Навершия являются художественно-декоративным элементом на вершинах конусообразной, сферической или куполообразной крыши зданий, оградах и воротах, на предметах домашнего быта, а также на парадном и боевом холодном оружии (рис. 285).
В интерьерах русских изб навершия прялок, светцов и подсвечников, а также рукояток сечек всегда выполнялись на высоком художественном уровне и находились на самых видных местах, чтобы радовать глаз не только хозяевам, но и гостям.
Парадное и боевое холодное оружие еще с рыцарских времен так же отделывалось на высоком художественном уровне, с использованием всех известных технологических приемов и с применением драгоценных металлов и камней. Наибольшее внимание всегда уделялось отделке навершия у мечей, сабель, кинжалов и других видов холодного оружия. В качестве мотивов для украшения брались не только геометрические, растительные и животные мотивы, но и натуральные батальные или мифические сцены.
Интерьеры богатых дворцов, замков, особняков всегда украшались старинным оружием, коваными каминными приборами, напольными подсвечниками с оригинальными навершиями в виде завитков или веток дерева, на которых размещались чашечки для свечей. Часто композиция убранства зала включала в себя замысловатый букет или какую-нибудь оригинальную кованую конструкцию из цветов, листьев и лент. Оригинальное навершие можно видеть в Москве в ГУМе на центральной линии: фонари-торшеры на своей вершине несут вазу с букетом цветов.
Красивые графические навершия, очень напоминающие кованые образцы, довольно часто используют художники при оформлении подарочных книг, различных пригласительных билетов, программ и визиток.
Навершия на остроконечных крышах зданий обычно выполняются в виде спицы с разнообразными завитками, цветами и спиралями, а на культовых зданиях - в виде простых или «расцветших» крестов.
В наших деревнях и селах довольно часто избы украшали просечной деревянной и металлической резьбой, а на самой высокой точке избы - на трубе -устанавливали дымник. Это довольно сложное в изготовлении и громоздкое по размерам сооружение, которое должно не только защитить трубу и дымоход от разрушения, но и украсить весь дом. Навершия дым-ников обычно украшались символикой из далекого язычества: конькамиj птичками, дракончиками, что по преданию обеспечивало благополучие семьи и защиту от злых духов.
В настоящее время немногие москвичи помнят, а некоторые и не знают, что до 1918 г. пять главных башен Кремля венчали двухметровые кованые двуглавые орлы, которые были заменены рубиновыми звездами. Ряд башен имеют навершия в виде флажков-прапоров, а Царская башня, что находится слева от Спасской башни, несет на своей вершине кованый позолоченный куст с птичками.
Покровский собор (собор Василия Блаженного) несет на своих куполах не только кресты, но и небольшие стилизованные позолоченные елочки, что вносит своеобразную прелесть и неповторимость в его внешний образ.
Наиболее интересное навершие в Москве находится на шпиле башни Казанского вокзала, которое представляет из себя чудище с головой петуха, лапами тигра и хвостом дракона. Это «василиск», мифическое существо, вселяющееся в человека, который становится колдуном, убивающим взглядом все живое.
Навершие ограды - это кованый рисунок над верхней горизонтальной стяжкой, который в большой степени определяет красоту всей ограды. В Москве самые красивые навершия имеют ограды середины XVIII в. В этих решетках навершия представляют собой очень красивый кованый рисунок, состоящий из многочисленных завитков или листьев с цветами, которые как бы срываются с вертикальных стержней и сливаются с окружающей природой.
Навершия парадных ворот несут на себе основную красоту и являются доминантой всего кузнечного ансамбля. Ворота Летнего сада в Санкт-Петербурге заканчиваются навершием, состоящим из завитков и позолоченного фантастического растительного побега. Великая поэтесса Серебряного века А. Ахматова, восхищаясь красотой кованой ограды, писала: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград».
Крупные кузнецы-художники Западной Европы XVII-XIX вв., проектируя ограды дворцово-парковых ансамблей, основное внимание уделяли парадным воротам и соответственно их навершию. Центральная часть отводилась для герба, а верхняя - для короны, боковые стойки ворот завершались вазами с цветами.
Флюгера отличаются от наверший тем, что у них имеется флюгарка со стрелкой, которые вращаются под действием ветра и показывают его направление. Для более легкого вращения необходимо между флюгаркой и неподвижным вертикальным стержнем устанавливать подшипник. Размеры флюгера выбираются в зависимости от высоты шпиля здания и от силы ветра, дующего в данной местности. Кроме того, чтобы уменьшить вибрацию, возникающую при вращении флюгарки, необходимо уравновешивать ее части. Наиболее знаменитые флюгера бывшего СССР - это Ангел на Александрийском столпе в Санкт-Петербурге и «Старый Томас» в Таллине, который стоит на своем посту с 1530 г. Флюгера на башнях Тульского кремля - дело рук местных кузнецов-реставраторов. Наряду с кузнечными операциями были применены и такие операции, как просечка, выколотка и чеканка. Готовые изделия золотились. В настоящее время флюгера, установленные на башнях Кремля, выглядят под старину. Татарские кузнецы, изготовившие флюгер-дракон, обладали не меньшим искусством, чем тульские кузнецы.