По В. Далю - «балкон — висячая площадка или выступ с перилами, приделанный извне к дому». А свое название балкон получил исходя из позднелатинского слова «balcus», что в переводе означает «балка», на которую опирается основание балкона. В архитектуре балконы появились вначале на деревянных, а затем и на каменных строениях. Ограждения у них соответственно были деревянные и каменные, и только начиная со второй половины XVI в. в Центральной Европе при строительстве дворцов, церквей и соборов начинают внедряться в строительство балконы с коваными ограждениями.
Работа по изготовлению балконных решеток очень ответственная, так как от их красоты и качества зависит не только фасад, но и весь архитектурный облик здания. В создании балконных кованых решеток участвовали крупнейшие архитекторы и художники Франции, Англии, Германии, Чехии и других стран Европы. Появляются специальные альбомы гравюр и рисунков с образцами высокохудожественных кованых ограждений.
Как в Санкт-Петербурге, так и в Москве и других старинных русских городах балконные решетки не только украшают многие особняки, доходные дома, соборы и бывшие дворцы, но и создают какой-то неповторимый колорит. По своему конструктивному исполнению балконы бывают одиночными - круглыми угловыми или надподъездными; однорядными (на одном этаже по всему фасаду) или многогрядными (по двум, трем или больше этажей многоэтажного дома). В зависимости от конструктивного исполнения балкона рисунок ограждения имеет свои особенности. Так, рисунок одиночного кованого балконного ограждения или однорядных балконов должен сочетаться с общим архитектурным рисунком дома, в то время как рисунок многорядных балконных ограждений должен сочетаться не только с общим рисунком всего дома, но и с рисунками решеток каждого ряда. В этом случае все балконные решетки должны быть выполнены в одном стиле, но с учетом детальной видимости орнаментальных элементов, т. е. нижние решетки, расположенные ближе к человеческому глазу, должны иметь наибольшую орнаментацию, чем решетки, расположенные на балконах верхних этажей. При этом рисунок решеток верхних балконов должен быть лаконичным и простым по отношению к рисунку нижних балконов (рис. 291).
Необходимо напомнить, что кованый рисунок ограждения балконов всегда следовал за общим в архитектуре стилевым направлением. Пышные барочные формы сменялись более скромными формами рококо, а строгие линии и геометрические фигуры классицизма - свободнотекучими линиями модерна. Однако со временем смеца стилей в художественной ковке в Центральной Европе и в России была несколько смещена, так, классический стиль во Франции начал распространяться уже во времена Людовика XIV, т. е. в середине XVIII в., а в России - в первой трети XIX в. Классический стиль широко использует повторяющиеся геометрические фигуры, строгие орнаменты типа «меандр», завитки и накладные розетки.
Балконные решетки в стиле модерн начали появляться в странах Европы в начале XX в., после того как сын кузнеца из испанского города Реуса, гений архитектуры Антони Гауди создал свои знаменитые произведения архитектуры с уникальными коваными решетками. В это же время французский архитектор Эктор Гимар и чех Альфонс Муха создают во Франции и Праге выдающиеся произведения в стиле модерн. В Москве наиболее интересные балконные решетки в стиле модерн создали такие известные архитекторы, как Ф. Шехтель, А. Эриксон, В. Валькотт.
В настоящее время каких-то определенных стилевых решений при изготовлении балконных решеток нет. Создаются произвольные рисунки от « натуралистических » до упрощенных - с изогнутой линией, цветком или с окружностями и упрощенным цветком по центру.