При этом, возможно рассмотреть несколько довольно универсальных вариантов, которые могут либо целиком использоваться для построения дизайна гостиной и смежных (совмещенных) с нею функциональных зон, либо служить в качестве общей конструктивной или декоративной идеи, либо в качестве частных «отправных точек» в разработке интерьера.
Свет в гостиной, как в никакой другой комнате, должен быть разнообразным и дающим возможность использовать различные варианты освещения как по отдельности, так и во взаимодействии.
В гостиной (столовой) необходим, изменяемый по насыщенности, общий верхний свет. Это могут быть:
- Два-четыре источника на потолке, одинаково оформленные в небольшие абажуры (возможны легкие вариации в цвете и декоре, но не в размерах и конструкции, которые должны быть одинаковы). Важна возможность как их одновременного включения, так и попеременного, отдельного, сдвоенного, строенного и т. п. Эти источники располагаются равномерно на площади потолка на равных расстояниях друг от друга. Их расположение при этом может быть связано с желаемым расположением главных зон данного помещения. Например, один источник света - над обеденным столом. Второй - над диваном и книжным шкафом, третий - над креслами и камином, четвертый - над письменным столом и этажеркой в углу. При этом сами названные зоны должны быть равномерно распределены по всей площади помещения, могут и должны иметь собственные источники освещения.
- Главный, единственный центральный свет -люстра или лампа с несколькими (от двух до пяти) лампочками разной мощности. При этом, чем больше лампочек в люстре, тем более одинаковую мощность они должны иметь. Люстра же с двумя лампами будет более функциональна, если, например, в одной из ламп мощность 75W, а в другой - 40W. Трехламповая люстра будет давать лучшие варианты освещения при разделении ламп на 100W, 60W и 40W. Четырехламповая люстра подарит интерьеру богатое разнообразие света, если будет содержать две лампы по 60W и две — по 40W. Пятиламповая люстра будет наиболее эффективна при мощности каждой из ламп в 60W.
Кроме общего верхнего света в гостиной нужны локальные источники освещения: над дверью, возле кресел, книжных полок, у дивана, камина, зеркала, на столе, полках, над лестницей и т. п. По конструкции, дизайну эти лампы должны сочетаться с освещаемыми ими зонами. Стиль, цвет, размер, устройство, крепление, механизм регулирования направления света должны зависеть от конкретных локальных условий.
Назначение таких ламп - не только освещать участок интерьера, но и отделять его в ограниченную зону, создавая атмосферу внутри него.
Для главной люстры наиболее приемлем вариант куполообразной абажурной конструкции, так называемой «бабушкиной лампы». Возле зеркала, как правило, ставят две лампы - справа и слева. Для достижения наиболее ровного освещения необходимо установить еще третью лампу - сверху, над зеркалом.
В загородном доме хорошо смотрятся плетеные, вязаные абажуры, светильники из матового стекла, цветные абажуры каркасной конструкции в форме цилиндров, конусов, четырех- и многогранных призм, в форме шара, бутона или раскрытого цветка, в форме колокола, многогранной пирамиды, в форме груши и т. п.
Плетеные абажуры в форме усеченного конуса хороши для торшеров, настольных ламп, прикроватных ночников (разумеется, с разными диаметрами оснований этих конусов). Во многих случаях хороши и цилиндрические плетеные абажуры, хотя их форма более «сурова», менее элегантна.
Конструктивное построение, общий дизайн интерьера гостиной должен содержать композиционный центр и периферийные зоны: главное место сбора всей семьи (большой обеденный стол или большой диван с креслами у печки или камина) и два-три обособленных уголка (стул со столиком и лампой, плетеное кресло рядом с книжным шкафом, маленький диванчик под зеркалом со столиком и торшером).
Красиво смотрится, уютен и удобен в эксплуатации «пузатый» (с полукруглыми ящиками) комод на низких ножках, под зеркалом в широкой раме цвета темного дерева, с цветком в низкой керамической вазе и двумя маленькими ночниками на цилиндрических подставках с одинаковыми палевыми или зеленовато-оранжевыми гофрированными абажурами. Рядом с зеркалом можно повесить живописную или графическую работу (лучше - маленький портрет, но хорошо также - небольшой пейзаж с дальним планом). Работы желательно повесить так, чтобы портрет был на уровне глаз человека, стоящего напротив зеркала, и линия горизонта пейзажа находилась бы приблизительно на этом же уровне.
На некотором расстоянии от главного композиционного центра гостиной можно поставить небольшой чайный стол для цветов и фруктов.
Для интерьеров загородного дома характерно то, что в нем легко и удачно сочетается деревянная и металлическая мебель разных стилей и конструкций (за исключением отдельных экземпляров в радикальном техностиле). Поэтому вокруг одного стола спокойно, естественно, красиво и просто «уживутся» как гнутые «венские» стулья, так и строгие с прямоугольными спинками, обитые мебельными гвоздями с широкими шляпками и стул от плетеного гарнитура и даже раскрашенная или расписанная узорами простая деревянная табуретка. Если чайный столик стоит возле стены, то на ней нужно повесить небольшой светильник. Стены гостиной, как никакой другой комнаты, следует украсить картинами, гравюрами, листами гербариев, хорошими фотографиями. Цвет и характер рам, в которые оформлена живопись, графика или фотографии могут быть такими же, как и у рам для зеркал. Однако разностилье в подборе рам (если те изготовлены не из металла, а из дерева, и не покрашены в интенсивные цвета, а сохраняют естественную, спокойную тональность) вполне приемлемо в загородном доме, также, как и разностилье мебели, если отдельные вещи не выделяются излишней крикливостью и экстравагантностью.
Важным качеством дизайна интерьера гостиной загородного дома должно стать подвижное (мобильное) устройство некоторых его частей, деталей, элементов.
Для этого хорошо использовать мебель на колесиках, а также ширмы. В гостиной могут постоянно «дежурить» одна-две ширмы. Ткань, обтягивающая их, может (по цвету, колориту, стилю, орнаменту) сочетаться с тканью штор и обивкой мебели, тканью чехлов, подушек, скатертей, диванных валиков и даже с тоном и узором ковров, дорожек, половиков.
Если в гостиной есть батареи парового отопления, то их можно красиво и «экологично» закрыть плетеными подвесными экранами разных конструкций крепления. Над экраном можно сделать длинную полку на достаточном расстоянии от батареи. Она дублирует и расширяет функции подоконника.
Разграничению зоны в гостиной способствует использование этажерок и сквозных решетчатых, открытых шкафов и многоэтажных, также сквозных (без стенок и дверей - на одних несущих стойках) полок, которые, пропуская свет и воздух, расчленяют общее пространство гостиной на небольшие уютные участки.
Внутрь такой зоны можно поставить небольшой деревянный или плетеный диванчик для двух человек, корзину с книгами, низкую скамеечку-пуфик и плетеный сундук сбоку от диванчика. На его поверхность кладется прямоугольное, толстое (витринное) стекло, а лучше - оргстекло, которое совпадает по размеру с прямоугольной поверхностью крышки. Стекло выравнивает ребристую плетеную поверхность, превращая ее в идеально ровную, гладкую столешницу, на которую без опасения можно поставить небольшую вазу с цветами. Вместе с тем, прозрачное стекло не скрывает красоты золотистого ивового плетения крышки сундука-столика.
Над диваном на стену можно повесить в симметричном порядке маленькую экспозицию из гравюр, фотографий, детских рисунков.
Часто - гостиная и столовая в летнее время «выносятся» на террасу. Длинный деревянный некрашеный стол на козлах с положенной на них дощатой столешницей с деревянными лавками (со спинкой или без), плетеными стульями, деревянными табуретами и скамейками, устланными пледами и подушками, надолго задержат за вечерним чаем гостей домочадцев, вдыхающих запах самовара и лесных цветов в стеклянной банке на столе.
Как правило, хозяева дома собирают в гостиной много интересных и красивых вещей, как функциональных (вазы, книги, свечи, посуду и т. п.), так и декоративных (цветы, шишки, раковины, камерную пластику - статуэтки, куклы, экзотические «сокровища природы», старые красивые вещи - будильники, колокольчики, игрушки и т. д.). Расположить всю эту дорогую сердцу и памяти коллекцию и все нужные в гостиной вещи бывает невозможно в сундуках, ящиках, на столах и т. п. Для этого можно использовать шкафы тех свободных («воздушных») конструкций, которые представлены на рисунках. Эта мебель не загромождает интерьера, очень удобна как в изготовлении, так и в передвижении, перестановке.
Эти раздвигающиеся в ширину (в зависимости от габаритов интерьера) шкафы, одновременно оказываются способными вместить большее количество предметов, вещей, книг на раскладывающихся (удлиняющихся) полках. Вместе с этим шкафы способны повышаться или понижаться в зависимости от ширины расстановки. Внутрь некоторых шкафов, под них можно ставить высокие цветы в горшках и вазах. Там достаточно света, воздуха и пространства для роста.
При необходимости шкафы легко демонтируются и в собранном виде занимают минимальное место. Стилистически они хорошо сочетаются со складной деревянной мебелью - стульями, шезлонгами, столами на козлах.
Простой стеллаж-этажерку можно сделать из вертикально поставленной доски шириной 25-35 см, высотой до 2-3 м и толщиной 4-4,5 см.
Очень вместительный, удобный, прекрасно вписывающийся в любой интерьер загородного дома, и особенно, в интерьер гостиной шкаф можно сделать из 2-х, 3-х, 4-х плетеных сундуков (коробов). Нужно повернуть их так, чтобы крышки на ограничительных лентах открывались не вверх, а вперед и были «нанизаны» на опорную каркасную конструкцию из четырех брусков-стоек (высотой до 2 м). В раскрытом виде каждый короб может использоваться аналогично конструкциям секретеров - крышка, как столешница, а внутренность, как шкаф или полка. Такой плетеный шкаф из 3-х коробов имеет шесть рабочих поверхностей, учитывая верхние площадки каждого «этажа».
Дополнительная доска-полка у основания «шкафа» делает его и более вместительным и более устойчивым, а фактура плетения дарит ему главное достоинство - обаяние естественности.
Очень практична, проста и эстетична именно чистотой и ясностью своей конструкции треугольная этажерка, свинчивающаяся из металлического уголка и металлической полосы. На рис. 83 предложена пятиполосная конструкция. Этажерка ставится к стене и главным удобством ее строения является то, что по мере повышения уровня установки каждой полки, ее глубина уменьшается. Полки поднимаются одна над другой уступами, суживаясь от этажа к этажу. Они не нависают козырьками друг над другом, благодаря чему выигрываются два преимущества:
- улучшается освещенность каждой полки;
- передняя зона каждой полки выступает по сравнению с расположенной выше.
Используя это конструктивное преимущество, на полки можно ставить высокие цветы, деревца в горшках и т. д.
Этажерки можно ставить по обе стороны любого окна, почти вплотную к краям оконной рамы. Благодаря сужению треугольной конструкции вверх, она не загораживает входящий из окна в комнату свет, как это могло бы быть с обычными этажерками и шкафами прямоугольного строения.
Интересный дизайн имеют «складчатые» полки, прикрепляемые к стене. Они занимают немного места в ширину и имеют своеобразные трапециевидные или треугольные «карманы» для книг. Вариацией таких полок может стать ступенчатая конструкция в сочетании с обычными отдельными горизонтальными и W-образными полками. На полку с V-образной конструкцией уютно и естественно ляжет раскрытая на желаемой странице книга. Такие полки хороши не только в «библиотечной» зоне гостиной, но и в спальне. Сгруппированная конструкция полок, на которых легко ориентироваться в поисках книги, каждая из которых близка для сидящего за столом, в кресле -находится на расстоянии вытянутой руки.
Очень удобен в гостиной плетеный диван с плетеными корзинами под ним - для вещей, постельных принадлежностей, подушек и т. д. Мягкий полукруглый матрас в клетчатом чехле, плед и подушки украсят его и сделают еще более притягивающим.
Хорошим приемом украшения и обустройства гостиной может стать «одежда для мебели» - специально сшитые чехлы для стульев, кресел, диванов. Выбирая разноцветные ткани для чехлов, сочетая их по принципу контраста либо по принципу цветовой близости с подушками и накидками на изголовья, можно совершенно преобразить интерьер гостиной.
Очень красив, удобен, оригинален и, вместе с тем, прост чехол для дивана с пришитыми по бокам, на подлокотниках карманами для журналов, книг, любых мелких бытовых предметов, используемых в обиходе гостиной. В один из таких карманов можно вставить даже горшочек с цветком. Если диван не ставить вплотную спинкой к стене, а располагать его в центре интерьера, например, напротив камина, стола, «лицом » к другому дивану и т. п., то карманы можно пришить и на спинке чехла, там они также будут очень удобны. На некоторые карманы и кармашки можно пришить клапаны с пуговицами.
Весьма часто совершенно необходимой вещью в гостиной оказывается шкаф для посуды и различных, не кухонных, но столовых принадлежностей. Его можно оформить и украсить аналогично комоду в прихожей багетом, рейками.
Шкаф можно «поставить» на крупные, массивные точеные, низкие ножки, а из широкого багета сделать нависающий карниз, увеличивающий верхнюю площадку - «крышу» шкафа, на которую удачно встанет и большая ваза с цветами и тяжелое блюдо с фруктами, и корзина, положенная на бок и полосатые тыквы с огорода. На внутренние поверхности дверей можно пристегнуть ленты с карманами из толстой льняной ткани с узором, полосками или просто цветными гладкими - каждый ярус карманов разного цвета. На боковые фасады хорошо повесить полки с крючками - на них будут сушиться на зиму букеты с тысячелистником, мятой, чистотелом, репейником, украшая интерьер и наполняя гостиную запахом высыхающих цветов. Справа и слева к шкафу можно привинтить мобильные, опускающиеся на раскладывающихся (подгибающихся) ножках, столешницы. На одной из них, как показано на рис. 69, в низком широком блюде с водой могут плавать коротко срезанные кувшинки, купавки, тюльпаны, большие садовые ромашки, цветки шиповника.
Если вам на глаза попались старые деревянные декоративные капители от беседки, садового павильона, не нужно спешить сжигать их в печи. Из них можно сделать для гостиной эффектную и «обаятельную» деревянную полку-консоль для цветов, самовара, посуды, книг.
Очень практична и красива именно в гостиной такая конструкция: открытый шкаф с полками, прикрепленными к стойкам-стенкам в виде широких вертикальных досок, не параллельных друг другу. Полки в шкафу - в форме трапеции. Шкаф, «раскрывающийся» наружу, как бы «демонстрирует» внутренние вертикальные поверхности своих стенок, на которые можно повесить фотографии, репродукции, гравюры, рисунки под стеклом, приколоть детский рисунок и т. п. - эти произведения будут хорошо видны из-за разворота внутренних поверхностей стоек наружу, в результате чего увеличивается угол обзора предметов, находящихся на полках и стенках. Такой эффект невозможен при обычных конструкциях шкафа с параллельными стенками. Для более полного использования этого преимущества шкаф лучше ставить не в угол, и даже не к стене, а в середину помещения, отступив приблизительно 2 метра от стены. Тогда на обе стороны каждой вертикальной стенки можно повесить украшения - сухие букеты, гравюры, фотографии и т. п.
Самый простой способ построения книжных полок из ровных досок.
Под нижнюю доску, чтобы она не лежала на полу, можно просто положить ровные деревянные бруски, затонированные и покрашенные в тон всей конструкции. Другие доски играют роль второй и третьей полок. Эта конструкция рассчитана на то, что книги как бы несут сами себя. Если верхняя доска короче нижних, то на них остается место не только для книг, журналов, рукописей и т. п., но и для того, чтобы украсить полки цветами, подсвечниками, растениями в горшках, причем последние могут быть достаточно высокими, но при этом не будут задевать за верхнюю полку.
Если в доме имеются две-три лишние скамейки, которым нет применения, но много книг и журналов, для которых нет полок, то можно предложить еще более легкое, простое, оригинальное решение.
Скамейки переворачиваются вверх ножками и ставятся одна на другую. В пространство между ними кладут или ставят книги. Скамеек может быть несколько - три, четыре, пять - в зависимости от устойчивости всей конструкции. Из одной длинной скамейки, двух маленьких скамеечек и длинной ровной доски можно сделать трехъярусную конструкцию. С тем же успехом, вместе со скамейками, можно чередовать доски, переворачивая скамейки то вверх, то вниз ножками - от этажа к этажу. Если доски достаточно ровные, а ножки скамейки имеют выверенно-точную одинаковую высоту (во избежание перекосов), то можно создавать без дополнительных креплений 5-ти, 6-ти этажные конструкции.