В те времена, когда цены на железо были высокие, двери и ворота украшались в основном деревянной резьбой. Позднее металл начинает постепенно внедряться в строительстве. Двери и ворота укрепляются металлическими накладками и специальными запорами с замками. Петли делаются в виде мощных жиковин, лицевые накладки которых проходят по всей ширине двери и дополнительно скрепляют все доски. Для стучания и открывания дверей и ворот навешивались специальные ручки-кольца, которые назывались «стукалами» или «дверными молотками». Мощные жиковины и ручки-стукала, выполненные на высоком художественном уровне, в дальнейшем широко использовались и на цельнометаллических дверях и воротах.
В период раннего Средневековья в Центральной Европе во время строительства соборов, монастырей, замков и дворцово-парковых ансамблей крупнейшие архитекторы и художники создавали уникальные ограды с великолепными воротами и калитками. По этим изумительным по красоте и пропорциям памятникам архитектуры, сохранившимся до настоящего времени, можно проследить, как развивалось и совершенствовалось кузнечное искусство. Суровый и выразительный романский стиль VIII-XIII вв. меняется на стрельчато-угловатый готический стиль, который в свою очередь передает в XVI в. эстафету легкому и нарядному стилю ренессанс. С XVII в. в Чехии, а затем и во Франции - стиль барокко. В этом богатом и праздничном стиле оформляются многочисленные дворцы, замки, площади, триумфальные арки, ограды и ворота. Затем следуют стили рококо, классицизм, эклектизм и модерн (рис. 281).
В крупных городах России ограды, ворота и калитки украшались в так называемом «русском стиле»: использовались такие элементы, как «окружности», «завитки», «волюты» и т. п. Однако в орнаментацию включались и другие стили, например псевдоготика, модерн и классика.
Теперь хочется остановиться на кованых дверях и дверях с коваными вставками. Цельнокованые кружевные двери обычно устанавливаются внутри здания для разделения залов, но иногда их ставят и снаружи, если основная дверь отнесена внутрь ниши. Такие кружевные внутренние двери создают не только оригинальный и богатый вид интерьера, но и обеспечивают сохранность помещения. Декоративная отделка двери и кованый рисунок решетки дополняют друг друга и создают единый художественный ансамбль.
В настоящее время многие кузнечные фирмы Москвы изготавливают ограды, ворота, калитки и двери на довольно высоком уровне. По желанию заказчиков ворота могут быть как сплошными, так и «прозрачными». Сплошные ворота закрываются листовым металлом, на котором с двух сторон накладывается кованый рисунок. Сверху ворот обычно делается прозрачный орнамент (рис. 282).
При изготовлении кованых ворот, калиток или дверей по желанию заказчика можно включить любой фрагмент, например вензель с инициалами, стилизованный герб, вазу с цветами или фруктами, выкованную из железа или меди, ветку дуба и даже собственный портрет или портрет любимого зверька.
В заключение необходимо сказать несколько слов об установке ворот. Это очень ответственная и трудоемкая операция, так как каждая створка ворот имеет довольно значительный вес, который при открывании и закрывании ворот раскачивает столбы. В связи с этим металлические столбы необходимо устанавливать в широкие ямы глубиной около 1 м и заливать бетоном. По возможности столбы сверху необходимо связывать между собой металлической аркой, а по бокам укреплять контрфорсами. С противоположной от въезда стороны столбы фиксируются самой оградой и последующими столбами. В том случае, если для установки ворот делаются кирпичные или каменные столбы, то их необходимо армировать внутри металлической трубой и связывать с оградой. Подставы для петель ворот должны также жестко связываться с внутренней металлической трубой и заделываться в кирпичной или каменной кладке. Каждый застройщик должен помнить, что красивые кованые ворота больше «говорят» о хозяине, чем его автомобиль.
Изготовление дверных приборов
Особое внимание наши предки уделяли оформлению входных ворот или наружных дверей. Их старались украсить как можно лучше, так как считалось, что ворота или дверь - «лицо» дома. Особой декоративностью отличались кованые петли - жиковины, ручки-стукалы, замки, «личинки» и подставы.
В большинстве случаев жиковины заканчивались «червонками». Очень часто поверхность жиковин украшалась орнаментом. Элементы декоративности -навершие осей выковывалось в виде шишечки или пламени свечи, а опорный нижний конец стержня расковывался в фигурную лапку, в которой пробивалось отверстие для гвоздя (рис. 283).
На массивных металлических или дубовых дверях рукоятки-стукалы несли основной элемент декоративности: сами рукоятки имели вид кольца из гладкого или витого металла с «бусиной» внизу. Под бусину ставилась круглая пластина - подстукальник, а под верхнюю петлю часто подкладывали пластинку из просечного железа. Эти массивные красивые рукоятки использовали для стучания в дверь и поэтому их в старину называли стукалами {рис. 284). Замочная скважина под рукояткой обычно закрывалась «личинкой» из просечного или орнаментированного листового металла. Основу, на которую подвешивали массивные кольца, изготавливали примерно по той же технологии, что и жиковины, а кольца с бусиной отковывали отдельно и соединяли с основой.