Комбинированные системы
Возникновение комбинированных систем1 относится к первым временам металлических конструкций, о чем мы говорили раньше. Полного развития они достигли, однако, лишь в конце прошлого века. Применение их связано с некоторым усложнением конструкции мостов, ведущим к увеличению количества материала. Поэтому, давая во многих случаях наиболее удобное решение, а иногда привлекая своей живописностью, комбинированные мосты вообще тяжелее простых. В эксплоатационном отношении они не столь выгодны, как чистые системы.
К комбинированным системам относятся арки с затяжкой, подвешенной к арке (рис. 163 а, фиг. 37, 38). Примером служит мост в Кельне (рис. 163 б). Легче выглядит комбинация тонкой арки с затяжкой в виде балки, способной работать на изгиб (рис. 163а, фиг. 39). Обе указанные системы стали позже применяться и в железобетонных мостах. Они дают возможность перекрывать большие пролеты, располагая проезжую часть невысоко над пересекаемым уровнем, и оказываются в таком случае легче простой балки.
Возможны также схемы в виде ферм, усиленных цепью или аркой, а также в виде комбинации из цепи и арки с балкой (рис. 163 а, фиг. 40, 41, 43) и т. д. Сюда относится и схема моста в Ремагене (рис. 164), имеющего средний пролет в виде арки с затяжкой и консолями, поддерживающими фермы береговых пролетов. Вследствие сложности силуэта эти мосты хорошо выглядят только на фоне живописного пейзажа, просвечивающего сквозь конструкцию, и неприемлемы для городов.
Хаос пространственных наложений мешает четко воспринимать основные линии таких конструкций.
К комбинированным системам относится, и висячий мост в Кельне (рис. 165), имеющий цепи, закрепленные на концах балки жесткости (см. рис. 163а, фиг. 42). Недостатком его является слишком большая толщина цепей и балки жесткости, а также мало удачное оформление береговых пролетов.
Возможности комбинирования разнообразных систем открыли широкие перспективы для формотворчества, особо охотно использованного германскими конструкторами. В тиши кабинетов обдумывались и создавались десятки конструкций, в большинстве случаев очень громоздких и запутанных.
Таковы консольные арки с затяжкой, комбинация арки с цепью и много других.
Одним из практических примеров подобного формотворчества может служить мост Нидершенвейде (рис. 166) в Берлине. Большое нагромождение и переплетение в этом сооружении самых разнообразных систем говорит далеко не в его пользу и лишний раз демонстрирует тупик, в который зашла творческая мысль, находящаяся в тисках капиталистического общества.
Нельзя также обойти молчанием одну из самых ранних комбинированных систем, а именно мост через Эльбу в Гамбурге (рис. 167). Вследствие сложности конструкции он получился слишком тяжелым и не вызвал в дальнейшем подражаний, как и вычурный стиль его порталов.
К числу комбинированных систем относятся также мосты-трансбордеры, устраиваемые в приморских городах через гавани или устья рек (рис. 168).
Деревянные мосты
Несмотря на повсеместное распространение мостов постоянного типа, в странах, богатых лесом, продолжается возведение деревянных мостов. Значительное развитие оно получило в строительстве эстакад, достигающих иногда очень большой длины2.
Формы деталей и узловых сопряжений деревянных конструкций позднейшего времени под влиянием металлических болтовых и заклепочных соединений начали видоизменяться еще в 80-х годах прошлого века, когда появились улучшенные типы деревянных кружал. После разработки специальных шпоночных, нагельных, гвоздевых соединений многие из числа слабо загружаемых деревянных конструкций приобрели даже внешность, напоминающую металлические фермы.
Однако в строительстве железнодорожных и автотранспортных мостов достигнуть такого результата в полной мере не удалось, тай как для дальнейшего прогресса деревянных мостовых конструкций требуются, повидимому, существенные сдвиги в характере использования свойств дерева. Некоторые достижения в этой области получаются от применения комбинации дерева с бетоном.
Примечания
1. Одна из первых комбинированных систем предложена Кулибиным. Очень много комбинированных систем появилось у нас в начале XIX в. Например, система русского инженера Фредерикса (см. раздел «Архитектура мостов СССР»).
2. Еще в 1890 году в. США было 4200 км деревянных железнодорожных мостов, длина эстакад доходит в отдельных случаях до 30 км.