Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными» (Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1948, стр. 5 и 6).
Эпоха Возрождения отличается небывало быстрым ростом городов и торговли. На смену сломленному феодальному дворянству пришел новый, на первых стадиях своего развития прогрессивный класс — буржуазия.
«Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест коммунистической партии; Избранные произведения, т. I, стр. 142, 1940 год).
Новый класс придал культуре реалистический, жизнерадостный, творческий характер.
Прогрессивность эпохи выразилась в крупнейших изобретениях и открытиях в различных областях науки, а в искусстве проявилась увлечением античностью, как образцом для подражания и как оружием в борьбе против схоластики.
Мосты Италии
Раньше всего начался этот процесс в Италии, которая тогда в экономическом отношении шла впереди других стран. Ее города, разбогатев на заморской торговле и создав собственную промышленность1, соперничали между собой в деле возведения крупных городских сооружений.
Спрос на произведения искусств чрезвычайно возрос. Выросло и значение мастеров архитектуры, специалистов-строителей. В противовес безымянным мастерам Средневековья и более ранних эпох они выделяются из цеховых организаций и, заслонив собой общину, начинают работать индивидуально. Вначале это были резчики, каменотесы, ювелиры, а позже и живописцы, владевшие, как, например, Микельанджело, всеми родами искусства.
Базируясь на изучении античных сочинений и памятников, такие зодчие, как Серлио, Альберти, Палладио, Скамоцци, пишут трактаты по архитектуре зданий и мостов. Под руководством Альберти, Росселино, Кастелло, самого Микельанджело реставрируются римские мосты Элия, Аврелия и Сенаторов.
Мастера Возрождения развивают античные сочинения в применении к новым условиям и запросам. Например, Альберти в своем трактате распространяет понимание ансамбля на мосты и городские улицы. Мост он считает важнейшей частью улицы и думает, что верхнее строение моста с тротуарами, парапетами и другими частями должно служить продолжением улицы.
Архитектурная мысль Возрождения в области мостостроения стимулировалась реальными потребностями и нуждами торгового города. И так как для эпохи товаро-денежного хозяйства характерна оживленная торговля на мостах, то они обрастают лавками и превращаются в крытые пассажи. Начало превращения моста в крытый рынок мы уже видели на примерах средневековых сооружений. Но Возрождения вносит в довольно хаотичную феодальную застройку порядок, располагая лавки правильными рядами с коридорами между ними.
В раннюю пору Возрождения эти лавки носят еще средневековый характер. Прекрасным примером служит Старый мост во Флоренции. Но формам самого моста уже придана простота и строгость. Его своды, имеющие подъем 1:6, были первыми сводами такой пологости. Сооружение знаменовало немалый технический успех тогдашнего строительства (см. рис. 50).
Самым пышным из мостов-пассажей Возрождения надо считать известный мост Риальто в Венеции (рис. 64), построенный архитектором да-Понте по конкурсу с участием Скамоцци, а не Палладио, как иногда указывают, так как последнего в это время (1587 г.) уже не было в живых. Подобные конкурсы, на которые часто представлялись целые модели сооружений, были тогда обычным явлением.
Мост Риальто облицован сплошь белым мрамором и увенчан галереей, образующей три продольных прохода. Единственный пролег значительной величины (28,8 м) оттеняет центральное расположение моста.
Симметрия его пространственно отмечена тремя осями. Главная ось подчеркнута средней аркой галереи, перекрытой на два ската, и акцентирована замком свода. Богатая балюстрада и бортовой карниз, характерные для позднего Возрождения, заканчивают композицию.
Для Венеции, с ее длинными линиями переходов, дворцов, каналов, характерны горбатые пешеходные мостики с полотном в виде лестниц. Небольшого (до 10 м) пролета и очень тонкие, но довольно подъемистые (от 1/3 до 1/2) своды мостиков, сложенные из камня или мрамора, придают Венеции своеобразное очарование. Весь этот оригинальный архитектурный аккорд завершается гармоничными и изящными формами мраморного моста Алла Палья (рис. 65).
В работах Андреа Палладио богатство приемов и деталей сочетается с известным самоограничением, показательным для.позднего Возрождения. Палладио выдвинул на первый план проблему фасада, признав за ним роль основного носителя архитектурной идеи.
Остро чувствуются эти особенности в мостах Палладио с их богатством форм, подчиняющихся строгой, логичной системе со сложной иерархией частей и пропорций, построенных на числовых отношениях. В книге, трактующей о дорогах, мостах и площадях, Палладио приводит пять проектов мостов, из которых два принадлежат ему.
Один из его проектов, представляющий собой мост-паосаж (рис. 66) для большого торгового города (Венеции), построен очень гармонично. Формы моста развиваются, мельчая по мере роста высоты сооружения, что сообщает им легкость, устойчивость и непринужденность, характерные для классических периодов искусства.
Три небольших полуциркульных свода (7 + 7,5 + 7 м) поддерживают мощную надстройку с порталами и лоджиями, придающими мосту торжественный вид. Надстройка моста, органически связанная с его функциями центрального базара и биржи, представляет самостоятельное сооружение. Средний проход шириной 5 м делит надстройку на две части, занятые по бокам лавками. Середина сооружения образует обширное помещение, связанное с внутренними переходами.
Рассматривая мост не только как часть улицы, но и как часть ансамбля набережной, Палладио соединил последнюю с входами на мост лестницами-сходами, а также устроил на его опорах ниши со скульптурой, видные только с набережной. Кроме проектов Палладио, да-Понте и Скамоцци, сохранились эскизы этого моста Виньолы и Сансовино.
Второй проект моста через Бахчилионе Палладио предназначал, вероятно, для своей родины Виченцы. Проект также значительно отличается от римских образцов. Получил осуществление, однако, не он, а мраморный однопролетный мост типа моста да-Понте, но без надстройки и более простой по деталям.
Конкурирующие с Венецией города — Флоренция, Пиза, Верона, а также другие — почти одновременно сооружают у себя мосты, среди которых примером искусства эпохи Возрождения можно считать лишь мост Меццо в Пизе (рис. 67). Его своды, опирающиеся на. довольно грузные быки, имеют тонко и просто нарисованные архивольты. Следует отметить, что, судя по дате, постройка его относится к более позднему времени.
Такое опоздание можно объяснить тем, что общественная жизнь Пизы, потерявшей в это время свою самостоятельность, клонилась к упадку, отставая от века, и новое доходило до нее с большим опозданием.
Мосты Франции и остальных стран Европы
Зародившись в Италии, идея моста-пассажа нередко повторяется во многих городах и странах, несмотря на различия их политических устройств. Распространению этой идеи способствовали заезжие итальянские мастера.
В начале XVI века ряд подобных мостов возникает во Франции, которая выписывает в это время из Италии мастеров Джиокондо, Прима-тиччио, Доменико да Кортона и теоретика Серлио.
В 1507 году Джиокондо строит в Париже по конкурсу каменный мост Нотр Дам (рис. 68), взамен рухнувшего деревянного2. Мост имел по тому времени очень большую ширину (23,6 м) и был застроен двумя шеренгами четырехэтажных домов, по существу уже представлявших симметричное и стройное произведение Ренессанса. Четыре башенки располагались по углам моста, который соединял остров Сите с королевским дворцом и был разобран лишь в XVIII—XIX веках.
Сооружение городских двухъярусных мостов продолжалось и в королевской Франции XVI века, в которой еще процветало строительство ансамблей времен феодализма. Правда, архитектура замков этого времени уже далека от мрачной архитектуры феодализма, но множество средневековых традиций в ней все же сохранилось: крутые крыши, люкарны, высокие трубы.
Все такие особенности находим и в ансамбле моста Шенонсо, ведущего к замку того же имени. Самый мост построен позже замка, в 1556 году, Филибертом Делормом, автором Тюильри и изобретателем известных арочных стропил из деревянных косяков; через несколько лет мост был увенчан красивым зданием в стиле французского Ренессанса.
Во всех частях композиции виден. специальный архитектурный расчет: пролеты моста постепенно нарастают по направлению к замку, а эркеры в нижнем этаже надстройки точно отвечают на фасаде замка расположению опор моста. Это один из хорошо продуманных ансамблей Ренессанса, о котором необходимо здесь упомянуть.
Из сооружений в городах остальных стран Европы заслуживают внимания мосты Мостар (рис. 69) в Албании и Арта в Эпире, построенные на торговых путях, шедших в Венецию через Балканский полуостров. Архитектура их представляет самобытно-живописную смесь формы античности, Ренессанса и средневековья.
Особенно часто встречаются мотивы Ренессанса на мостах городов, служивших складочными пунктами на путях, по которым шло распространение денежного хозяйства, например, в южной' Германий, много таких мостов сохранилось по Рейну: в Нюрнберге, Аугсбурге, Базеле, Страсбурге. Их архитектура слагалась под сильным влиянием итальянских образцов.
Так, Мясной мост в Нюрнберге, построенный в стиле сухого и тяжеловатого немецкого Ренессанса, напоминает мост Риальто. Мост в Вюрцбурге, перестраивавшийся в течение ста лёт, испытал на себе ряд влияний, начиная от римских и кончая Ренессансом и барокко.
Строитель Эскуриала Хуан де Эррера тоже не избежал влияния Италии, придав Сеговийскому мосту в Мадриде черты Ренессанса.
Примечания
1. Венеция и Генуя стали складочными пунктами торговли с Левантом. Милан, Флоренция, Верона владели мастерскими тканей и служили торговыми банками. Рим собирал «приношения» со всего мира.
2. Фра Джиокондо был переводчиком и издателем Витрувия. Как строитель мостов Корво близ Аквино и реставратор римского моста в Вероне, он был приглашен во Францию Людовиком XII. По словам Вазари, поэт Сенназаро приветствовал сооружение моста Нотр Дам такими словами: «Джиокондо наложил на тебя, Сена, двойной мост. Поэтому ты по праву можешь называть его верховным мастером».
Для обеспечения пропуска воды при паводках нижние кромки сводов моста были косо срезаны фасками, уширяющимися от. замка к пятам в виде «коровьих рогов». Этот прием, примененный здесь впервые,- получил потом широкое распространение во Франции.