Предназначены эти пространства для таких видов деятельности, где прямое воздействие погодных условий либо необходимо, либо не является существенной помехой (сельскохозяйственные угодья, рекреационные зоны, уличная транспортная сеть и т.п.). Вместе с тем в среде населенных пунктов, прежде всего в городах, они являются необходимым дополнением к "закрытым" интерьерам зданий и сооружений, поскольку обеспечивают утраченную в интерьерах связь горожанина с природой.
Среда открытых пространств обычно отличается от среды интерьеров особыми способами организации функции и облика:
- а) большие размеры — не меньше, чем на порядок — обуславливают специфические условия восприятия (размытость дальних планов, "условность ограждений", "кулисное" построение глубинной композиции), новое ощущение масштаба пространства;
- б) ландшафтные компоненты: зелень, небосклон, играющие весьма активную роль в формировании облика;
- в) функция в открытом пространстве становится комплексной (главная улица — как коммуникационный канал, общественно-торговый центр и символ города одновременно).
Все эти особенности делают проектирование открытых пространств самостоятельным разделом средового дизайна.
К архитектурным открытым пространствам относятся те объекты, в проектировании которых сознательно учитываются их художественные особенности — включения зданий, сооружений, специальная, с пониманием роли эстетического начала, обработка объемов и поверхностей, составляющих пространственные решения и т.д., поэтому в эту категорию, прежде всего, включают, помимо специальных ландшафтных и инженерно-природных образований (парки, плотины и т.п.), все открытые городские пространства.
В теории и практике проектирования для этого объекта нет устоявшегося термина. Его называют "фрагмент городской среды", "урбанистическое пространство", "внешнее городское пространство", "городской ландшафт", "городской интерьер", "градостроительный ансамбль" и т.д. Каждый из этих терминов определяет явление со своих позиций, однако их смысл в соответствующем контексте всегда понятен. Наиболее широкими рамками обладают три из них: открытые (городские) пространства, "городская среда" и "городской интерьер", поскольку точнее других определяют "средовую" сущность объекта.
"Всякое здание участвует в создании двух пространств: внутреннего, которое полностью определяется архитектурным произведением, и внешнего, или урбанистического пространства, заключенного между этим произведением и другими, близлежащими... Архитектурное пространство мы продолжаем ощущать в городе, на улицах и площадях, в переулках и парках, на стадионах и скверах — повсюду, где творчество человека ограничило "пустоты", т.е. создало замкнутое пространство... все то, что зрительно ограничено какими-либо завесами, будь то стены зданий, или ряды деревьев, или синь моря".
Сказанное позволяет уяснить сущность понятия "городское пространство" — это целостно и изнутри воспринимаемый конкретный фрагмент открытого архитектурного пространства, в котором часть реальных ограждений (плафон, стены) заменены условными (небосвод, панорама и т.д.). Развитием этого термина является понятие "городская среда" — как единство архитектурных свойств этих фрагментов с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской. Это улицы, площади, жилые дворы, бульвары, промтерритории и т.д., обладающие свойствами среды, т.е. обжитые, освоенные горожанами, обеспечивающие соответствующие "местные" виды городской деятельности. Совокупность этих фрагментов, складывающихся в городскую среду в целом, определяет образ жизни всего города.
Своеобразным синонимом термина "городская среда" является понятие "городской интерьер", появление которого совпало с усилением тенденций "глобального" многоцелевого благоустройства открытых пространств в современном городе, насыщения его разного рода оборудованием, декоративными и художественными элементами, приближения их по уровню оснащенности к интерьерам зданий и сооружений, что позволяет, при необходимости, "стирать грань" между пространствами открытыми и "закрытыми", создавая единую непрерывную ткань нужной человеку среды обитания.
Отличие городского интерьера от обычного состоит в сочетании элементов, которые поддаются авторской обработке в процессе "конструирования изолирующей среды", и элементов, включающихся в средовое произведение только зрительно— небосклона, фрагментов пейзажа, перспектив улиц, панорам. Естественно, что при этом основная задача архитектуры — "изолировать, ограничить какими-либо вещественными материальными формами известную часть пространства"2 — существенно усложняется: "пунктир" материальных форм, вычленяющих открытое городское пространство, должен быть достаточно выразительным, чтобы выполнить свое предназначение, должен гармонировать с изображениями, возникающими в неизбежных разрывах, а размещение и конфигурация этих разрывов должны согласовываться с градостроительными законами, лежащими вне закономерностей формирования материальных объектов.
Размытость границ, определяющих специфику тех или иных форм открытого пространства, делает создание городского интерьера особой областью архитектурнодизайнерского творчества, стоящей на грани между градостроительным и объемным проектированием. Оперируя одновременно с "дальними" и "ближними" градостроительными пространствами, архитектор-дизайнер должен свободно ориентироваться в комплексе функциональных и художественных факторов их планировочной организации, задумывая формы и конструкции ограждений и заполнение "своего" пространства, должен обладать знаниями, необходимыми для проектирования различных зданий и сооружений, объектов городского дизайна и оборудования, элементов ландшафтной архитектуры.
Формирование городского интерьера подчиняется закономерностям прямого зрительного восприятия, как это имеет место в интерьерах зданий; однако его масштабы, формы, особенности развития гораздо ближе к исходным параметрам градостроительных образований — районов, зон, — цельное и единовременное восприятие которых затруднено или невозможно. Это положение усугубляется многоплановостью самого понятия "интерьер", которое в равной степени можно отнести и к отдельному помещению, и к их связке, и к совокупности впечатлений от всех внутренних пространств здания. Та же многозначность наблюдается при описании городского пространства.
Простейшей формой городского интерьера следует считать единичный, относительно изолированный фрагмент города, который зритель в состоянии воспринять единовременно. Таковы площадь, перекресток улиц, двор, отрезок магистрали.
Комбинации отдельных объектов зритель осваивает разновременно, "порциями". Если при этом сохраняется активная связь прямых впечатлений от этих пространств, возникает следующая разновидность городского интерьера — система объектов, образующих несравнимый с исходными новый образ. Так воспринимается сложенный из отдельных площадей и линейных отрезков ансамбль центра Санкт-Петербурга.
Самый сложный уровень в этой иерархической последовательности — впечатление от района или города в целом. Синтетический "образ города" возникает при слиянии полученных в разное время представлений о всех его крупных ансамблях, характерных уголках, природных пейзажах.
"Ярусная" структура восприятия среды города (отдельный фрагмент — вычлененная композиция локальных пространств — облик города в целом) — весьма существенная черта его архитектурно-дизайнерской организации. Однако при всей сложности проектного прогноза ее высшей формы — "образа города" — надо помнить, что суммируется он из вполне поддающихся вычленению и анализу самостоятельных "атомарных" актов средового формообразования, охватываемых двумя "нижними" уровнями восприятия городского интерьера.
Пространственное строение городской среды составляется из множества средо-вых объектов и систем и практически повторяет сформированную по законам архитектуры и градостроительства структуру открытых пространств города ("каркас", образованный уличной сетью, ландшафтной опорой, расположением общественных центров, и "ткань" — застройка, здания и сооружения, заполняющие ячейки "каркаса").
Функциональная типология форм городской среды в целом калькирует общесре-довые закономерности (объекты и системы производственные, жилые, рекреационные, общественных центров, коммуникационные русла и узлы), но тектонические особенности строения открытых пространств, их масштаб вносят сюда свои коррективы.
Во-первых, большинство "городских интерьеров" сливаются, "перетекают" друг в друга, составляя непрерывную цепь разных "полей деятельности" и впечатлений. Это ставит перед проектировщиками специальные задачи:
- а) уметь "разделить" средствами архитектуры и дизайна облик соседних, сливающихся вместе пространств;
- б) знать приемы "соединения", гармонизации не только функциональных процессов, но и впечатлений от разных, но примыкающих друг к другу уголков города;
- в) уметь организовать совокупность рядом лежащих фрагментов города как единую функциональную и художественную композицию, со своими акцентами и кульминациями.
Во-вторых, размер даже "стандартных" цельных открытых пространств столь велик, что в их границах, помимо прямых функций (например: коммуникация, торговля), всегда появляются дополнительные (отдых, информация) со своим наполнением; при этом для зрителя главным в облике площади становится не ее общее ограждение (застройка), а предметное наполнение ближнего плана, формирующее данную функциональную зону. Кроме того, большой размер городских пространств диктует и особые приемы его дизайна — от организации водостока до приемов освещения.
В третьих, прямое воздействие на городскую среду погодных условий предопределяет, помимо активного использования в ее благоустройстве т.н. ландшафтного дизайна и связанных с ним малых архитектурных форм, корректировку микроклимата среды с помощью планировочных средств и объемных устройств (ветрозащитных стенок, солнечных "ловушек" и т.п.), что требует особых дизайнерских знаний.
Наконец, специфика городской среды предопределяет использование в дизайне ее предметного наполнения большого количества единых для всего города стандартных решений и элементов — из соображений экономических и эстетических (единый дизайн общих для всего города деталей среды помогает соединить в ансамбль разнородные интерьеры города).
Таким образом, функционально-художественные разновидности фрагментов города гораздо богаче их "архитектурной" номенклатуры, т.к. бесчисленность видов контекста градостроительных ситуаций (от исторических кварталов до новой застройки) даже близких по строительным параметрам объектов порождает нестандартность, множественность форм предметного наполнения этих пространственных ячеек и приводит к появлению совершенно несхожих архитектурно-дизайнерских средовых композиций.
В результате образ городской среды — этот символ своеобразия города или его района — складывается как калейдоскопическая непрерывно меняющаяся картина, вобравшая в себя и архитектурные, и природные приметы города, стиль и темп его жизни, меру и завершенность убранства и благоустроенности его улиц и площадей.