С 1762 года начал свою деятельность Московский филиал комиссии по устройству городов Петербурга и Москвы. Возобновилось строительство каменных мостов на месте уже существовавших деревянных. Незадолго до этого был перестроен архитекторским помощником Семеном Яковлевым Кузнецкий мост (1753—1756), находившийся в центре города и сооружавшийся по проекту архитектора Ухтомского. Пересекая Неглинку, мост начинался у самой Петровки и доходил почти до Рождественки, имея длину 120 и ширину 12 м. Построенный из кирпича с арочными галереями по концам он в 1816 году был разобран.
Живописная Яуза, вблизи которой на Измайловских прудах располагалась раньше царская резиденция), обогатилась еще в 30-х годах дворцово-парковым ансамблем Анненгоф у Немецкой слободы по проекту Растрелли. Здесь в примыкавшем к парку Головинском саду петровской эпохи был устроен ряд прудов и каналов общей длиной до 3,9 км, снабжавших водой множество фонтанов.
В 70-х годах этот Лефортовский парк с дворцами переустроен (рис. 295). Через Яузу против Летнего дворца сооружен красивый Дворцовый мост, упоминаемый в известной московской речи Баженова. Гранитный Дворцовый мост, построен в 1777 году архитектором Семеном Яковлевым. Этот первый в Москве крупный мост XVIII века был прекрасно увязан с улицей. В пересечении с Яузой живописным фоном для него служило водное зеркало реки и каналов у миниатюрной «Стрелки» парка. Поэтому архитектура моста имела парковый характер (рис. 296).
Выше по Яузе вскоре (1779—1789 гг.) был возведен под руководством инженеров Бауэра и Герарда известный Ростокинский акведук (ряс. 297), снабжавший Москву мытищенсккой водой. 26 арок поддерживают крытую галерею водопроводного капала. Опоры заложены на сваях, своды его кирпичные. Акведук облицован мячковским камнем. Из-под сводов открывается живописный вид на долину реки Яузы. В конце XVIII века на Нижне-Пресненских прудах и в разных садах Москвы было построено еще несколько небольших каменных мостиков паркового характера.
Подъем русской промышленности и строительства в конце XVIII века сопровождался широким развертыванием и ростом национальной архитектуры. Это прекрасно иллюстрируют работы крупных московских зодчих — Баженова, Казакова и др. С особой яркостью национальное направление проявилось в творчестве знаменитого Баженова при создании дворца и мостов в Царицыне под Москвой (1775—1785 гг.). Прекрасно знакомый с художественной жизнью - Европы, критически, творчески воспринявший наиболее прогрессивные методы архитектуры Запада, в то же время тонко чувствовавший русскую старину, Баженов был убежден, что пути русского зодчества — в возрождении прогрессивных черт народного творчества. И он возродил эти формы в комплексе парка в Царицыне (рис. 298, 299), доказав этим жизненность русской архитектурной культуры. Композиция обоих мостов овеяна столь свойственной древнерусскому зодчеству поэтической свободой образа, материала и силуэта.
Кирпичные мосты с деталями из резного камня имеют очень простую конструкцию, отвечающую их небольшим размерам. Выполнение мостов в натуре было еще богаче и разнообразнее, чем в проекте. Если двухъярусный фигурный мост при этом был мало изменен, то конструкция боковых частей моста через овраг, лишившись стрельчатых сводов, стала изящнее и оригинальнее. Виртуозно проведенная двуцветность, белокаменные архивольты, пучки колонн, тонкая отдоха подсводной поверхности (рис. 300, 301, 302), богато обработанные превосходным кирпичным орнаментом сквозные отверстия в надсводном строе-нии — придают мосту исключительную оригинальность.
В натуре сильно выиграл по сравнению с проектом красивый парапет, устроенный по бортам аллеи, соединяющей мосты с дворцом (рис. 303). Красочные пятна мостов среди зелени парка между руин незаконченного дворца, поросших столетними деревьями, производят в наши дни незабываемое впечатление й кажутся выхваченными из старинной русской сказки.
В Ленинском парке сохранились еще два гротескных кирпичных мостика через овраг, принадлежащие Баженову. Ознакомление с кирпичными деталями этих мостов и конструкциями дворцовых построек показывает, что Баженов был энтузиастом и одним из пионеров применения целых перекрытий и отдельных конструктивных элементов из кирпича, скрепленного металлом. Он является, таким образом, одним из зачинателей современных армокирпичных конструкций, первоначальные формы которых, вопреки иностранным необоснованным претензиям, появились у нас гораздо раньше, чем за рубежом. Они были известны и применялись еще в XVI веке.
Между верхним и нижним прудами, а также у села Борисова в Ленинском парке имеются два каменных моста-плотины, относящиеся к концу XVIII века, авторы которых не известны. К тому же времени относится несколько каменных мостов, построенных в подмосковной усадьбе Середникоео и принадлежащих предположительно Старову. Это белокаменный мост через овраг, мост-плотина там же, мосты у пруда и при въезде в усадьбу. Неизвестному же автору принадлежит и замечательный, единственный у нас, двухъярусный мост-виадук через овраг в Калуге (рис. 304), построенный около 1783 года из кирпича с белокаменными деталями. Хотя Калуга не является окрестностью Москвы, но приводим этот факт как дополнительный к другим, являющимся исключительно яркой иллюстрацией барски пренебрежительного отношения к русским мостостроителям, имена которых указывать в царской России считалось совершенно излишним.