Уже в XVII веке было построено очень много мостов значительных пролетов, чему содействовало применение шпренгельно-подкосных систем, развившихся из ферм Палладио. Чтобы предохранить фермы от загнивания, их обшивали снаружи деревом и покрывали крышей подобно китайским мостам. Ряд деревянных мостов поэтому сохранился. Архитектурно оформленные детали их порталов и пролетных строений относятся в основном к XVIII веку.
Со второй половины века начали входить в употребление шпонки и зубья, что очень способствовало развитию шпренгельных систем, позволив увеличивать длину шпренгелей и пользоваться составными брусьями для устройства длинных затяжек.
Идя по этому же пути, швейцарские изобретатели-самоучки построили в 1757 году подкосно-подвесной мост в Цюрихе с пролетом в 39 м, а затем в Шаффгаузене через Рейн еще больший — двухпролетный Пролет подобного деревянного наибольшего в то время моста подле Веттингена удалось довести до 119 м. Он просуществовал, однако, лишь 22 года, так как в 1799 году был одновременно с Шаффгаузеновским сожжен (рис. 110) французами.
В городах Франции, Англии и-других стран встречаются затейливые, рассчитанные главным образом на архитектурный эффект (рис. 111), но не всегда технически оправданные конструкции трельяжного типа. Наряду с ними встречаются деревянные мосты разводного типа, раскрывающиеся при помощи журавля или специальных механизмов.
Примечания
1. Упоминаем сочинения: Фуртенбаха, Architecture civilis, Ульм, 1627; Мартинелли, Descriptione di diversi Ponti, Рим, 1676; Вильгельма, Architectura civilis; Нюрнберг, 1682; Штурма, Architectura civilis militaris, Аугсбург, 1719 Люитпольда, Schauplatz der Brficken, Лейпциг, 1719; Шрамма, Die merkwfirdigsten Brflcken, Лейпциг; 1735 и т. д.