Свет и светильник являются однокоренными словами от корня «свет», который, по определению, является особым тончайшим веществом, разливаемым всюду солнцем и огнем.
Первыми светильниками были плошки или лампады, наполненные маслом, и свет исходил от горящего фитилька. Позднее появились металлические светцы с «лещадкой» или «разсошкой» для вложения горящей лучины. И только после того, как великий русский ученый А.Н. Лодыгин в 1873 г. изобрел лампу накаливания, работающую от электричества, и применил ее для освещения улицы в Петербурге, начинается новая эра электросветоизлучения. Появляется и новая терминология: светильник - «большая лампа», фонарь - «осветительный прибор в виде стеклянного шара или коробки со стеклянными стенками, в которую помещается источник света».
В настоящее время существует большое разнообразие фонарей и светильников - от высоких уличных фонарей до миниатюрных интерьерных осветительных приборов. Кованая основа осветительных приборов вносит неповторимую прелесть и оригинальность всей конструкции и создает особый колорит окружающего пространства.
До XX в. интерьеры дворцов, богатых доходных домов и особняков освещались свечами, установленными в подсвечниках, канделябрах, люстрах. Для розжига и тушения многочисленных свечей на люстрах применяли специальные приспособления для их опускания, а для невысоко подвешенных люстр - специальные зажигалки и колпачки для тушения на длинных палках. Основу крупных люстр с многочисленными свечами обычно составляла кованая или литая конструкция. С уникальными в художественном отношении люстрами у нас в России можно познакомиться в музеях-дворцах Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и его окрестностях и во многих бывших дворцах и особняках крупных городов страны. Со временем, после появления электричества, все свечи в люстрах были заменены лампочками.
Электрические светильники и фонари начали очень интенсивно внедряться в городскую среду и интерьеры зданий в конце XIX - начале XX в.
Уличные фонари имели довольно высокий постамент с разнообразными конструктивными особенностями. Центральная часть постамента обычно выполнялась в виде трубы круглого или квадратного сечения, в которой удобно было размещать токоподводящие провода. Основная художественная отделка располагалась в верхней части в районе самих фонарей и в основании. Очень часто сам фонарь нес основную декоративную нагрузку: цветные или витражные стекла обрамлялись кованым или просечным металлом. Стилевое решение декоративной отделки фонаря обязательно сочеталось с общим художественным решением всего светильника в целом. Нижняя часть фонарного столба обрамлялась более массивным кованым металлом. Высокие фонарные столбы, которые устанавливались на широких улицах, проспектах и площадях, несли от двух до шести фонарей, и кованый рисунок навершия, состоявший из завитков, волют и спиралей, смотрелся снизу каким-то фантастическим цветком. Некоторые современные художники-кузнецы, монументалисты, создавая высокие светильники для площадей, садов и парков, придают им форму разнообразных деревьев, в «кроне» которых спрятаны круглые или цветочнообразные плафоны с лампочками. Такие деревья-светильники очень хорошо смотрятся в степных районах, в которых отсутствует природная растительность- Светильники высотой 3-4 м устанавливают на современных дачных участках, фермах, в зонах отдыха и освещают поверхность до 10-15 м2. Стойки таких светильников обычно несут один-два фонаря, (рис. 280).
С давних пор архитекторы, создавая прекрасные дворцовые парки, размещали в них светильники для подсветок и создания разнообразных световых эффектов. Для этих целей применялись невысокие светильники и фонарики разнообразных форм. Таким образом подсвечивались большие и малые фонтаны, водопады, альпийские горки, статуи и гроты.
Осветительные приборы в интерьерах играют важную роль. Для освещения больших залов применяются многоярусные потолочные люстры, на стенах размещаются красивые многорожковые бра, у входа и на лестничных маршах устанавливаются торшеры с одним или несколькими фонарями, в кабинетах и дамских комнатах - настольные лампы, небольшие настенные бра и изящные торшеры. Для подсветки картин, аквариумов, фонтанчиков и цветовых композиций применяются маленькие незаметные светильники направленного действия.
Хочется отметить, что в современных квартирах, офисах и правительственных приемных кованые светильники вносят неповторимый колорит и значительно улучшают видеоэкологию.
Наиболее эффективным и дорогостоящим осветительным прибором для интерьеров является потолочная люстра. При ее проектировании необходимо учитывать не только размеры зала или комнаты, но и форму потолка, размеры окон и дверных проемов, расстановку мебели и даже окраску стен и цвет мебели.
Кованые люстры обычно сочетаются со стеклянными плафонами или фонарями различных типов, а также могут иметь декоративные накладки из чеканного или литого металла. Подвеска люстр осуществляется на простых или художественных цепях, на специальных тягах или жестко крепится к потолку. Люстра, подвешенная на цепях, очень хорошо смотрится в замках или соборах с каменными стенами, а также в помещениях с рублеными стенами. А изящные кованые бра, настольные лампы или напольные светильники сочетаются практически с любой мебелью и создают в комнатах изысканную красоту и уют.
Современные кузнецы-художники могут создать светильники любого назначения и какой угодно формы, которая устроит самого требовательного заказчика. Искусно выкованные люстры, бра и настольные лампы будут надежно служить не только вам, но и вашим детям и внукам, не теряя при этом своей стоимости.