Вместе с тем растет и Москва, увеличивается число переправ и деревянных мостов через Неглинку, Яузу, Черторый, Черногрязку, насчитываемых десятками.
К концу XVI века развитие торговли и заселение Замоскворечья вызывают необходимость в сооружении постоянного каменного моста через Москву-реку.
Однако польская интервенция начала XVII века задержала постройку этого моста. После победоносного разгрома интервентов и восстановления экономической и политической мощи московского государства каменное строительство в Москве и других городах вновь стало широко развиваться.
В 1643 году для постройки Большого каменного моста через Москву-реку из Страсбурга вызывается в Москву каменных дел мастер Анце (Яган) Кристлер.
Составление «рядных грамот» на постройку в те времена сопровождалось подробной сметой с перечислением всех работ и материалов, а вместо чертежа прилагалась деревянная модель, так называемый «образец». «Мостовой образец» семипролетного каменного моста со сметой был представлен и Кристлером. Для пяти больших сводов требовался белый камень длиной и шириной в один аршин и хорошо обожженный «городовой» кирпич. Проект моста рассматривался в Посольском приказе. На вопросы думных дьяков Кристлер отвечал, что «у моста будут сделаны шесть быков каменных... а своды у того моста будут по 40 аршин». На вопрос, устоит ли мост против льда толщиной 2 аршина и можно ли по нему возить большой пушечный снаряд, он ответил, что «мосту порухи не будет».
Так как сооружение такого большого моста было делом серьезным, а доводы Кристлера о крепости моста показались недостаточно убедительными, то москвичи не могли ршиться на утверждение проекта и отклонили его. В 1645 году умер царь Михаил .Федорович, а вслед за ним и Кристлер, посланный в Троицкую лавру и Новгород, так и не начавший постройки, ради которой он был вызван из Страссбурга.
Около этого времени царь Алексей Михайлович задумал строить свою резиденцию в Измайлове. В 1667 году мастер Косгоусов строит в Измайлове царский дворец.
Вскоре через пруд возводится каменный Измайловский мост1, известный по гравюре Ивана Зубова (рис. 246). Мост имел 14 сводчатых пролетов, украшенных архивольтами, а ограждавшие проезд нарядные каменные перила в ширинках с изразцами сохранились и ныне у башни Мостовой, ведущей на мост. По характеру подобной изразчатой отделки перил этот мост является уникальным.
Строительство Измайловского моста производилось одновременно с надстройкой новых верхов кремлевских башен (1669 г.), и опыт его был вскоре использован при сооружении Большого Каменного или Всех-святского моста, который начат постройкой уже в правление царевны Софии (около 1682 г.) и успешно закончен русским мастером, имя которого пока неизвестно. Мост имел длину 140 м и ширину 22 м. Свое название получил от Всехсвятской «воротной башни», стоявшей у кремлевского устоя моста. К этой башне с двух сторон примыкали: вторая кремлевская стена и стена Белого города, располагавшаяся на линии бульварного кольца.
С Москворецкой стороны мост заканчивала другая башня с двумя цветными верхами (рис. 247). На главном и боковых фасадах она имела шесть ворот, откуда бревенчатые пандусы вели на набережную. Вверху над воротами находилась «корчемная канцелярия», а над ней помещалось огражденное парапетами «верхнее гульбище». Опоры моста были заложены на дубовом свайном ростверке. Проезжая часть имела посредине заметный излом («горб»).
По концам моста были симметрично расположены лавки, а середину его ограждали высокие парапеты, оформленные оригинальными полуциркульными аркадами. Внизу у опор ютились мельницы. Прекрасный вид на мост из Замоскворечья на картине Аполлинария Васнецова (рис. 248) подчеркивает тонкую связь его архитектуры с ансамблем кремлевских сооружений и достаточно точно передает облик сооружения. На рис. 249 изображен Большой Каменный мост согласно реставрации его, принадлежащей проф. Д. П. Сухову.
На рис. 250 дана панорама Москвы с Каменным и «живым» Москворецким мостами.
Вчерне мост был готов в 1687 году и окончательно завершен в 1692 году уже при Петре I. К концу XVIII века его башни и торговые лавки были убраны (рис. 251), в 1809—1812 годах он капитально ремонтировался, а в 1857 году заменен новым металлическим, имевшим три арки на каменных опорах.
Строительство описанных мостов явно указывает на блестяще продолжавшееся в XVII веке развитие самостоятельной национальной школы русского мостостроения.
Примечания
1. По описи 1687 года значится: «От той башни через пруд Измайловский мост каменный в длину 50 саж., поперек 5 саж., у него перила каменные с растеками и образцами (целинными). Наслан мост бревнами еловыми, да тесом». В 1760 году мост чинился, а в середине XIX века разобран. Есть довольно вероятное предположение, что мост сооружался тем же мастером Иваном Кузнечиком «с товарищи», который строил Измайловский собор.