Устойчивость составного сжатого стержня проверяют по общей формуле
в которой коэффициент продольного изгиба φу определяется по приведенной гибкости λпр, учитывающей податливость соединений и конструктивные особенности составного стержня при расчете его относительно оси у, параллельной швам сплачивания (рис. 76). Приведенная гибкость в общем случае выражается формулой
здесь λу — гибкость всего элемента относительно оси у, определенная по расчетной длине элемента l0 без учета податливости соединений;
λ1 — гибкость отдельной ветви относительно ее оси 1—1, вычисленная по расчетной длине ветви l1, при l1 меньше семи толщин ветви (l1<7с) принимается λ = 0;
μy — коэффициент приведения гибкости составного стержня, учитывающий податливость связей,
где b и h — полная ширина и высота сечения элемента, см;
nш — число рабочих швов в элементах, по которым суммируются взаимные сдвиги ветвей;
l0 — расчетная длина элемента, м;
nс — расчетное число срезов в одном шве на 1 м длины элемента (при нескольких швах с различным числом срезов принимается среднее для всех швов число срезов);
kс — коэффициент податливости соединений, определяемый по табл. 2 приложения 9.
Наиболее распространены четыре типа сжатых составных стержней (рис. 77):
1. Стержни-пакеты, состоящие из ветвей равной длины, вплотную прилегающих друг к другу (рис. 77, а). Расстояние между связями в таких стержнях обычно l1<7с: и λ1 = 0. Относительно оси х стержень рассчитывается как цельный.
2. Стержни со сплошными прокладками, состоящие из ветвей, разделенных длинными прокладками почти на всю длину стержня (рис. 77, б). Как и в первом случае при λ1 = 0 приведенная гибкость λпр = μyλy. Основные ветви доходят до опоры и воспринимают нагрузку непосредственно, а прокладки до конца не доходят и воспринимают нагрузки через связи (неопертые ветви). При расчете относительно оси у расчетные моменты инерции определяются с учетом всех ветвей (опертых и неопертых): Iy = Iо + Iн.о. При расчете относительно оси х расчетный момент инерции Ix = Iо + 0,5 Iн.о.
Расчетная площадь поперечного сечения равна сечению только опертых ветвей (F = Fо).
Расчетный радиус инерции и гибкость относительно оси у:
то же, относительно оси х:
3. Стержни с боковыми накладками, расположенными почти по всей длине (рис. 77, в). Накладки нужны для увеличения жесткости элемента относительно оси у. Расчет таких стержней производится по тем же формулам, что и стержней со сплошными прокладками.
4. Стержни с коротк ими прокладками (рис. 77, а), расположенными на некотором расстоянии друг от друга, которое обычно не превышает 7с, где с — наименьший размер сечения ветви. Приведенная гибкость стержня определяется по формуле (88), расчетная длина ветви принимается равной расстоянию l1 между крайними связями прокладок.
При проектировании составных стержней, расчет которых ведется с учетом гибкости отдельной ветви, длину ветви необходимо назначать из условия, чтобы ее гибкость не превышала гибкости всего стержня, т. е. l1≤μyλyr1.