Мосты и дома Китая их строителями зачастую трактуются как своего рода художественная растительность. Это впечатление усиливается причудливой формой крыш, покрывающих нередко и мосты (рис. 72), и пестрой раскраской их в разные цвета с блестками позолоты.
Прихотливость служит отличительным признаком китайских садовожилищных ансамблей, немыслимых без затейливо обработанных мостиков-игрушек.
Если местность имеет нейтральный характер, то ее делают живописной, пользуясь искусственными приемами построения садовой архитектуры. Характерный для Китая и Японии волнистый силуэт мостов (рис. 73) трудно оправдать только необходимостью создать условия для прохождения под ними высоких судов.
Формы сада строятся с сознательным расчетом. Устройство садов составляло особую науку и было предметом многочисленных сочинений.
Характерные особенности китайской архитектуры, в частности волнообразное очертание мостов, соблюдается полностью и в каменных арочных сооружениях очень древнего происхождения. Однопролетный с крутыми подъемами мраморный мост в дворцовом саду Пекина (рис. 74) рассчитан на определенный живописный эффект. При подъеме и спуске с моста зрителю открывается множество точек зрения на сад и ландшафт. Иначе воспринимается мост при движении к нему по реке. Издали кривая моста включается в общий силуэт ландшафта, а по мере приближения к сооружению арка с ее отражением в воде превращается в раму, окаймляющую часть пейзажа.
Можно привести еще ряд примеров арочных мостов подобной формы, обработанных с обычной для позднейшей китайской архитектуры перегруженностью украшениями и декоративными деталями.
Наряду с ними встречаются монументальные арочные мосты полуциркульного очертания, весьма оригинальной, смелой и изящной конструкции (рис. 75)1.
Китайцы были первыми изобретателям» живописных висячих мостов. В этой области они на несколько веков опередили Европу. Висячие сооружения делались ими кабельными из растительных канатов (рис. 76) или на цепях из железа (рис. 77).
Любовь к разрешению декоративно-живописных задач сказывается в устройстве на этих мостах щедро орнаментированных порталов. Китайские массивные балочные.мосты, перекрытые огромными каменными плитами, по словам путешественников, часто достигают нескольких километров, а длина отдельных плит доходит до 22 м (73 фута).
Такие названия, как мост «десяти тысяч столетий» у города Фучжоу, указывают, что строители старались этими сооружениями произвести подавляющее впечатление на массы.
Мосты должны быть поражать зрителя своими размерами, как китайская стена — своей длиной, достигавшей нескольких тысяч километров, и формой, в плане похожей в представлении китайцев на огромного дракона.
Мосты в большом количестве встречаются в дворцовых комплексах Китая, занимающих большую территорию со своими прудами и каналами. Примером может служить дворец в Пекине (рис. 78). Через окружающие его каналы переброшено множество мостиков, бывших в представлении китайцев того времени «местами раздумья». Такая роль предназначена была и пяти мраморным мостам перед воротами Согласия в Пекине (рис. 79).
Выбор интересных точек зрения оказывает здесь большое влияние на расположение мостов. Хорошей иллюстрацией этого является лубочный китайский рисунок (рис. 80), изображающий ландшафт у Летнего дворца под Пекином с прилегающими дорогами, водными поверхностями и мерцающими в них отражениями. Такой характер имеет и императорский мост в Пекине. Интересный образец китайской архитектуры представляет крытый мост-храм Чун-Кинг (рис. 81) с его оригинальной надстройкой и живописным силуэтом. В техническом отношении все перечисленные сооружения построены вполне рационально и отличаются большой тщательностью выполнения.
Примечания
1. Пролеты их достигают 30 м, они очень узки и имеют своды толщиной от Узо до Уео пролета, т. е. вдвое тоньше европейских. Своды сложены насухо из притесанных клиньев на пиронах. Они поддерживают фасадные стенки с забуткой из утрамбованной глины и проезжей частью из плит, находясь в устойчивом равновесии, которое не нарушается осадкой опор.
Для обеспечения устойчивости и жесткости в сводах прокладываются цельные клинья на всю ширину моста, а фасадные стенки соединяются цельнокаменными связями, которые над опорами превращаются в сплошные стенки, архитектурно отмечаемые на фасадах мостов (рис. 75).