Реконструкция и оформление предметов мебели
Посредством несложных операций с использованием инструментов для резьбы по дереву, стамесок, резцов, ножей, а также пилы и стусла можно украсить некоторые предметы деревянной мебели для загородного дома, например, - комод для гостиной, спальни, кабинета, прихожей. Обычный гладкий кубический комод с ящиками можно украсить накладным рельефным деревянным багетом, витыми медными ручками, простым рельефом на четырехгранных ножках, фигурным барьером с трех сторон и зеркалом, оформленным в тот же багет и установленном к задней стенке барьера.
Фигурные бортики похожи по своему профилю на профиль багета, которым оформлен весь комод, и поэтому связаны с ним стилистически. Бортики придают верхней площадке больший уют и одновременно «работают», как ограждение.
Багетом украшается зеркало - так же, как любая картина, фотография, графическая работа или лист гербария под стеклом. Тем же багетом украшают фасады ящиков комода и его боковые стенки. Для соединения в углах багет отпиливается под 45° по ширине и высоте каждого прямоугольника.
Сильный декоративный эффект дают витые металлические ручки ящиков, а также массивные, круглые деревянные ручки.
Чтобы такой комод более органично вписался в интерьер, его можно окружить маленькой экспозицией живописных или графических работ, оформленных в такой же или похожей по профилю и тону дерева багет. Еще большее единство всему интерьеру можно придать, развесив оформленные в тот же багет работы из домашней коллекции не только рядом с комодом, но и на противоположной и соседних стенах комнаты.
Для обивки верхней площадки комода лучше использовать багет более тонкого профиля, чем тот, которым обиты главный и боковые фасады. При этом, если комната украшена не живописными работами (которые нужно оформлять в широкий багет), а графическими, фотографиями или листами гербариев (которые принято оформлять в более тонкий, узкий багет), их имеет смысл оформить в тот же тонкий багет, которым заполнен внутренний периметр верхней площадки комода.
Аналогично могут быть оформлены тумбочки, шкафы, полки.
Очень тепло, по-домашнему выглядят и живут в доме маленькие деревянные скамеечки. Они не только вносят дополнительное удобство в дом, но и украшают его. Скамеечки многофункциональны в широком спектре «предлагаемых» ими «услуг», как никакая другая вещь в доме (рис. 128-131). Это и подставка под ноги, и сиденье на самые разные случаи - для крыльца, веранды, гостиной, детской, сада. Это и походный столик, подставка для леек, импровизированная книжная полка, подставка (полка) для горшков и ваз с цветами, подставка для корзин с фруктами и овощами в кухне, прикроватная «тумбочка» в спальне, подставка для связки дров или хвороста перед печкой или камином, это и замена лесенки для сада, библиотеки, кабинета, верхних полок кухни. Если нужно открыть антресоли, достать книгу или кувшин, сорвать яблоко, почитать в саду или пойти к озеру - мы можем воспользоваться скамейкой, которая есть под рукой. В интерьере любой комнаты, коридоре может «дежурить» своя скамеечка. Они могут быть разных форм и размеров в зависимости от главной функции каждой из них, от того, как наиболее часто используют ту или другую.
Конструкция и украшение каждой скамеечки зависят от фантазии их создателя. Начинаем, как правило, с самых простых и традиционных вариантов, общепринятых конструкций, которые, однако же, можно весьма оригинально покрыть резьбой или неповторимой росписью. Узор или даже целую сюжетную сцену можно выжечь.
Расписывать скамеечки не обязательно масляными красками - для этого подойдет темпера, гуашь или даже акварель, но изображение после полного высыхания нужно обязательно защитить от воздействия влаги, покрыв мебельным лаком. В такой защите не нуждается масляная краска, однако, после высыхания она, отдавая содержащееся в ней масло деревянной основе, слегка обесцвечивается, бледнеет, теряет блеск, то есть «жухнет». В данном случае покрытие лаком вернет краскам первоначальную свежесть. Лучше других «ведут себя» акриловые краски. Высыхают быстро (в отличие от масла), даже быстрее темперы и гуаши, и после высыхания уже более не размываются водой. Сохраняя и после высыхания яркость и звучность (иногда даже чрезмерную), акриловые краски не нуждаются в верхнем слое лака. Во время росписи, чтобы избежать некоторой излишней, свойственной акрилу яркости (что сближает его с анилиновыми красителями), в каждый из цветов добавляют на палитре немного белил, кроме акриловых, можно темперу, гуашь, ПВА-белила, но в этом случае краска сохнет немного медленнее. Акрил хорошо смешивается с этими водорастворимыми красками и если он преобладает в смесях, то после высыхания не размывается водой; однако роспись, выполненную в такой смешанной технике лучше, для сохранности, покрыть одним слоем мебельного лака. Можно также натереть высохшую роспись восковой мастикой.
Орнамент можно нанести как на сиденье, так и на плоскости и торцы 2-х дощечек, заменяющих ножки. Скамеечку можно сверху не расписывать, но обтянуть небольшим кусочком красивой обивочной ткани - гобеленом, подложив под нее холст, войлок, бортовку или мешковину. Для обивки скамеечки подойдет и узорчатая льняная ткань, сукно, плотный ситец, обрезки ковровой дорожки, а также плетеные соломенные циновки. Не лишена очарования и скамеечка, чье сиденье обито джинсовой тканью по войлочной (или фетровой) подкладке.
Обивая скамейку, можно украсить торцы ее сиденья по всему периметру крупными шляпками мебельных гвоздей желтого или белого металла.
Существенным фактором дизайна домашних скамеек все же является их конструкция.
Интересным решением отличается скамейка в форме буквы L (или перевернутой русской Г). У такой скамейки есть два уровня - две ступеньки. Одну ступеньку можно сделать Чуть выше (длиннее) другой. Тогда, переворачивая скамейку, можно выбрать наиболее удобную высоту, используя ее и как сиденье, и как лестницу.
Железное кресло для веранды, террасы, сада, гостиной и т. д.
Конструкция - согнутая железная решетка из металлической полосы, укрепленная в арматурный куб с одним отпиленным и спущенным на 20 см ниже своего бывшего уровня ребром.
Весь железный каркас покрывается эмалью (нитроэмалью, масляной эмалью) в 2-4 слоя. Цвета: болотный, светло-зеленый (цвет зеленого яблока), розовый, синий, светло-фиолетовый, а также - «бронза» и «серебро». Сверху на металлический каркас кладется плед или одеяло, подушки. Острые железные углы закругляются предварительно (перед покраской) напильником. Смягчить железную конструкцию кресла поможет прием оборачивания тканью ручек, спинки, стоек конструкции. Украсить такие кресла и одновременно придать им мягкость и удобство можно с помощью совершенно необходимых ему сменяемых мягких подлокотников.
Цвет ткани подлокотников должен соответствовать (сочетаться) с окраской всей металлической конструкции каркаса. Например, если сам каркас светло-синий, то для подлокотников подойдет голубая клетчатая ткань (или синяя в белый горошек, или синяя в широкую белую клетку и т. п.). Подлокотники обвязываются голубыми лентами, тесьмой. Из такой же ткани, как и подлокотники, шьется наволочка для подушки.
Очень удобен, функционален и эстетичен прием сплошного оборачивания П-образных стоек кресла широкой, мягкой лентой из трех-четырех слоев ткани, с мягкой стеганой или войлочной подкладкой. Сверху ткань обвязывается тесьмой и бантами.
Этот же прием смягчения можно применять для всякой металлической мебели иных конструкций. Это сделает более уютным и домашним как их внешний вид, так и более комфортным отдых на такой мебели.
Металлическое кресло или металлический стул — мебель универсального применения в разных жилых зонах и помещениях, кроме детской комнаты - из требований безопасности. Кресло можно, убрав подушки и отвязав подлокотники, оставить в саду на открытой веранде, крыльце. Устойчивое и тяжелое, оно не боится ни ветра, ни дождя. Очень хорошо, оригинально и просто выглядит в гостиной, у камина, печки, в кабинете - как рабочее кресло. Крепкая конструкция делает ег0 долговечным, а возможность легко менять его «одежду» - декоративную и смягчающую обмотку подлокотников и чехлы на подушках, позволяет ему выглядеть всегда новым.
Если кресло «прижилось» не на веранде или в саду, а в комнатах, например, кабинете, гостиной (возможно - спальне), тогда к четырем нижним углам лучше привинтить 4 маленьких мебельных колеса на подшипниках и кронштейнах, добавив этим еще одно удобство - легко передвигать его по полу. Это - весьма ценное качество для тяжелой металлической мебели.
Стульчик для технических, подсобных помещений дома (котельная, гараж, мастерская, подвал, кладовая и т. п.) а также террасы, веранды, участка. Его можно ставить на крыльце, в саду и возле грядок. Сиденье для стульчика состоит из двух деревянных досок и двух брусков. Вдоль точек крепления деревянных частей подложены ленты из меди (1 мм толщиной). Стул со спинкой стилистически приобретает некоторую «рыцарскую» грубость, напоминает произведения средневековых ремесленников.
Длинная скамья с горизонтальными ячейками (полками) внутри, которая в перевернутом (вертикальном) виде может служить этажеркой для любых хозяйственных вещей - инструментов и садового инвентаря, посуды, книг и т. д. Если наполнение этажерки имеет слишком большой вес (например, инструменты и запчасти в гараже или мастерской), то в этом случае ее нужно привинчивать к стене для устойчивости (рис. 132, 148).
Медные полосы отделки и тон мореного дерева на полках и сиденье придают шкафу-скамье «героический», «средневековый» вид. Такой дизайн немыслим в городском жилище, но органичен и интересен для дачи и загородного дома.
Табуретка с двумя полками внутри, под сиденьем. Медные полосы вдоль точек крепления деревянного сиденья к металлическому каркасу дают дополнительную прочность и являются элементом декора.
Цвет металлических конструкций такой мебели: белый, серый, красный, коричневый, «бронза».
Стол, для облицовки столешницы которого можно использовать керамическую плитку разного цвета и узора, должен быть достаточно прочен и не подвержен расшатыванию. Он должен выдержать не только вес 18-50 керамических плиток (размером от 10x10 см до 20x20 см) и вес клеящего состава под плитками, но и обеспечить гарантию от перекосов во избежание растрескивания плитки. Общие габариты столешницы такого стола могут колебаться от 50x70 см (из плитки 10x10 см) - до 100x200 см (из плитки 20x20 см) - большой обеденный стол. Весьма функционален и средний, так называемый «чайный» стол, размеры столешницы которого могут быть - 60x120 см (размер плитки - 20x20 см) или 75x150 см (размер плитки 15x15 см), либо 60x100 см (размер плитки 10x10 см) (рис. 149,150).
Очень уютный внешний вид имеют и совсем маленькие - журнальные, туалетные, прикроватные, детские столики, столешницы которых облицованы в два-три ряда плитками, их количество варьируется от 15 (плитка 10x10 см на площади 30x50см) до 8 (плитка 15x15 см на площади 30x60 см).
В качестве украшения могут быть изготовлены и совсем миниатюрные подсобные столики многофункционального назначения - в библиотеку, гостиную, кабинет, кухню. Для их облицовки потребуется от шести плиток до двух, например, в том случае, если столик, размером 20x40 см облицован лишь двумя квадратами кафеля, размером 20x20 см. Более удобных пропорций получается миниатюрный столик с размером столешницы 20x30 см, сложенный их шести плиток (10x10 см). Несколько увеличить габариты столешницы может профилированный багет, закрывающий по всему периметру наружные края облицовки и создающий как бы «раму» мозаично набранной плоскости стола.
Наиболее функциональна и также красива облицовка кафелем разных цветов поверхности рабочего кухонного стола. В этом случае можно вклеивать на одном уровне с квадратами кафеля и тонкие пластины мрамора, ровной черепицы, а кое-где - небольшие плоские куски цветного стекла. Все это должно составлять единый, гладкий уровень поверхности стола.
Высота кухонного стола обычно колеблется от 82 см до 90 см. Высота обеденного стола 72-75 см. Журнальный столик может подниматься над уровнем пола на 55-60 см, а совсем миниатюрные столики хороши при высоте от 50 см до 35 см. Более низкий столик переходит в разряд скамеечек.
Универсальные для загородной жизни деревянные раздвижные и разборные столы на козлах хороши для гостиной, столовой, кухни, кабинета, мастерской, веранды и сада. В зависимости от той или иной конструкции козлы могут раздвигаться в ширину, либо подниматься на разные уровни, либо имеют в нижней части полки для рабочих материалов. Козлы могут быть как облегченные, так и с более усиленной конструкцией, с большей сопротивляемостью вертикальным нагрузкам (рис. 154, 155, 156).
Длинная столешница кладется на пару козел. В зависимости от их конструкции, под столешницей могут быть устроены полки, тогда стол превращается в рабочий - удобный и вместительный.
Если стол предназначен для установки в саду, его лучше покрыть лаком или покрасить эмалью (белой, светло-серой, светло-зеленой или бледно-голубой).