Москва-река, которая еще в XVIII веке при перепланировке столицы комиссией Бецкого рассматривалась как направляющая ось последовательно развертывающихся ансамблей Москвы, в течение XIX века постепенно теряет свое транспортное значение и вследствие бесплановой и хищнической капиталистической застройки все сильнее загрязняется и мелеет. Для улучшения судоходства на реке пришлось в 1835—1836 годах построить Бабьегородскую плотину, а на Водоотводном канале возвести Краснохолмскую плотину со шлюзом. Появляется новый Чугунный мост. Но все эти мероприятия, не улучшив водного транспорта, лишь умалили архитектурное значение реки.
В период хозяйничанья городской думы Москва-река по прежнему использовалась и застраивалась с пренебрежением к интересам населения. При 40-километровой береговой линии на ней имелось лишь 4 км набережных. И только во второй половине XIX века начинается, наконец, строительство постоянных москворецких мостов. В 1857 году сносится старый Большой Каменный мост и появляется новый с трехпролетным железным арочным строением на каменных опорах. Но первая в Москве арочная металлическая конструкция архитектурно не была увязана с Кремлем, сильно уступая в этом отношении старому Каменному мосту. В 1870 году железным арочным строением заменяется старый деревянный Москворецкий мост, а в 1883 году — и Устьинский мост.
Не думали о городском ансамбле и строители Крымского и Краснохолмского мостов (1872—1873 гг.), устраивая на них мало подходящие для городского движения сквозные балочные перекрытия железнодорожного типа. Вслед за тем дальнейшее строительство москворецких мостов прекращается на 30 лет. И только в 1911—1912 годах возводятся, наконец, железные арии Бородинского и Новоспасского мостов.
К конкурсу, объявленному на проект юбилейного Бородинского моста, были привлечены лучшие специалисты того времени. Один из мостов в три пролета, удачно оформленный в память о Бородинском сражении, принадлежал академикам Передерию и Фомину (рис. 380, 381, 382). Проект проф. Кривошеина и академика Покровского (рис. 383, 384) о четырех пролетах подчеркивал национальный характер этого памятника, возрождая в формах русской каменной архитектуры традиции славных строителей Большого Каменного моста. Проекты остались не осуществленными.
Ныне существующий мост (рис. 385) оформлен академиком Клейном. Так как этот мост имеет высокие отметки полотна, то он был сохранен без перестройки при осуществлении сталинского плана реконструкции Москвы.
Таким образом, вследствие случайного и хаотического развития Москвы капиталистического времени река была на долгое время исключена из городского ансамбля, что сильно снизило ее значение. Построенные тогда мосты оказались лишенными архитектурной связи с окружающей застройкой, эклектически оформленными и потому в большинстве мало выразительными.