Оконные кованые решетки, как и металлические двери и ограды, всегда были надежными защитниками от проникновения в помещение непрошенных гостей. Стилистические и художественные направления в искусстве изготовления оконных решеток, начиная с XVI в., можно проследить по памятникам церковной архитектуры. В каменных культовых постройках того времени крохотные Оконца закрывались вертикальными прутьями круглого или квадратного сечения. В ряде случаев окошки закрывались толстым полосовым материалом с «отщепами» со стороны. При увеличении размеров окон вертикальные прутья укреплялись горизонтальными, чтобы невозможно было их растянуть или выломать. При этом соединение прутьев осуществлялось путем продевания вертикальных стержней в пробитые отверстия горизонтальных стержней или путем соединения хомутами.
По мере увеличения размеров окон решетки становятся больше и уже несут не только охранную, но и декоративную функции. Начиная с XVII в., в России широко применяются «ячеистые», «кресчатые» и «косящиеся» оконные решетки, изготовленные из полосового или круглого (в сечении) материала и изогнутых на специальных шаблонах. Соединялись между собой эти заготовки специальными хомутами или заклепками.
Необходимо помнить, что к этому периоду в Центральной Европе кузнечное искусство было на очень высоком уровне. Такие страны, как Франция, Чехия, Германия, Италия, Испания и др., имели хорошо развитую металлургическую промышленность и специальные художественно-ремесленные школы. В этих школах вели занятия крупные художники, мастера декоративно-прикладного искусства и ювелиры. По дошедшим до нашего времени образцам кузнечного искусства, как, например: решетки церквей Санта Тринита во Флоренции и церкви Святого Ульриха в Аугсбурге, двери церквей Вознесения в Вене и Святого Духа в Праге, Лапиш Патак в Венгрии или ограда надгробия Максимиллиана I в Инсбруке, выполненных в готических и ренессансных стилях, можно представить себе высочайший уровень мастерства в те далекие времена. Основу оконных решеток составляют красивые завитки, выполненные в стиле ренессанс, волюты и окружности, изготовленные из прутка круглого сечения. Центральный элемент этих решеток очень часто выполнялся в виде «каллиграфической спирали», т. е. взаимно продетых друг в друга прутков.
В конце XVII в. в Европе начинается настоящий бум в проектировании и изготовлении высокохудожественных изделий. Коваными решетками огораживаются королевские дворцы и площади, обрамляются в металл балконы дворцов и богатых домов, оковываются двери и закрываются оконные проемы ажурными решетками. Основным художественным направлением в этот период становится стиль барокко, характерными элементами которого являются акантовый .орнамент в сочетании с масками, щитами, монограммами, цветами, розетками и разнообразными дугами и завитками (рис. 287).
В Россию стиль барокко пришел только в середине XVIII в. В настоящее время замечательные образцы таких решеток можно увидеть в Москве. Мощные кованые спирали с акантовыми завитками и фантастическими цветами накладываются на вертикальные прутья, заполняют все пространство решетки и уносятся вверх.
К середине XVIII в. в Европе наблюдается рост технического прогресса и жизненная неуверенность правящего класса, что вызывает последний взрыв показной роскоши. Появляется новое направление в искусстве, называемое рококо. Само название является как бы частью предыдущего великого барокко. Строгая линия рисунка распадается, мощные акантовые завитки становятся утонченными и хрупкими, завитки и волюты приобретают большую легкость. Все это ведет к утрате монументальности и величия.
К концу XVIII в. происходит дальнейший распад художественных форм в кузнечном искусстве. Этому способствует интенсивное металлургическое и машиностроительное производство. Резко увеличивается ассортимент проката, появляются профили различных сечений (круг, квадрат, прямоугольник и др.). В связи с этим в рисунках кузнечных решеток появляются в большом количестве геометрические фигуры: окружности, шары, квадраты, ромбы и т.д. Очень часто в решетках того времени использовался меандр - бесконечный орнамент, составленный прямыми или изогнутыми повторяющимися линиями.
В XIX в. в Центральной Европе продолжается упадок в области художественной ковки в результате вытеснения ее более дешевыми промышленными изделиями. Начинает внедряться чугунное литье в качестве основного материала для декоративных изделий, как более дешевый и легче тиражируемый материал по сравнению с ручной ковкой. И именно в это время в наиболее развитой в техническом отношении Англии рождается новый стиль, который, с одной стороны, вбирает в себя все технологические нюансы прежних стилей, но вносит красоту отдельной линии в сочетании с «пятнами» сплошного черного цвета. Основоположником этого стиля, названного впоследствии»модерном», является английский художник-график Обри Бердслей (1872-1898), который писал: «Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство гармонии линии выгодно отличало старых мастеров от современных». А первым, кто перенес эту красоту линии в кованый металл, был испанский архитектор Антони Гауди (1852-1926). По его проектам были созданы: кованая решетка, ограждающая Каса Винценс, а также многочисленные кованые изделия к его архитектурным произведениям, таким как, например, Палау Гюэль, Каса Батло или Каса Милла в Барселоне. В это же время в других странах работают такие известные архитекторы и художники, как бельгиец Виктор Орта, француз Эктор Гимар, немец Генри Ван де Вельде, чех Альфонс Муха и др. В России и странах СНГ модерн широко внедряется в Москве, Риге, Киеве, Львове, Одессе, Владивостоке. В этот период в Москве строят свои уникальные здания такие крупные архитекторы, как Ф. Шехтель, В. Валькот, Л. Кекушев, И. Фомин и др. В их творениях единый стилистический рисунок просматривается от главного фасада здания до мельчайшего оконного шпингалета.
В настоящее время изготавливается большое количество оконных решеток современными кузнечными фирмами и мастерами. Выполняя основную охранную функцию, решетки несут и большую декоративную нагрузку. Коттедж или сельский домик с красивыми оконными решетками выглядит значительно эффектнее и богаче. Однако рисунок необходимо подбирать довольно тщательно и лучше согласовать его с архитектором или кузнецом-художником.