной композиции, использующей преимущественно колористические средства, естественно опирается и развивает объемно-пространственные особенности комплекса.
Особое внимание уделяется овладению цветографическим языком, которым учащийся излагает результаты предпроектного анализа, концептуальные идеи проекта и варианты колористического решения в целом и деталях. Наряду с использованием традиционных и новых материалов и техник цветографической подачи проекта желательно параллельное овладение компьютерной графикой, которая позволяет разработать в кратчайший срок систему вариантов, графически адекватно передающих восприятие объекта в натуре, и с высокой графической культурой представить проектное предложение. Заметим, что работа с компьютером требует от исполнителя высокого профессионализма, поскольку это мощное средство в руках архитектора-дизайнера постоянно ставит перед ним проблему выбора. Именно эта особенность работы с компьютером напоминает о том, что студент к этому времени уже должен в основном овладеть мастерством колориста и обладать тонким чувством стиля.