Продолжением канала имени Москвы на пути в Ленинград служит Рыбинский гидроузел. Через Волгу вблизи г. Щербакова (бывший Рыбинск) построено несколько выдающихся по величине мостов из железобетона. Один из них, имея четыре пролета, перекрыт 120-метровыми гибкими арками с жесткой затяжкой. Являясь дальнейшим развитием идеи моста Володарского, эта система в таком большом масштабе применена под железную дорогу впервые, представляя крупный вклад в мировое железнодорожное мостостроение.
Большое техническое и архитектурное значение имеет проект другого моста у г. Щербакова — городского типа (рис. 440). Композиция его подчинена принципу нарастания пролетов и при этом рассчитана на открытое движение поверху. Главный акцент сосредоточен на крайнем пролете, перекрытом крупнейшей арочной железобетонной конструкцией с ездой посредине. Бесшарнирная арка этого пролета имеет серповидное очертание.
Другой своеобразной особенностью арки является ее оригинальное тавровое коробчатое сечение. Строгие формы этого моста, обогащенные монументальными надстройками на береговых опорах, придают ему внушительный и вместе с тем изящный вид.
Много замечательных мостов построено и на других гидроузлах Союза. К числу их относятся известные металлические двухъярусные мосты через Старый (рис. 441, 442) и Новый Днепр (рис. 443) на территории Днепровского гидроузла. Фашистские захватчики разрушили могучие арки этих замечательных сооружений, кружевным силуэтом рисовавшиеся на фоне Днепра, то широко разлившегося, то стесненного гранитными берегами. Оба моста сейчас заменяются железобетонными тех же пролетов.
Один из проектов восстановления моста через Старый Днепр, не получивший осуществления, дан на рис. 444, 445. Эта огромная арка из железобетона с жесткой арматурой имеет чрезвычайно тонкие поперечные размеры (0,6 м) и потому легка и экономична.
В Днепропетровске и в Кашире построены большие железобетонные мосты. На некоторых железных дорогах имеются мосты, перекрытые фермами с ромбической решеткой, и разводные мосты интересной формы.
Множество всякого рода мостов-плотин, представляющих большой интерес, сооружено также на разнообразных гидростанциях Союза. Размеры книги не позволяют специально останавливаться на их разборе.
Все изложенное в данной главе далеко не охватывает работы, проведенной по мостостроению в Советском Союзе за годы сталинских пятилеток.
Плановое социалистическое хозяйство страны Советов дало возможность осуществить грандиозное массовое комплексное строительство мостов в городах, на каналах и дорогах, невыполнимое в условиях капитализма. Только государственные проектные строительные организации н социалистическая промышленность, опиравшиеся на всю экономическую мощь государства, смогли выполнить такие исключительные по масштабу стройки, о каких говорилось выше, или такие, как единовременное строительство 11 мостов в Москве, о котором речь будет ниже.