Среди городов России и стран СНГ уникальные кованые высокохудожественные решетки находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Казани, в старинных городах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Если в Москве наиболее интересными считаются ограды середины XVIII в., выполненные в стиле «русского барокко», то в Санкт-Петербурге - ограды дворцов и парков, сооруженных в эпоху Растрелли: это ограды Летнего сада (арх. Ю. Фельтен и П. Егоров), бывшего Воронцовского и Таврического дворцов, решетки в Петергофе и т. д. Все эти решетки выполнены в основном в стиле барокко с позолоченными накладными элементами в виде акантовых завитков, розеток и спиралевидных побегов. В последующие годы при сооружении высоких оград преобладал классический стиль со строгими прямыми линиями и геометрическими элементами в виде колец, квадратов и прямоугольников. Навершия оград выполнялись в основном в виде пик, шаров или других геометрических фигур.
К концу XIX в. в архитектуру, строительство, декоративно-прикладное искусство врывается стиль «модерн», который своим отрицанием всех ранее установленных канонов вызывает вначале всеобщее неприятие, а через некоторое время - любовь и восхищение. Во многих городах Европы этот своеобразный стиль захватывает крупные города, пригороды и поселки.
Однако, если парадные ограды выполнялись в основном в стиле барокко, рококо и позднее в классическом стиле, то решетки в стиле модерн выглядели значительно скромнее и имели меньший размер по высоте. Использовались низкие ограды в основном для ограждения дворянских или купеческих особняков, доходных домов, скульптурных памятников и других архитектурных украшений улиц и площадей. Вообще низкие решетки в архитектуре играли не основную, а как бы вспомогательную роль: украшали крылечки, делили пространство дворика или создавали уединенные уголки в холле. Такое функциональное назначение решеток накладывало определенные решения и на рисунок решетки и на технологию ее изготовления. Рисунок должен был быть более мелким и изящным по сравнению с рисунком больших парадных оград, а качество ковки более высоким.
Коньковые и парапетные решетки, расположенные на большой высоте на коньке и по периметру крыши дома, наоборот, должны были иметь крупный рисунок, чтобы, глядя на него снизу, он не сливался в единое целое.
При изготовлении газонных решеток необходимо было соблюдать определенные требования, нельзя, во избежание травм, делать у них навершия в виде пик или острых штырей.
Теперь хочется сказать несколько слов о технологических особенностях изготовления решеток. До начала XX в. электросварка для сборки элементов ограды не применялась. Для соединения использовались кузнечная сварка, заклепки, а также резьбовые или клиновые соединения. Кроме этого довольно часто детали ограды соединялись при помощи «хомутов» , которые устанавливались в горячем состоянии, и после остывания стягивали элементы. В некоторых случаях элементы ограды соединялись за счет взаимного проникновения в специально пробитые пазы или отверстия.
Теперь необходимо сказать несколько слов о современном производстве оград. В настоящее время ограды изготавливают практически все фирмы, связанные с производством изделий из металла, так как ограды или точнее заборы требуются всем домовладельцам, начиная от простых дачников и «крутых» домовладельцев двух-, трех- или четырехэтажных особняков до крупных домовладельцев в центре города.
Рисунки художественных оград разрабатываются архитекторами или художниками, затем элементы или детали отковываются на молотах квалифицированными кузнецами и собираются в единое целое на специальном столе слесарями, и сварщики завершают первый цикл работы. Затем места сварки звена ограды зачищаются, производится очистка от окалины, грунтовка и окончательная окраска.
За последнее десятилетие строительство коттеджей и дач в Подмосковье возросло в сотни раз. В дачных поселках с одноэтажными «скворечниками» со строго лимитированными размерами и формами 1950-1970-х гг. и на пустующих землях стали вырастать как грибы многоэтажные особняки самых разнообразных форм. Новые владельцы сразу же старались огородить свою территорию сплошным высоким деревянным или кирпичным забором. Более мудрые хозяева не спешили огораживать себя от окружающей природы, а продумывали вопрос, как спроектировать красивую кованую ограду и создать как бы драгоценное ожерелье вокруг своего детища - красивого коттеджа (рис. 272).
Существует большое количество кованых оград со всевозможными рисунками, выполненными в разных стилях. Наиболее часто кованые решетки собираются из многочисленных завитков и волют, которые группируются во всевозможные красивые комбинации. В других вариантах решеток к завиткам прибавляются геометрические элементы типа окружностей, ромбов, прямоугольников, прямых или наклонных линий. Если ограда выполняется в стиле барокко или рококо, то завитки как бы обрастают стилизованными накладками из листового металла в виде акантовых завитков, цветов или раковин. Ограды, выполненные в стиле модерн, могут нести на своих решетках произвольные элементы в виде разнообразных листьев и цветов, геометрических элементов или даже звериных морд. Были в Москве ограды, которые несли основную орнаментацию решеток на верхней части. Это были уникальные ограды, которые ограждали церковные территории в середине XVIII в., и были выполнены в стиле московского барокко. Таких оград не было даже в Центральной Европе, где кузнечное искусство было развито значительно выше, чем в России.
По своему конструктивному исполнению ограда может быть полностью металлической с коваными решетками или комбинированной - металл-дерево, металл-кирпич или камень. При комбинировании металл-кирпич или камень кованые решетки могут располагаться между кирпичными столбами или на цоколе. Низкие решетки могут располагаться на верхней части стены, а круглые или эллипсообразные кованые вставки могут вставляться в глухой проем стены.
При строительстве коттеджей довольно часто кроме высоких оград устанавливают и низкие ограды, разделяющие внутреннюю территорию сада. В этих случаях красивые калиточки вносят неповторимый колорит в общую картину вашего сада.
В современных коттеджах довольно часто устанавливают внутренние решетки, которые играют роль перегородок. Эти решетки делаются более изящными со вставками в виде цветов, листьев, насекомых, рыб или животных. Для изготовления таких решеток требуется большое искусство и мастерство как художника, так и кузнеца-исполнителя, так как эти фигурки должны быть очень выразительными, лаконичными и даже иметь свой «характер». Кроме этого кузнец должен придать этим фигуркам определенный объем и характерную форму.