Крупным событием середины XIX века была постройка первого у нас большого многопролегного висячего моста через Днепр в Киеве (рис. 355), где до того времени существовали только пловучие мосты. Подготовка к атому началась еще с 1835 года, когда было приступлено к разработке проекте» нескольких постоянных мостов через Днепр. Один из них — арочный деревянный на каменных опорах с 17 пролетами; другой проект — инженера Мельникова — дает балочный мост с 11 пролетами, перекрытыми сквозными деревянными фермами (1840 г.). Наконец, выполненный им же проект деревянного моста с фермами комбинированной системы типа, примененного на реке Мете.
В конце концов, в 1847 году был утвержден проект висячего моста с четырьмя пролетами и двумя полупролетами. Он заканчивался поворотной частью, для которой впервые у нас применены сплошные железные балки. Деревянное полотно моста, поддерживаемое сквозными шпренгельными деревянными поперечными балками, подвешено здесь на двух парах цепей из плоских звеньев. На каждом из пяти быков, заложенных прямо на грунте, возведены кирпичные порталы.
Для предохранения от опасных колебаний полотно моста было усилено продольными балками жесткости, частично возвышавшимися над проезжей частью. Стелющийся многопролетный силуэт моста, превратившегося в одну из живописных достопримечательностей Киева, подчеркивая ширину реки, связывал город с его заречной стороной. В Ленинградском музее путей сообщения хранится огромная модель этого моста из бронзы и красного дерева, обошедшаяся около 20 тысяч рублей золотом. Мост, законченный постройкой в 1853 году, просуществовал 67 лет и был разрушен белополяками в 1920 году.
Кроме Киева, висячие мосты были построены еще в трех городах. В 1851—1853 годах нашим выдающимся инженером Краснопольским на рукавах реки Великой в г. Острове было сооружено два одинаковых цепных моста, образующих сложный переход, прекрасно увязанный с-расположенным тут же древним памятником XVI века. Их раздельные массивные пилоны простой конструкции (рис. 356) поддерживали каждый по две цепи, расположенные в два яруса.
Оба эти моста просуществовали без переделок до 1926 года, когда деревянная проезжая часть и балки жесткости были усилены заменой их металлическими.
Во время Великой Отечественной войны цепи одного из мостов были подорваны немцами и мост разрушен. Но так как все его части за немногими исключениями сохранились, то в 1946 году он был вновь собран и восстановлен.
Длительность службы этих мостов является показателем' достоинств русской конструкторской мысли, уже тогда применившей в висячем мосте двухъярусные цепи. Эти идеи могли быть развиты до конца только в советское время, когда они получили полную теоретическую разработку, оставляющую позади иностранные теории и опыт.
Два других моста с совершенно одинаковыми пролетами (89 м) были построены в крепостях Брест-Литовске и Новогеоргиевске (1836 г.). Эти единственные у нас примеры кабельных мостов сохранялись долгое время, как памятники немногочисленных конструкций подобного рода.
Составленный несколько ранее инженером Янишем проект цепного моста через Которосль в Ярославле остался невыполненным. Зато примерно тогда же в Ярославле построен из кирпича крайне редкий у нас образец городского двухъярусного моста-виадука в классике (рис. 357), пролеты которого были приспособлены под жилые помещения.
В разных городах русской провинции было возведено много мостиков, оформленных также в классическом стиле. В Казани у Сибирской заставы в 1840 году существовал мост, украшенный восьмиколонными портиками и обелисками. В Вильне, судя по сохранившемуся рисунку (рис. 358), был построен превосходный деревянный виадук с опорами в виде дорических колонн, расположенных по три в ряд. Надо удивляться поразительному конструктивному чутью старых русских мастеров, умевших создавать простыми средствами такие архитектурные шедевры.
Немало русских конструкторов работало и в других городах провинции. Известно, например, что в Костроме русский купец Красильников в 20-х годах построил ряд красивых зданий и соорудил разводной мост через реку Кострому. Другой костромич — крепостной помещика Макарова Кирилл Васильевич Соболев, будучи талантливым механиком, дал много ценных изобретений и среди них понтонный мост своей системы.