В других странах Европы с конца XVI века начинается процесс образования крупных национальных государств с абсолютистским политическим строем. Одновременно широко расцветает торговля с заморскими колониальными странами, и колониальная экспансия принимает все более широкий характер. Этому сопутствует дальнейшее развитие ремесла и мануфактуры, работающих на рынок. Экономические связи между отдельными странами крепнут, увеличивается потребность в благоустроенных путях сообщения, начинается широкое строительство дорог и мостов.
«Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся .буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности...»1
Мосты Италии
Одним из наиболее характерных мостов Италии этой эпохи является «Мост св. Троицы» (Понте ди Санта Тринита) во Флоренции (рис. 86), разрушенный бомбардировкой американской авиации во время второй мировой войны. Он был расположен рядом со Старым мостом Флоренции (Понте Векшю), немного ниже по течению р. Арно. Его строитель архитектор, инженер и скульптор Бартоломео Амманати для смягчения въездов довел стрелку сводов до 1/7 пролета, превзойдя таким образом рекордный до того времени подъем 1:6 моста Веккио.
Следуя традициям эпохи Возрождения, схема моста Троицы построена на основе троечастной симметрии, но в деталях звучит уже новая нота. Очертанием сводов служит не круговая кривая, а два полуэллипса, пересекающиеся с легким изломом в замке. Пышные картуши, сильно профилированные архивольты и аллегорические фигуры времен года у входов на мост служат пластическим его завершением. Все перечисленные особенности придали архитектуре моста новое качество.
Вводя эти новые приемы, Амманати, возможно2, находился под влиянием идей Микельанджело, создавшего несколько ранее во Флоренции большой мраморный мост, от которого, к сожалению, ничего не сохранилось.
В архитектуре мостов того времени правильные и спокойные очертания сменяются контрастными: круг превращается в эллипс или орал. Вместе с тем, вместо четких углов и граней, появляются мягкие кривые.
Отсюда эллиптическая арка моста Вздохов в Венеции (рис. 87). Его дуговые фронтоны еще не типичны для эпохи, но маскароны архивольтов, валюты и картуши несомненно сообщают архитектуре моста повышенную динамичность. Позже детали моста были широко использованы при строительстве множества мелких мостиков на каналах Венеции.
Крупных мостов того времени в Италии совсем не сохранилось. Мост Микельанджело во Флоренции погиб, а другой мраморный мост по проекту Бартолотти в Пизе пролетом в 72 м обрушился в 1641 году еще на кружалах, что было заранее предсказано Микельанджело.
Мастера барокко украшают выдающиеся мосты живописной скульптурой. Именно в это время Бернини ставит свои статуи на мосту Элия, Амманати — на мосту Троицы.
Мосты Испании И Нидерландов
Особенно сильными оказались живописно-декоративные тенденции в Испании, где получает надстройку мост Алькантара. Таков и Толедский мост в Мадриде (рис. 88). Его небольшие своды зажаты между чрезмерно толстыми опорами, а проезжая часть украшена затейливыми надстройками. Они продолжали жить и в таких поздних сооружениях Испании, как виадук Ронда (рис. 89), построенный в конце ХУП века через узкое горное ущелье. Строитель, стремясь поразить мощью и высотой- виадука (140 м), превращает его опоры в сложные многогранники. Расположенный поблизости древнеримский мост своей простотой еще более оттеняет живописный образ этого эффектного сооружения.
Нарядные надстройки встречаются и на других мостах Испании — Эльчи (рис. 90), Альмарац и т. д. И даже в Мексике, принадлежавшей тогда Испании, попадаются крупные виадукИ И акведуки, так же прихотливо оформленные (рис. 91).
После перемещения мирового торгового центра в Нидерланды с их развитой промышленностью на многочисленных каналах Амстердама, Антверпена, Брюгге, по примеру Венеции, было построено множество небольших, но хорошо исполненных арочных мостиков.
Мосты Франции
XVI и XVII века во Франции — время интенсивного роста и утверждения абсолютизма, при котором проводилась меркантильная система, построенная на минимальном ввозе и максимальном вывозе обработанной продукции в целях усиления колониальной экспансии. В связи с этим развивалась французская промышленность, строительство каналов, дорог и с ними, естественно, и мостов.
В 1666 году основывается французская Академия, чем официально признается государственное значение науки. Позже открываются академии в Англии, Германии и Голландии.
Делаются пока еще очень поверхностные попытки научного разрешения технических вопросов, например поиски рациональной формы сводов3; последние приобретают коробовое очертание, снижающее отметку проезжей части мостов. В строительстве начинают широко применяться свайные основания, совершенствуются кружала, распространяются строительные машины.
В архитектуре XVII века имелось много черт, порожденных абсолютистским укладом того времени: официальность, торжественность, показная декоративность. Но в строительстве таких утилитарных сооружений, как мосты, заметно стремление к свойственным классике простоте, строгости и спокойствию. Развитие этих тенденций поддерживала учрежденная в 1681 году после Луврского конкурса Архитектурно-строительная Академия в Париже4.
Мосты Франции этого времени принадлежат лучшим архитекторам5. Однако вначале формы мостов иллюстрируют заметное итальянское влияние, особо сильное на юге Франции.
Это подтверждает мост в Тулузе (рис. 92), который испытал за столетний период своей постройки самые разнообразные воздействия. В очертаниях крутых и несимметричных въездов его нашли отражение средневековые традиции, в форме опор чувствуется влияние конструкции моста Фабриция в Риме. В эллиптических же очертаниях своде», повторяющих мотивы замка в Блуа, и в формах отверстий на быках чувствуется влияние Италии. Наряду с этим красочное сочетание кирпича тимпанов с белой облицовкой сводов и применение «коровьих рогов»6 говорят об учете местных особенностей.
Сооружение ряда мостов в Париже начинается постройкой Нового моста (рис. 93). Форма его тяжеловатых опор и некоторых деталей, надо думать, послужили образцом для Толедского моста Мадрида, построенного позже (см. рис. 88).
Расположенный у самого Лувра в сердце тогдашнего Парижа (рис. 94), Новый мост пересекал стрелку острова Ситэ. Андруе дю Серсо удалось объединить обе части моста и остров в целостный ансамбль, завершенный позже конной статуей Генриха IV. Мост увенчан классическим карнизом, украшенным масками-гротесками (около 380 штук).
Вскоре остров Ситэ, похожий, по словам Гюго, «на большой корабль, завязший посредине Сены», был соединен с берегами еще тремя парами мостов. Первая пара: мост Мари (1614—1635 гг.), построенный Мари и Делагранжем, парный ему мост Турнель (1656 г.), замененный в 1928 году другим — с однопролетным железобетонным сводом, облицованным камнем. В следующей паре шли мосты: С.-Мишель (1617— 1623 гг.) и О’Шанж (1639 г.), а затем у собора Нотр Дам — мосты О’Дубль и С.-Шарль (1634 г.), заканчивавшие ансамбль. При ширине до 25 м все они имели полуциркульные своды и первоначально были застроены двумя рядами лавок.
Королевский мост у Тюильри завершал ансамбль реки со стороны Лувра. Его своды — уже коробового очертания и крайне простого оформления.
Гладь фасадных стенок моста, увенчанного гладким парапетом и скромной карнизной тягой, перебивают только оголовки опор, обработанные чешуей наподобие черепичной кровли. Мост, капитально построенный Жаком Габриэлем и Романо за перемычками и в понтонных ящиках, основан на сваях, что предохранило его впоследствии от аварий, не пощадивших остальные мосты.
Наряду с замкнутыми городскими ансамблями, включавшими в свой организм и мосты, был создан ряд парковых комплексов.
Основным достижением садового искусства являлись Версальский гарк, парки в С.-Жермене, Фонтенебло и т. д., созданные крупным мастером этого дела Андрэ Ленотром.
Для подачи воды в фонтаны и бассейны Версальского парка была специально сооружена водоподъемная установка -в Марли и были построены три крупных акведука.
Наибольший из них — Ментенон (1684 г.), длиной более 5 км, трехэтажный, с пролетами сводов около 13 м. Этот акведук был в IV* раза выше Нимского (75 м).
Двухэтажный акведук Бюк (1686 г.) высотой 24 м с пролетами сводов в 5,5 м имеет длину 410 м, а одноэтажный — Марли (1686 г.) при высоте 23 м и пролетах сводов 8 м имеет длину 644 м. Оба они действуют и сейчас.
Для снабжения водой Парижа несколько раньше (1624 г.) был построен акведук высотой 21 м, длиной 690 м, заменивший римский времен Юлиана.
Мосты Германии
На небольшом мосту Курфюрста в Берлине архитектор Неринг возродил в миниатюре идею парижского Нового моста с его статуей, интерпретация которой принадлежала скульптору Андрею Шлютеру.
Шлютеру же был заказан для Берлина проект дворца курфюрста, оставшийся невыполненным. Центральную роль в проекте играет площадь, замкнутая с трех сторон дворцовыми зданиями. В сторону реки она открыта, и здесь на оси полукруглого выступа к ней примыкает Мост, архитектурно подчиненный площади.
По проекту, выполненному в действительности, дворец был отгорожен от реки колоннадой Мюлендам. В середине ее располагался портал, служивший въездом на Рыбачий мост. Несколько таких декоративных колоннад вблизи дворца было устроено и в других местах реки: у мостов Шпиттель, Егер и т. д.
В Дрездене (рис. 95) существовал мост, весьма близкий по своим формам к Толедскому (Мадрид), построенный на древних основаниях почти одновременно с ним и перестроенный в 1908 году.
Примечания
1. Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1951 г., стр. 33.
2. На это указывает Готей в своем курсе мостов «Construction des Ponts», Paris, 1809, т. I, стр. 13, лист 1, рис. 17.
3. Англичанин Гук еще в 1678 году полагал, что форма арки представляет перевернутую цепь. Грегори (1697 г.) предположил, что линия давления в арке совпадает с ее внутренними очертаниями. Только в 1712 году Делагир во Франции впервые рассматривает условия равновесия клиньев свода. В сложных коробовых очертаниях сводов нашла внешнее отражение теория кривых Декарта.
4. Первым ее руководителем был идеолог и теоретик классицизма XVII века Франсуа Блондель старший, занимавшийся, между прочим, реставрацией римского моста Сент во Франции.
5. В качестве строителей мостов работали создатели Лувра и Версаля: Лемерсье, Дюсерсо, Франсуа Мансар, Жак Габриэль, Пьер Леско и др.
6. Косые срезы нижнего очертания сводов в виде похожих на коровьи рога фасок, облегчавшие проход высокой воды, были впервые применены на мосту Нотр Дам (см. выше).