Мосты восточных деспотии
Переход от родового строя к рабовладельческому сопровождался расслоением первобытного общества на антагонистические классы — рабовладельцев и рабов. Основой производственных отношений нового строя «является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства — раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину. Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию производительных сил в этот период. Вместо каменных орудий теперь люди имели в своем распоряжении металлические орудия, вместо нищенского и примитивного охотничьего хозяйства, не знавшего ни скотоводства, ни земледелия, появились скотоводство, земледелие, ремесла, разделение труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктов между отдельными лицами и обществами...» (Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 555).
Создалось, как орудие классового господства, государство. Новые формы общественных взаимоотношений, новый экономический строй и вытекающие из этого новые задачи и возможности позволили возводить государственные сооружения уже в крупном масштабе.
Так как в жизни общества стало играть большую роль земледелие, а урожайность в основном зависела от искусственного орошения, то неизбежно возникала надобность в крупных работах по прорытию каналов и сооружению плотин, регулирующих орошение и потому крайне необходимых. Переход через каналы требовал устройства мостов.
К сожалению, до нас дошло сравнительно немного мостов деспотического востока. В такой стране, как Египет, они почти не сохранились, хотя известно, что при возведении грандиозных гидротехнических сооружений1 и каналов мосты устраивались и здесь в большом количестве. Первые своды, перекрывающие каналы, появились в древнем Двуречье (г. Ашнунак) уже в III тысячелетии до нашей эры, а своды над гробницами еще ранее — в IV тысячелетии до нашей эры (г. Ур).
Мосты Вавилона и Ассирии
Геродот и Диодор Сицилийский оставили сведения о сооружении Вавилона, до известной степени подтвержденные раскопками.
Вавилон (рис. 7) имел прямоугольный план и был окружен двумя рядами стен длиной в несколько километров по периметру. Посередине город разрезала на две части река Евфрат, берега которой на большом протяжении были укреплены кирпичными набережными, предохранявшими город от наводнений.
Чтобы объединить обе части города, были построены мост и тоннель под рекой, которая для этой цели отводилась в сторону2. Мост длиною до 300 м имел ряд небольших <9 м) пролетов на кирпичных опорах, облицованных камнем и перекрытых деревянными балками.
Здесь мы впервые встречаем указание, что опоры этого моста своей формой напоминали плывущие суда3. Тоннель сечением 4,9X3,9 м имел кирпичные стены толщиной до 6 ми был обложен толстым слоем асфальта.
До нас дошли остатки акведука Сеннахериба близ Ниневии в Ассирии, постройка которого относится, очевидно, к VII веку до нашей эры (рис. 8).
Реставрация дает возможность восстановить характерные для Ассирии прямоугольные формы этого сооружения, усиленного многочисленными контрфорсами. Ширина канала акведука, собиравшего воды 18 речек, достигала 15 м, длина его 300 м. Пересекавший поток был пропущен под каналом через пять трехметровых отверстий стрельчатого очертания, сложенных в виде ложных арок из горизонтальных рядов кладки с напуском.
Мосты древнего Ирана
Персы, захватившие в середине VI века до нашей эры Вавилон, переняли от него, а также от Ассирии и Египта строительную технику кладки из кирпича, но в своих композиционных приемах значительно отошли от системы прямолинейных форм, характерной для этих стран. Применение подъемистой стрельчатой арки из кирпичных клиньев было крупным техническим достижением персов. Оно позволило сильно увеличить пролеты перекрытий и возводить их с минимальной затратой дерева на кружала, что при дефиците в стране леса имело огромное значение.
Освоение этой формы наложило печать своеобразия на всю последующую архитектуру переднего Востока, но связи с древним искусством Востока оно все же не нарушило.
Введение стрельчатого очертания придало своеобразный характер также и формам мостов, которые в Иране строились в огромном количестве и имели, в частности, большое военное значение. По свидетельству Геродота, только на дороге из Сард в Сузы насчитывалось сто одиннадцать сторожевых постов, расположенных у мостов4. В Иране совершенно не сохранилось мостов, построенных ранее IV века нашей эры. Дошедшие до нас мосты Дисфуль (рис. 9) и Хустер на реке Карун возводились позже и уже под влиянием римской техники.
Последний представляет характерный для Ирана тип моста-плотины (рис. 10) на въезде в крепость Хустер. Ярусный характер, изломанный для затруднения движений войска план, каменные стрельчатые своды, а также значительная длина моста — создает картинные ракурсы и сообщают композиции чисто восточную декоративность. Римское влияние сказалось в Дополнительных отверстиях на быках обоих сооружений и в устройстве опор из облицованного камнем бетона. Нынешние кирпичные своды этих сооружений возведены значительно позже, после арабского завоевания.
Примечания
1. Геродот указываем что «первый царь Египта из людей Мии построил выше Мемфиса плотину, осушил русло одного из рукавов Нила и направил реку по ново-му руслу, а на месте старого основал Мемфис».
2. По Геродоту, «Нитокрида велела в Вавилоне выкопать бассейн для озера, очень близко от реки, углубленный до уровня воды, имеющий в охвате 420 стадий (78 км), Когда бассейн был вырыт, она направила всю воду реки в вырытый бассейн. Когда он наполнился водой, а прежнее русло реки совершенно высохло, она велела прежде всего края речных берегов в городе и спуски, ведшие от ворот до реки, выложить обожженным кирпичом, а затем снова отвела воду реки Евфрата из озера в первоначальное русло; таким образом, оказалось, что бассейн, превратившийся теперь в болото, сделан на случай опасности извне, а для жителей города был сделан мост».
3. По Диодору, «Быки на стороне, обращенной против течения, имели выступы, так что острая часть рассеивала напор воды, а закругленная, ускользая от удара, смягчала силу течения».
4. Эти мосты дают некоторое представление о формах древнейших мостов Ирана, почему и приводятся здесь, хотя принадлежат средневековой эпохе. Мы не касаемся здесь наплавных понтонных мостов, которые, как известно, были построены в 513 году до нашей эры по приказанию Дария через Босфор Мандроклом из Самоса, через Дунай, а затем в 480 году до нашей эры еще раз через Босфор по приказанию Ксеркса.