- уменьшение непосредственного участия человека в производственных процессах, неблагоприятно сказывающихся на его физическом и психическом состоянии. В этом случае пространства, где происходят сами производственные процессы, строятся почти исключительно подчиняясь технологическим требованиям, а компактные помещения, в которых размещаются операторы, приближаются по решению интерьера к офису;
- частичный отказ от конвейера как от способа организации производства, наименее содействующего творческой деятельности человека. Так, на ряде заводов автомобильной корпорации "Вольво" в Швеции и Нидерландах сборка автомобилей (причем не штучная, а массовая) производится на стапелях, обслуживаемых отдельными бригадами, осуществляющими полный ее цикл с начала и до конца.
Правда, при этом все предшествующие производственные операции — сварка кузовов, сборка двигателей и т.д. — производятся роботами на автоматизированных линиях. В соответствии с такой организацией производства традиционное пространство цеха разбивается на локальные участки деятельности отдельных бригад, позволяющие приблизить масштаб интерьера к человеку.
Интерьеры общественных зданий не обещают радикальных изменений по сравнению с сегодняшней ситуацией — как и десять лет назад, в годы расцвета постмодернизма, отсутствуют какие-либо стилевые ограничения, все большую роль приобретают цветовая и световая среда интерьера; особенно последняя, возможности формирования которой заметно расширяются с совершенствованием технологии осветительных приборов.
Наибольших же изменений можно ожидать в интерьере жилых пространств — изменение строительных технологий, появление новых типов оборудования может, наряду с сохранением традиционных, привести к появлению радикально измененных видов жилища.
Уже упоминавшиеся выше недостатки, связанные с делением жилья на дневную и ночную зоны, диктуют гибкость и возможность его трансформации, что позволило бы менять характер жилой среды на протяжении суток в зависимости от протекающих в ней процессов. Более редкие трансформации жилой среды связаны с изменением демографического состава проживающих в ней семей, с изменением рода их занятий и т.д. Помимо этого современный образ жизни часто препятствует оседлости людей, требуя их перемещений с места на место — от переездов в рамках одного населенного пункта до переселения из страны в страну.
Эксперименты по созданию жилой среды, удовлетворяющей всем этим требованиям, начались еще во второй половине 1960-х годов в концептуальных проектах групп "Аркигрэм" (Великобритания) и "Химмельблау" (Австрия). Предлагаемая ими жилая среда представляла собой мобильные (легко переносимые с места на место или вообще самоходные) трансформируемые жилые ячейки с жестким сервисным ядром и гибкой оболочкой помещений, легко подключаемые к коммуникациям, расположенным в несущих конструктивных структурах или существующие автономно, способные раскрывать интерьер в окружающую среду или изолировать его. Подобным образом предлагалось создавать целые города, неизменными в которых оставались бы только жесткие несущие структуры с коммуникациями; даже название — "Плаг-н-сити" ("город-розетка") — отражало мобильный, трансформируемый характер жилья.
Воплощением, хотя и частным, идей "Плаг-н-сити" в жизнь можно считать построенную в середине 1970-х годов по проекту Кисё Курокавы гостиницу в Токио, все номера которой представляют собой абсолютно идентичные автономные модули на одного человека, "подключенные" к общему ядру вертикальных коммуникаций.
При этом внутреннее пространство номера решено, скорее, в духе космических технологий, когда в крайне стесненном объеме размещается максимум оборудования для жизнеобеспечения, досуга и работы (гостиница предназначена для одиноких бизнесменов, приезжающих в столицу по делам и служит, преимущественно, целям изоляции их от агрессивной среды большого города). Возможно, именно узкая специализация гостиницы и послужила причиной тому, что этот эксперимент так и не нашел до сих пор массового подражания.
Существенное отличие капсул Курокавы от жилых модулей "Аркигрэма" или "Хим-мельблау" — их замкнутость, обусловленная узкой функцией. Оболочки модулей "Плаг-н-сити" по большей части прозрачны, открываясь во внешнюю среду; подразумевается, что она должна быть не агрессивной, но дружественной человеку. Собственно, создание дружественной среды — будь то внешнее пространство или интерьер — и является основной задачей проектировщика вне зависимости от того, какое назначение носит проектируемый им объект.