Но перегородок на квадратный метр жилой площади приходится больше любой другой конструкции — до 2,5 м2.
Ясно, что столь распространенная конструкция не может не оказать своего влияния на сроки строительства зданий, на их стоимость, эксплуатационные качества квартир и т. д. Ясно также, что интересы строительства требуют, чтобы конструкция перегородок была рациональной.
Какие же требования предъявляет современное строительство к перегородкам?
Таких требований много: капитальность, возможность быстрого возведения и разнообразной отделки, невысокая стоимость, хорошая звукоизоляция, использование местных материалов и т. п.
Большинство известных нам конструкций перегородок этим условиям не отвечает. Нас уже не могут удовлетворить старые, «испытанные» конструкции щитовых деревянных перегородок с мокрой двусторонней штукатуркой. Их стоимость высока, они требуют большого расхода древесины, значительных затрат квалифицированного труда штукатуров, длительной сушки и т. п.
Неприемлемы также перегородки из кирпича, шлакобетонных камней, карбонизированных блоков и т. п. Эти перегородки возводятся вручную из мелкоштучного стенового материала. Они очень трудоемки при возведении и в последующей отделке поверхностей.
Неудовлетворительны и деревянные щитовые перегородки, обшитые сухой штукатуркой: их звукопроводность высока, и они опасны в пожарном отношении.
В строительстве нашли широкое применение перегородки из гипсовых сплошных и пустотелых плит. Обладая рядом положительных свойств, в частности сравнительно удовлетворительной звукоизоляцией и относительно невысокой стоимостью, эти перегородки имеют также свои недостатки. Прежде всего, весьма трудоемок процесс установки перегородок из отдельных плит на гипсовом растворе. Трудоемки также операции выравнивания поверхности посредством циклевки под оклейку обоями. Отделка таких перегородок под окраску очень сложна.
Летом 1951 г. на строительстве корпуса № 55 по Песчаной улице появился новый тип перегородок — из гипсовой сухой штукатурки с гипсошлакобетонным заполнением. Наблюдения, акустические и другие испытания и технико-экономический анализ подтвердили высокие производственные, экономические и эксплуатационные свойства этих перегородок. Они капитальны, обеспечивают хорошую звукоизоляцию, сравнительно просты в устройстве, невысоки по затратам труда, имеют гладкие сухие поверхности, пригодные для разнообразной отделки, выполняются из местных материалов и т. д.
И все же это решение также не может нас удовлетворить из-за малой его- индустриальности.
Для крупнопанельного строительства назрела настоятельная необходимость такого решения перегородок, которое находилось бы в соответствии с организацией монтажа домов из крупных деталей весом от 1,5 до 5 т.
Такой конструкцией могут быть перегородочные панели, имеющие размеры по длине и высоте «на комнату».
В настоящее время уже есть такие решения, и практика нескольких строительных организаций доказала полную возможность и целесообразность изготовления, транспортировки и монтажа крупнопанельных перегородок.
Проведенные в последние годы практические испытания и многочисленные исследования говорят о том, что лучшим материалом для крупнопанельных перегородок является гипсобетон на неорганических заполнителях. Природные свойства гипсовых вяжущих всегда заслуженно привлекали к себе внимание строителей. Эти материалы позволяют получать в короткие сроки изделия достаточной прочности, дешевые, хорошего внешнего вида, с лицевой поверхностью, готовой для производства последующих отделочных операций. Достаточно проста и технология изготовления деталей из гипса.
Не вдаваясь в разновидности технологии изготовления этих перегородок по различным предложениям (вплоть до предложения изготовлять такие перегородки способом прокатки), следует отметить исключительную ценность этих решений.
Переход к крупнопанельным перегородкам позволяет окончательно установить конструктивный тип многоэтажного каркасно-панельного дома. До сих пор способы •осуществления этой детали, занимающей в конструкции весьма большое место, противоречили и крупнопанельной структуре дома и рациональной организации строительного производства.
Получение крупнопанельных самонесущих гипсобетонных перегородок с законченной отделкой окончательно решит вопрос о преимуществе каркасных схем перед так называемыми «бескаркасными» схемами, в которых несущие перегородки становятся основным элементом многоэтажного дома.
Опыт треста «Центростанкострой», разработавшего в 1951 —1952 гг. конструкцию крупнопанельных гипсобетонных перегородок и в 1953 г. осваивающего их в содружестве с трестом «Строитель», а также работы Академии архитектуры СССР, проведенные в содружестве с трестом «Особстрой», показывают, что нужная конструкция перегородок уже найдена.
В 1952 г. крупнопанельные гипсобетонные перегородки были применены трестом «Центростанкострой» на сооружении двух пятиэтажных домов. Начато применение этих перегородок на строительстве десятиэтажного жилого дома.
Панели для междукомнатных и междуквартирных перегородок трест «Центростанкострой» изготовляет размером «на комнату»: высотой до 3,2 м и шириной до 6,5 м. Толщина панелей — 80—100 мм.
Панели, изготовленные из гипсобетона без арматуры, окаймлены деревянными обвязочными брусками (толщина их равна толщине перегородки). На нижнем бруске врезкой устанавливается дверная коробка. К наружным сторонам коробки и к обвязочному бруску нашиваются прямоугольные рейки, образующие при заливке перегородки гипсобетоном «замок». Обвязочный брус и коробка предварительно антисептируются.
При изготовлении перегородок для санузлов и кухонь в теле перегородки, помимо дверной коробки, закладывается также коробка с оконной фрамугой.
Перегородки обладают хорошей гвоздимостью. Поверхность их гладкая. Сразу же после установки их можно шпаклевать и опрашивать. При оклейке обоями отпадают и эти операции: подклеенный слой бумаги можно наклеить непосредственно на перегородку.
Панели отливаются на стендах в вертикальных формах. Прочность гипсобетона через день после изготовления панели — 17—22 кг/см2, что вполне соответствует требованиям, предъявляемым к материалу перегородок. Начальная влажность свежеотформованной перегородки составляет 12—14%. Влажность эта может быть еще понижена применением тощих составов с небольшим начальным водосодержанием. Механическое же уплотнение гипсобетонной смеси при формовке уменьшит усадочные явления при высушивании, устранит коробление изделий, повысит их механическую прочность и улучшит эксплуатационные качества.
Данные о технико-экономических показателях предлагаемых конструкций приведены в таблице 8.
Стоимость изготовления и монтажа гипсобетонной панели в настоящее время меньше стоимости деревянной и гипсоблочной перегородок. В ходе же дальнейшего освоения она может и должна быть уменьшена еще значительней.
Применение гипсобетонных панелей улучшает технологию организации строительных работ, так как требует четкого соблюдения принятой последовательности возведения здания, освобождает строителя от мокрых процессов и позволяет одновременно с возведением стен монтировать готовые сухие перегородки, на что обычно затрачивается много времени и сил.
Значительное количество крупнопанельных перегородок было установлено в городе Жуковском трестом «Особстрой». Это — панели конструкции Академии архитектуры (автор — профессор А. В. Волженский). Их отличие заключается в технологии изготовления. Материалом для них служит жесткая смесь гипсошлакобето-на (1:1,5—1:4). Отливаются они не в вертикальных формах, а на горизонтальной площадке.
Гладкая поверхность площадки обеспечивает панелям ровную нижнюю плоскость, верхняя же плоскость легко заглаживается при формовке, так как борта^ формы служат маяками для правила или виброрейки.
Панели площадью от 10 до 20 м2 после установки на место требуют лишь частичной шпаклевки — не более 10—15% общей поверхности. Прочность, плотность и малая влажность гипсошлакобетонных панелей достигаются уплотнением массы вибрацией при формовке.
Толщина панелей для междукомнатных перегородок устанавливается в зависимости от необходимой звукоизоляции. При объемном весе гипсошлакобетона в среднем 1 400—1 500 кг/м3 минимальная толщина перегородки должна быть около 8 см.
Изменение размеров панели по высоте достигается сменой двух бортов опалубки, два же других борта остаются постоянными, а изменение размеров панели по длине достигается сдвиганием или раздвиганием других, перпендикулярных к ним, бортов.
Для снятия готовых панелей стенд оборудован несложным подъемным приспособлением: металлическая сварная рама, с одной стороны шарнирно укрепленная к неподвижному упору, а с другой стороны снабженная кольцом для крепления к траверсе крана.
При подъеме боковые борта опалубки снимаются. Задний борт (он же траверса) зачаливается краном, и рама вместе с панелью, вращаясь вокруг шарнирной опоры, переводится в вертикальное положение.
Перевозка панелей может производиться на железнодорожных платформах или на автомашинах, оборудованных простой деревянной козловой опорой, на которую панели устанавливаются в несколько наклонном положении.
Транспортабельность панелей была проверена трестом «Особстрой». Панели перевозились на трехтонной автомашине на расстояние до 20 км по булыжной мостовой, грунтовой дороге и бездорожью. Испытание показало, что панели вполне транспортабельны.