При изучении традиционных форм жилища встает вопрос об их хронологии. У каждого из западнославянских народов время широкого распространения многих из этих традиционных форм, сложившихся в эпоху феодализма, не совпадает. Это создает большие трудности для сравнительного анализа и выработки единой типологии крестьянского жилища.
Особенно сложно определение времени распространения типов крестьянского жилища в Польше, выделение среди них более старых и появившихся позднее не без влияния административных властей. При исследовании польского жилища необходимо выявлять в нем особенности, характерные для XVIII — начала XIX в. Политические разделы, создавшие разные социально-экономические условия жизни крестьян в разных частях страны, тогда еще не вызвали, как это случилось позднее, существенных изменений в материале, строительной технике, планировке и форме построек.
Неодинаковой была сохранность народного жилища у чехов и словаков. В Чехии, наиболее развитой в экономическом отношении области Австро-Венгрии, уже в конце XVIII — начале XIX в. крестьянское жилище под влиянием города подверглось большим изменениям. В Словакии, особенно в горной, экономически отсталой ее части, еще в начале XX в. широко бытовали многие старые формы жилища, что сказалось главным образом на их отопительной системе и бытовом использовании отдельных помещений.
Сравнительно рано (начало XIX в.) стали изменяться традиционные формы жилища у лужичан, в первую очередь у жителей экономически более развитой Верхней Лужицы, в чем, несомненно, проявилось влияние города. В Шпреевальде до настоящего времени бытуют и старые формы жилища.
Для выявления общих генетических основ развития западно-славянского зодчества и разработки его типологии приходится иногда сопоставлять традиционные формы жилья, сохранявшиеся у этих народов в разные хронологические периоды. Изучаются также тенденции развития крестьянского жилища и в новейшее время, и общие для разных народов изменения в материале, строительной технике, планировке и т. п., стирающие областные различия. Нивелировка локальных отличий особенно усилилась в конце XIX—XX вв. В настоящее время исследователь застает на западнославянских землях лишь некоторые виды крестьянского жилища, связанные с его прежними традиционными формами. Во многих деревнях ведется строительство по типовым проектам домов-коттеджей, повсюду старые формы жилья вытесняются новыми, более соответствующими современным культурным запросам сельского населения.
В социалистических странах — Польше, Чехословакии и ГДР — лучшие памятники традиционного крестьянского зодчества рассматриваются как культурное наследие и бережно охраняются государством. В Чехии и Словакии, например, часть старинных крестьянских построек переносится в музеи типа Скансена в г. Рожнове (Моравия) и в г. Мартине (Словакия), а те, что еще обитаемы, объявляются памятниками старины и подлежат государственной охране. Владельцы этих строений получают средства для их реставрации и ремонта. Более того, некоторые деревни и небольшие городские селения объявлены целиком государственными заповедниками. Проводится инвентаризация старинных крестьянских построек с целью их изучения и сохранения для будущих поколений. В этом принимают участие этнографы, архитекторы, искусствоведы, сотрудники академий наук, университетов и музеев, члены этнографических обществ и др. В ГДР такие меры предпринимаются для сохранения культурного наследия лужичан, и в частности памятников их зодчества.
Материал и строительная техника
На территории расселения западных славян можно выделить несколько областей, отличающихся применением определенных строительных материалов для крестьянских жилищ. В каждой из них преобладание того или иного вида строительного материала и техники определялось и в известной мере определяется до сих пор физико-географическими условиями.
В XIX в. в обширной лесной и лесостепной области преобладало деревянное зодчество. В нее входили Нижняя Лужица, центральные районы Чехии, северные горные районы Словакии, почти вся Польша (кроме некоторых северо-западных районов).
Деревянные постройки на большей части западнославянских земель были одной из древнейших форм жилья. В Польше, например, при раскопках неолитических поселений наряду с землянками обнаружены следы столбовых домов (в Силезии — Носсвитш Глоговского повета, в западной части Великой Польши — Требуш Любушского повета). В эпоху бронзы носители лужицкой культуры жили в четырехугольных столбовых домах с подсенями (навесом — выступом крыши, опирающимся на столбы). Хата эпохи железа, открытая в Тарнове повета Слупец (VII в. до н. э.— XI в. н. э.), — столбовая с подсенями на трех столбах. Археологи считают, что для лужицкой культуры были вообще характерны дома, построенные закладной техникой (например, Бискупинское городище около Познани), срубные же постройки были редки.
Но уже к VI в. н. э. срубная техника на польских землях стала, по-видимому, очень распространенной. Помимо землянок, которые, как предполагают археологи, служили временными жилищами, здесь строили наземные дома трех различных конструкций. При одной из них вбивались в землю столбы, а стены заплетались между ними хворостом. Построенные таким способом помещения были прямоугольными или квадратными в плане. В тех из них, что служили собственно жильем, стены обмазывали глиной, а внутри устраивали открытый очаг. Пол был в них из утрамбованной глины (Санок, Гнезно, Лисев, Сырынь, Гостково, Клеек — в Западной Польше).
Применялась также закладная техника — одна из разновидностей столбовой конструкции, со временем получившая в Польше название сумиково-лонтковой. Остов строения в этом случае тоже составляли столбы. В них были сделаны вертикальные пазы (желоба), в которых укреплялись отесанные на концах бревна — кругляки или балки — сумики (sumiki). Размеры таких домов были сравнительно велики (до 6X13 м), в плане эти дома прямоугольные, состояли они из одной избы с подсенями в виде выступа крыши, опирающегося на столбы (раскопки в Добчине повета Срем, в Згнилце повета Выжиск и др.).
В широко распространенной срубной конструкции венцы собирали обычно из кругляков, реже из отесанных бревен-балок. По своей форме такие срубные дома близки к построенным закладной техникой.
На территории Чехии срубные наземные постройки и полуземлянки с венцовыми стенами известны уже с VIII—X вв. н. э. (раскопки в районе Клучева, Левого Градца, Билины). Кроме срубных, там строили полуземлянки, стены которых были столбовой конструкции. Полуземлянки с такими стенами и стенами, заплетенными хворостом, встречались особенно часто в Моравии в XI—XIII вв. (раскопки в Угерском, Градиште, Високой и др.). В средневековье все приемы постройки из дерева совершенствуются и разрабатываются в деталях: появляются, прежде всего в городах, усложненные способы рубки венцов, все более разнообразен материал заполнения стен в столбовой конструкции, распространяется разновидность этой конструкции — постройки с остовом в виде каркаса.
В XVI—XVIII вв. в Польше было распространено повсеместно жилище срубной конструкции, каркасная техника применялась главным образом в областях Великой Польши и Поморья. В Северо-Западной Чехии бытовала каркасная техника, которая часто комбинировалась со срубной. Последняя преобладала в Центральной Чехии и в горных районах Словакии5. У лужичан в XVIII в. господствовала еще срубная техника, которая в более позднее время, и главным образом в Верхней Лужице, постепенно вытеснялась каркасной.
В XIX в. в деревянном зодчестве западных славян сохранилось деление жилищ на срубное, жилище, построенное, собственно, закладной техникой (т. е. остовом из вертикальных столбов), и каркасное (с остовом в виде каркаса).
В настоящее время срубная техника у поляков распространена еще довольно широко, хотя и намного меньше по сравнению с прошлым. Строительство из дерева в Польше запрещено, за исключением ее южных районов (Подгалье). В Чехии и Словакии уже в XIX в. даже в лесных районах наряду со срубными строились дома из обожженного кирпича. Сейчас там срубные дома строят очень редко, предпочитают более дешевые материалы: глину, кирпич, шлакобетонные блоки. Постепенное вытеснение срубной техники в XIX в. и ранее наблюдалось в Польше, особенно в ее западных и северных районах, и у лужичан, главным образом в Верхней Лужице. Это было вызвано сведением лесов и появлением новых технических приемов строительства под влиянием города в процессе общего экономического развития.
В Польше применяли несколько способов соединения венцов: «рыбий хвост», «хвост ласточки», «на облай», «гладкий угол», «в шип», «в замок». У чехов и словаков встречались подобные же соединения: «на рыбину», «в угол», или «в рог», «на гнездо», «до чепу». У лужичан более всего была распространена рубка «в лапу» без выпуска концов бревен, менее — «в угол» с выступающими концами. У всех западных славян, как и у других народов, владеющих срубным строительством, более древним было соединение венцов из круглых, не очищенных от коры бревен с выпуском их концов по углам. Позднее распространилась рубка без остатка концов бревен, которая целиком все же не вытеснила первую.
Как уже говорилось, столь же древним, что и срубная техника, приемом постройки жилья у западных славян является столбовая (закладная) техника — сумиково-лонткова, на слуп (sumikowo-latkowa, na slup — польск.), слоупкова (sloupkova — чешск., словацк.). Ее основа — вертикальные столбы слоупы (sloupy — чешск.), лонтки (latki — польск.) с продольными пазами, в которых закрепляются короткие бревна или доски. В главных деталях она не отличается от известной по археологическим раскопкам (см. выше). Интересно отметить, что в Польше, например, сумиково-лонтковый способ применялся преимущественно в постройке хозяйственных помещений, а позднее в жилых. В настоящее время он применяется там редко, однако еще и теперь в польской деревне можно увидеть при срубной избе сени, построенные закладной техникой. В Чехии и Словакии и сейчас сохраняются еще хозяйственные помещения, построенные этой техникой.
Широко распространена у западных славян каркасная техника — усложненная разновидность столбовой конструкции. В Чехии она охватывает, как и в прошлом, северные и западные районы, северную часть Моравии и Силезии, в Польше — Мазовию, Поморье, западные районы Великой Польши, Нижнюю Силезию, у лужичан — Верхнюю Лужицу, для Словакии эта техника никогда не была характерна, даже для немецких поселенцев.
В старину в южных районах Полыни были очень часты плетневые дома. И сейчас еще кое-где сохраняются стодолы, сплетенные техникой, подобной плетению корзин, т. е. без солидного деревянного остова. Полуземлянки и землянки с плетневыми стенами прослеживаются по археологическим материалам средневековья в Чехии и Моравии. Более совершенным является способ заплетения стен между большими столбами. В этом случае принцип строительства плетневых домов тот же, что и при закладной технике: их остовом также являются столбы, различия же состоят лишь в материале и технике заполнения пространства между ними.
С закладной техникой связана позднейшая каркасная, или рамная, техника шкелетова, рыглувка (szkeletowa, ryglowka польск.), граждена (hrazdena konstrukce — чешск.), фахверк (Fachwerk — немецк.). При этой конструкции устанавливается каркас из вертикальных и горизонтальных столбов и укрепленных по диагонали балок. Затем промежутки между столбами и балками заполняют связками соломы, обмазанными глиной, глиняными комьями, колышками, обвитыми соломой и обмазанными глиной, сырцовым или обожженным кирпичом. Стены каркасных построек, за исключением стен с кирпичным заполнением, обмазывают изнутри и снаружи глиной и белят. При этом деревянный остов чаще всего оставляют натурального цвета или же окрашивают в какой-либо темный цвет, что придает всей постройке своеобразный вид. В западной и северной областях Польши часть построенных каркасной техникой хозяйственных помещений обивают снаружи досками. Каркасные постройки обычны для западных и северных районов собственно Чехии, северной части Моравии, для Верхней Лужицы, в Польше для Любошской земли, Западного Поморья, великопольских деревень, Вармии и Мазовии, Нижней Силезии. Возможно, что распространение этой техники объяснялось немецким влиянием, она широко распространилась на западнославянских землях в период массовой немецкой колонизации (XIII—XIV вв.). В Польше, в областях прусской аннексии (западная и северо-западная Польша) законодательство рекомендовало крестьянам эту технику построек, что привело там к ее преобладанию. В Чехии каркасная техника стала господствующей в средние века, главным образом в областях с компактным немецким населением.
В безлесных районах у чехов и словаков издавна для постройки жилищ применялась глина. В Польше эта техника стала широко применяться в XVIII в., после уничтожения лесов в некоторых районах: в Куявии, Великой Польше, Поморье, в меньших размерах в районе Люблина.
Простейшим способом постройки из глины было возведение стен вручную из положенных один на другой валиков глины. Более усовершенствованным способом было набивание глины в каркас между досками для того, чтобы стены были ровные.
Глину приготовляли, добавляя в нее мякину и мелко нарезанную солому, топтали ее ногами или гоняли по ней животных. Таким же путем готовили глину и для изготовления сырцового кирпича. В Чехии, например, при этом добавляли в глину для крепости еще и щетину, поэтому сырцовый кирпич назывался там вепршовице (veprovice, от слова «vepr» — свинья). Техника изготовления сырцового кирпича была та же, что у великорусов, украинцев и других европейских народов. Размешанную глину набивали в деревянные продолговатые формы, подравнивая ее дощечкой. Полученные кирпичи сушились на солнце одну-две недели. Они не всегда оказывались правильной формы. При кладке щели между ними заливали жидкой глиной. Иногда сырцовый кирпич приготовляли без помощи формы. В этом случае его просто нарезали из глины, определяя размеры на глаз.
Стены глинобитных домов изнутри и снаружи обмазывали глиной и белили известью.
В крестьянском строительстве западных славян до сих пор применяют камень, причем не только для возведения фундамента, но и стен. Залежи строительного камня (преимущественно известняка) находятся в горных и предгорных районах. Его обрабатывают, добиваясь получения ровной поверхности. В Чехии и Словакии в известняковых горах встречаются целые деревни с террасным расположением домов, построенных из камня. К таким домам примыкают хозяйственные постройки, вырубленные нередко в самой известняковой породе в виде пещеры. Подобным способом вырубаются и некоторые жилые постройки, одни — целиком, у других — только нижние этажи, на которых из камня возводятся вторые этажи. В Польше из камня строили хозяйственные помещения в Краковском воеводстве; после второй мировой войны строительство из камня распространилось в Быдгощском и Келецком воеводствах.
Сравнительно новым строительным материалом явился обожженный кирпич как фабричного производства, так и приготовленный кустарным способом. В последнем случае сырцовый кирпич, подсушенный на солнце, обжигали в особых печах (их строили на краю деревни для коллективного пользования).
В Чехии со второй половины XIX в. кирпич постепенно вытесняет другие строительные материалы и сейчас преобладает в большинстве деревень.
В Словакии он стал излюбленным материалом только в последние годы. Постройку из кирпича нередко комбинируют с иными материалами. В Чехии, меньше в Словакии, кирпичом зачастую обносят стены некоторых обветшалых домов.
В Польше крестьяне до второй мировой войны строили из кирпича очень редко, преимущественно в западных областях. Сейчас его использование растет повсеместно.
Повсюду в деревнях Чехии, Словакии, Польши, Верхней и Нижней Лужицы употреблялся и употребляется еще и сейчас, помимо фабричного, кирпич, изготовленный кустарным способом. Наряду с кирпичом также расширяется использование новых материалов, таких, как шлакобетон, гипсобетон, блоки, известковый шлак и др. Строительство домов ведется по типовым проектам.
Большие изменения произошли в возведении основания дома — фундамента. У старинных срубных построек сначала совсем не было фундамента, основанием служил первый венец, положенный в грунте, затем этот венец начали ставить на положенные по углам большие камни и обрубки бревен, забирая пространство между ними камнями или бревнами меньших размеров. В середине XIX в. как под срубными, так и под другими постройками нередко возводили уже каменный или кирпичный фундамент, углубленный в землю и залитый известью или цементом.
В прошлом закладка дома считалась делом очень важным и сопровождалась магическими обрядами, сохранившимися еще or дохристианского времени. Их цель — обеспечить благополучную жизнь и богатство будущим обитателям дома. Для этого под передний угол дома клали монеты, ладанки, горсть пшеницы, хлеб. Это пережитки так называемой строительной жертвы, общие не только для западных славян, но и их соседей.
В крестьянском жилище большинства районов, населенных западными славянами, в старину пол был не деревянным, а глинобитным — из утрамбованной глины, смешанной с соломой. У словаков, так же как и у южновеликорусов, он назывался земъ (zem'), у поляков клеписко (klepisko). Позднее такой пол в избах был, как правило, заменен деревянным, но нередко оставался в сенях. Около печи или очага пол бывает и каменным.
Покрытие
Своеобразный внешний вид крестьянским постройкам придает та или иная форма крыши и материал ее покрытия. К древнейшим кровельным конструкциям относится крыша на сохах. В ее примитивном виде посредине помещения стоял один столб; обычно же их было несколько. Наверху они имели естественную развилку или же были специально затесаны. Столбы-сохи поддерживали горизонтальную балку шлеме (slemie — польск.), слеме (sleme — чешек.), на которую были нацеплены жерди ключи (польск.). Сохи могли стоять и вне здания, около стен. Известны также и полусохи, укрепленные на балках перекрытия. Развитием старой кровли на сохах является укрепление балок перекрытий на столбах в хозяйственных помещениях, встречающееся до сих пор. В Чехии, например, такова конструкция крыши на сохах в многоугольных стодолах, покоющаяся на вертикальных столбах. В строительстве жилых помещений кровли на сохах уже не возводятся. Однако в Польше, например, их еще можно увидеть на некоторых старых домах Краковского воеводства.
Стропила устанавливали непосредственно на срубе, балках потолка, бревне, которое лежит на выступах перекрытий. Наверху стропила скрепляли попарно поперечными балками ентка (j^tka — польск.), гамбалек (hambalek— чешек.). Обычно из самых толстых бревен делали не только первый, но и последний венец сруба. В него врубалась очень толстая и крепкая продольная балка — матица. Одним концом она опиралась на узкую фронтонную стену сруба, другим — на внутреннюю поперечную стену, отделяющую сени от избы. Эта балка под потолком служила обязательной принадлежностью домов почти всех славянских народов. На ней частично покоилась крыша и потолок (у великорусов балка-матица идет поперек дома). Эта центральная балка называется по-разному: сосремб (sosreb — польск.), рошт (rost — ченюк.), геренда (gerenda — словацк., от hrada — балка), матица (русск.), сволок (украинск.) и т. д.
Поверх стропил, вдоль крыши укладывают жерди латы (laty — словацк., чешек., польск.), а на полученную таким путем обрешетку — кровельный материал.
Им служили в прошлом солома, тростник и дерево. Солома преобладала на большей части Польши, Чехии и Словакии, а также в Верхней и Нижней Лужице. Вблизи рек и озер она нередко, заменялась тростником, более прочным и долговечным материалом, чем солома. Существовало два способа покрытия крыши соломой: расстилание и укладывание снопиков. Их связывали у комлей (в таком случае крыша получалась гладкой) или у колосьев (тогда обрезанные комли образовывали ступенчатую поверхность). У четырехскатной гладкой крыши ступенчатыми бывают только углы, где укладываются снопики, связанные у колосьев. Это придавало крыше известное своеобразие.
В лесистых районах издавна крыли крышу дранью, досками, щепой, позднее гонтом.
В конце XIX — начале XX в. число соломенных крыш постепенно уменьшалось. При этом в первую очередь переставали крыть соломой жилые постройки, тогда как хозяйственные оставались с соломенными крышами. Однако до сих пор еще на старых крестьянских постройках Польши (кроме Подгалья, западных и северо-западных ее земель), Чехии и Словакии нередки соломенные крыши.
Уменьшилась и зона распространения деревянной кровли. Соломенные и деревянные покрытия вытеснялись черепицей, быстро распространившейся вместе с обожженным кирпичом во второй половине XIX в. В настоящее время крыши кроют и новыми материалами: цементными плитками и этернитом. В польских деревнях используют для этого также кровельное железо.
Крыши западнославянских жилищ по форме делятся на двухскатные, четырехскатные (вальмовые) и полувальмовые. Четырехскатная крыша в Польше в старину была распространена повсеместно, а сейчас сохранилась главным образом в центральных, южных (кроме Подгалья) и восточных ее районах. Однако и там новые дома нередко строят с двухскатной крышей.
В Чехии крыши с четырьмя скатами встречаются еще и сейчас на очень старых постройках, в южных районах Словакии они до сих пор еще преобладают. Очень пологие четырехскатные крыши здесь возводят, например, и на современных домах-коттеджах.
Для срубных построек северной части Словакии всегда была характерна двухскатная крыша. Но и там, как и во многих других западнославянских областях, в XIX в. стали преобладать полувальмовые крыши. В Чехии и Словакии, в южных, гуральских, областях Польши эти крыши имеют небольшой навес над фронтонной стеной дома в нижней части щита — пристриешка (pristrieska — словацк., чешек.), пшичолек (przyczolek — польск.). На севере Словакии и в Подгалье Польши была создана оригинальная форма крыши, так называемая подгалянская, когда навес прикрепляется к боковым скатам.
В крестьянском зодчестве Польши и Чехии, меньше в Словакии, распространены также полувальмовые крыши с небольшим козырьком в верхней части фронтона — ломенице (lomenice— сло-вацк.), начолек (naczolek — польск.). В Польше такую крышу в XVIII в. называли «ломаной ирусской».
Своеобразная четырехскатная крыша появилась в XVIII в. примерно в районе современной Оравы на домах, имеющих обычно амбары на чердаках, так называемые вышки (wyszki). В них фронтонные свесы крыши короче двух других, вдоль здания устроена галерея — пшедвышка (przedwyszka), через которую можно попасть в вышку.
Повсюду щиты (фронтоны) срубных домов с двухскатными или полувальмовыми крышами закрыты досками, в каркасной же конструкции они составляют продолжение фронтонной стены. Передний щит дома, обращенный к улице, по обыкновению старались украсить: вырезали фигурные отверстия в форме креста, сердца, звезды. Когда-то печи в избах топили по-черному, а эти отверстия служили для выхода дыма. В Словакии на щитах курных изб вешали скульптурные изображения святых и всякого рода картинки, чтобы они не портились в избе от копоти, В Польше особенно было развито украшение щитов в подгалянском и курпевском зодчестве. На них укладывали в узор доски, набивали колышки, наносили резьбу (мотив восходящего солнца и др.). Над щитом двухскатной или полувальмовой крыши польские и словацкие крестьяне закрепляли паздуры (pazdur — шпиль) или шпароги (szparogi) в виде перекрещенных концов удлиненных причелин — вятровниц (wiatrownicy). Паздуры и шпароги представляли собой разные геометрические фигуры, изображения животных и растений. Особенно интересны и красивы шпароги у домов курпевских крестьян и паздуры на гуральских постройках. Все эти украшения встречаются и в наши дни.
В Чехии, кроме домов со щитами, украшенными вертикальными или колосообразно расположенными досками с резными отверстиями, есть срубные постройки (например, в северных районах), щиты которых поражают замысловатостью узоров, образованных различным размещением досок. Щиты каменных построек, помимо чердачных окон, имеют еще углубления для установки скульптуры святых. В Южной Чехии деревенское зодчество испытало сильное влияние городских архитектурных стилей. Щиты здесь очень больших размеров, они украшены лепными воланами, пилястрами, которые выделены не только объемно, но и в цвете. Фигурной бывает и сама форма щита.
По мнению многих ученых, в жилище западных славян, как, впрочем, и у других народов, потолка вначале могло и не быть. Интересно, что во временных жилищах карпатских пастухов их нет и сейчас. Вначале отсутствие потолка было связано скорее всего с очаговым отопительным устройством, а позднее с курной печью. Дым выходил сразу же через отверстие в крыше. Однако стремление утеплить жилище и получить дополнительное хозяйственное помещение привело к появлению потолочных перекрытий над жилой частью дома, тогда как сени домов долго оставались без потолка. При этом, если в них переносился очаг или делался дымоход от печи, находящейся в избе, то в сенях подвешивался плетеный или дощатый, обмазанный глиной дымоотвод помин, козуб (komin, kozub).
В развитых формах жилья делали в сенях комин в виде темного небольшого помещения со сводом, выложенного снизу доверху камнем или кирпичом. Это так называемая черная кухня. Остальная часть сеней обычно уже была с потолком. Чердачное помещение в прошлом, как и сейчас, использовалось для хозяйственных нужд. В некоторых домах (Словакия и северо-запад Чехии, Верхняя и Нижняя Лужица), в которых жили неразделенные семьи, на чердаке устраивались коморы, кладовые и спальные помещения для отдельных брачных пар. Таким образом, чердак становился верхним этажом. Для остальных западнославянских областей характерен одноэтажный дом.
Потолок лежал на матице и на балках, размещенных поперек дома. В Польше в старину его настилали из жердей, обвитых соломой, из тонких, не очищенных от коры бревен. Со стороны чердака его нередко обмазывали глиной. Сейчас в новых домах стали обычными ровные потолки, без выступающей матицы.
Интересно, что в очень старых чешских постройках до сих пор встречается потолок в виде наката из неотесанных бревен, хотя в конце прошлого столетия чаще строили уже дощатый потолок. Потолок из бревен снизу обивали тростником, обмазывали глиной и белили. В каменных строениях прошлого века можно увидеть еще каменные или кирпичные сводчатые потолки кленба (klenba), причем и в избе, и в сенях, и в коморе. В больших каменных же хлевах зажиточных крестьян такие потолки нередко состояли из нескольких сводчатых сегментов.
Двери, окна, отделка
Двери в чешском, словацком и лужицком крестьянском домах обычно располагаются и сейчас в одной из его длинных сторон. То же самое характерно и для большинства польских домов, но иногда двери устроены в узкой стене (см. ниже). В курных избах в XIX в., а на юге Словакии позднее не только в курных, были еще двери из двух половинок — нижней и верхней. При топке курной печи, чтобы не остудить избу, открывалась только верхняя половинка двери.
В Польше примитивной формой дверей были двери без верхней притолоки, на бегунах и без порога, которым служила часть переводины. Бегуны со временем сменили дверными петлями.
В стенах дома вначале делали оконные проемы, которые закрывали доской. Окна были очень невелики, чтобы в доме сохранялось тепло. Вплоть до конца XIX в. стекла в окнах можно было встретить только в домах наиболее зажиточных крестьян. Рамы наглухо прикрепляли к стенам и не открывали, но вынимали целиком в летнее время. Зимой же окна обычно закладывали для тепла мхом до половины. Наличники нередко украшали геометрическим или растительным орнаментом. Окна иногда получались неправильной формы или неодинаковой величины. В Словакии в таком случае их пытались выровнять каймой белой извести, обведенной вокруг рамы окна. У словаков, чехов, большей части лужицких сербов и поляков два окна (или одно в избах деревенской бедноты) были расположены в узкой, фронтонной стене дома, выходящей на улицу, и одно окно — в длинной стороне дома, выходящей во двор.
Постройка жилища и хозяйственных помещении заканчивалась их внутренней и внешней отделкой. В срубном жилище щели между бревнами забивали узкими, клиновидными дощечками, затыкали мхом, пером, залепляли глиной. Сейчас, как и прежде, при неровном строительном лесе промежутки между бревнами замазывают глиной и натирают известью. Таким путем на доме появляются опоясывающие его ровные полосы. Это особенно характерно для центральной части Чехии. Полосы бывают не только белыми, нередко они закрашены в зеленый, желтый или голубой цвета. В центральных районах Польши (Лович, Опочна, Радом), в ее южных и юго-восточных областях, а в Словакии в Чичманах (запад Словакии) стены домов украшены узорами. В ряде мест распространена также обмазка и побелка стен целиком. Для утепления срубные дома, построенные закладной техникой, иногда обивают досками и дранью со всех сторон или с подветренной стороны. На зиму же дома обивают соломой или тростником, нередко гонтом. Кроме того, в Чехии и Словакии под навес к стене на зиму укладывают дрова, защищая тем самым стену от дождя и снега.
Как уже говорилось, стены каркасного дома обычно обмазывают глиной и белят, за исключением собственно каркаса (т. о. деревянного остова), который окрашивают в темный цвет. Иногда обшивают каркасные стены досками.
В Чехии и Словакии стены каменных, кирпичных, саманных и глинобитных домов обмазывают глиной снаружи и изнутри и белят. Снаружи нередко их красят в желтый цвет, реже в голубой, зеленый, оранжевый или розовый (пастельных оттенков), с более темной окраской фундамента и углов дома. В прошлом в южной части Чехии опытные каменщики при обмазке домов глиной украшали их лепным орнаментом, окрашивая лепку в иной, чем стена, цвет. Дома в южной части Словакии и Моравии до сих пор отличаются своеобразной росписью, в которой преобладают растительные мотивы. Ею покрывают стены дома сплошь или же обрамляют оконные и дверные проемы.
Роспись внутренних стен жилья типична для районов Моравской Словакии, сел Братиславского района юга Словакии. В Польше, в деревне Залипе Краковского воеводства, расписывают растительными узорами стены срубных домов.
Об архитектурных украшениях жилища западных славян отчасти уже говорилось. Здесь нужно упомянуть еще об оригинальных крыльцах в крестьянском зодчестве Моравии, Западной Словакии. В Словакии они небольшие по размерам, в Моравии же так называемые жудры очень велики, в два этажа, из которых верхний используется как амбар. Архитектурное своеобразие домов северных и западных областей Польши представляют подсени с их нередко профилированными столбами. В каркасных двухэтажных домах северо-западных районов Чехии нависающий второй этаж подпирается также столбами с резным орнаментом.
План жилого дома
В крестьянском жилище западных славян в XIX — начале XX в., отчасти и в настоящее время, прослеживается несколько планов дома.
Выделяются жилые дома, состоящие из избы и сеней, т. е. двухкамерные и трехкамерные — из избы, сеней, коморы или второй избы: jizba, svetnice + sin + komora (чешск.); chyza, jizba + pitvor, priklet' + komora (словацк.); izba + sien + komora (нольск.); jizba + wjaza + komora (лужицк.), а также генетически связанные с ними дома с более сложной планировкой. Исторические источники свидетельствуют о том, что во многих случаях одна из изб в трехкамерных домах появилась путем переоборудования коморы в жилое помещение. Дома с одной избой и коморой можно встретить еще и сейчас.
Развитые формы западнославянского дома получили в зависимости от расположения входа в дом и его помещений по отношению к сеням названия узкофронтонных и широкофронтонных, симметричных или асимметричных. Эти названия условны, хотя и общеприняты в западнославянской литературе. При так называемом симметричном пути развития дома сени располагаются в его середине, а другие помещения — по обеим сторонам от сеней. Вход в сени — с длинной стороны дома. Этот широкофронтонный тип дома у западных славян наиболее распространен. При другом, асимметричном, пути развития все помещения располагаются лишь с одной стороны от сеней. Такой дом распространен наряду с другими главным образом в Польше (северные, западные районы, Малая Польша), но встречается также в северных районах Словакии (Спишска Магура) и чешской Силезии. Есть основания предполагать (как это и делают, например, польские этнографы), что в старину для этого плана типичным был вход в сени с узкой его стороны, отсюда произошло и его определение как дома узкофронтонного. Такие узкофронтонные дома встречаются в Польше и сейчас. Тот же план имеет большинство так называемых подсеневых домов Польши, проблема происхождения которых до сих пор не решена.
При подобном же развитии жилых помещений только по одну сторону сеней вход нередко бывает с длинной стороны дома. Такой дом можно назвать широкофронтонным асимметричным.
В Польше и в карпатской части Словакии прослеживается (по этнографическим материалам) своеобразный план широкофронтонного асимметричного дома. Для него характерна боковая ко-мора, расположенная рядом с жилым помещением по одну сторону от сеней. В доме этого плана у польских крестьян бывают и две таким же образом расположенные коморы.
Асимметричный план с боковой коморой также имеет так называемый оравский дом польско-словацкого пограничья (района реки Оравы). Его особенность — галерея, расположенная вдоль одного из длинных свесов крыши дома.
Относительно происхождения и развития западнославянского-жилища в его главных разновидностях было высказано немало суждений.
Большинство немецких ученых-специалистов в области жилища (Р. Хеннинг, А. Мейтцен, Б. Шир, Р. Мильке и др.) утверждают, что славянское жилище развивалось под влиянием жилища германского. Западнославянское жилище, по их мнению, развивалось под влиянием франконского дома, основными чертами которого считается двух- или трехкамерность и наличие теплых сеней с открытым очагом, устье печи, отапливающей избу, выходило в сени, а нередко в сенях помещалась хлебная печь (целиком или только часть ее).
Некоторые ученые считали, что двухраздельный план жилища западные славяне получили путем заимствования германской штубе — помещения с печью, которое стали называть «избой» и присоединения к ней древнеславянской однокамерной постройки с очагом, т. е. сеней. Время этого заимствования они относили к I тысячелетию н. э., т. е. к началу соприкосновения западнославянских племен с верхненемецкими племенами, с франками.
После того, как в немецкой литературе был отвергнут тезис о связи типов немецких крестьянских домов с древнегерманскими племенами, влияние германского жилища на западных славян стали объяснять немецкой колонизацией XII—XIII вв.
Влияние франконского типа дома на западнославянское жилище в принципе признавал и чешский ученый Л. Нидерле. Однако Л. Нидерле, крупнейший знаток славянских древностей, после изучения имевшегося в его распоряжении немецкого и славянского этнографического материала понял несостоятельность утверждения относительно первоначального, по мнению немецких ученых, ядра славянского жилища — теплых сеней. Все данные, имевшиеся уже в то время о славянском жилище, говорили о том, что первоначальным жилым помещением у древних славян была изба, а сени не только у восточных, но и у западных славян всегда служили .лишь вспомогательным помещением и не обогревались. То же говорили сохранившиеся сведения о существовании в Чехии во времена средневековья жилищ с холодными сенями.
Однако появление у западных славян так называемого двойного отопительного устройства (т. е. духовой печи и очага в избе) и появление теплых сеней Л. Нидерле объяснял более поздним: немецким влиянием периода средневековой немецкой колонизации.
И само происхождение славянского слова изба выводилось от немецкого термина «Stube». Правда, некоторые ученые происхождение этого слова ведут от провинциальной латыни, как и термин «istba». Советские ученые считают доказанным происхождение слова «изба» от славянских же терминов «истьба», «истопка», обозначающих отопляемое помещение. Самостоятельность развития славянского жилища подтверждают данные археологических раскопок на восточнославянской и западнославянской территории, прослеживающие путь от очага к печи независимо от немецкого влияния.
Чешский археолог А. Питтерова в специальной статье «К вопросу о так называемом франконском влиянии на славянский дом» на основе археологических данных, полученных в последние годы,, прослеживает развитие верхненемецкого и западнославянского домов вплоть до периода средневековья. Согласно этим материалам. Жилая связь франконского и западнославянского домов, сходная в более позднее время, сложилась разными путями. Первоначальным жилым помещением славянского дома служил сравнительно небольших размеров прямоугольник (4x5 м; 4x4 м) — изба с открытым очагом или печью, которая широко распространяется уже с X в. К этому однокамерному жилищу в дальнейшем присоединяются холодные сени и комора, т. е. возникает трехраздельный жилой дом, первые свидетельства о котором относятся уже ко второй половине IX в.
Франконский же дом, по материалам, собранным А. Питтеровой, развивался из первоначального помещения прямоугольной формы и гораздо более значительных размеров (12x6 м; 15x8 м). Дальнейшее развитие шло путем пристроек, а также путем деления первоначального помещения на две части, а затем: уже пристройки хлева или другого хозяйственного помещения с боковой стороны. Очаг в таком случае сохранялся в срединном помещении с выходом на улицу, соответствующим по своему расположению восточно- и западнославянским сеням. Печь появилась в другом помещении и распространилась не ранее XIII в.
Столь различный путь развития немецкого и славянского жилищ А. Питтерова объясняет не этническими традициями, а непосредственно своеобразием географических, хозяйственных условий и социальными причинами. Развитие славянского и германского домов нельзя объяснять чьим-то влиянием. Каждый из них развивается самостоятельно в связи с потребностями местного населения. В развитии сельского жилища А. Питтерова признает лишь возможность влияния более зажиточного слоя населения на более бедный.
Проблема развития славянского дома и специфика его отопительных устройств привлекали и привлекают внимание многих ученых. Интересны труды польского ученого Яна Чекановского. Во втором издании своей книги «Wstep do historii slowian» он возвращается к концепции Нидерле о римском происхождении хлебной печи. Однако на территории расселения славян распространение хлебной печи известно, например, по раскопкам трипольской культуры III—II тысячелетий до и. э. Широкофронтонный симметричный тип дома мог возникнуть из однокамерной постройки с входом в фронтонной (узкой) стене путем соединения этой постройки с амбаром-клетью. В польской литературе эта гипотеза была впервые высказана известным исследователем Людвигом Пушетом. Подтвердил ее новыми материалами и развил в своем фундаментальном труде «Kultura ludowa slowian» Казимеж Мошиньский.
Решение проблемы происхождения западнославянского жилища в целом осложняется теми изменениями, которые произошли в нем со времен средневековья до наших дней. Эти изменения были вызваны разными причинами, среди которых первостепенное значение имел уровень экономического развития отдельных западнославянских земель в рамках разных государств. Так, в Чехии, одной из наиболее передовых областей австрийской монархии, уже к XVII в., вероятнее всего под городским влиянием, сени стали теплым помещением. Это сделало возможным использовать их для хозяйственных нужд более рационально, чем ранее.
В сени был перенесен очаг и устье расположенной в избе печи. Тем самым крестьяне избавились от дыма в самой избе. В сенях над очагом устраивался помин (ем. выше). Примерно с XVIII в. помещение, где располагался очаг, очевидно, в противопожарных целях было выложено камнем или кирпичом даже и в срубных постройках, что привело к образованию так называемой черной кухни. Это предписывалось государственным законодательством. В Словакии черные кухни были очень редки, но также встречались главным образом в районах с более высоким уровнем экономического и культурного развития (южные районы). В то же время в иных районах Чехии (Тешинская область, Моравская Валахия), Словакии (некоторые горные районы), а также у лужичан) продолжали бытовать и сохранялись до недавнего времени дома с холодными сенями, иногда даже с курными жилыми помещениями. В некоторых районах Польши (Краковское воеводство и др.) дома с холодными сенями встречаются нередко и сейчас.
Устройство подвесного комина-дымоотвода в сенях не всегда приводило к образованию черной кудни. Комин служил прежде всего для вывода дыма, который поступал из печи в сени. Так было, например, в некоторых польских домах с холодными сенями.
Если у немцев комин возводился в сенях сразу же над помещавшимся там ранее очагом, то в западнославянском крестьянском доме нередко бывало и наоборот: в холодных вначале сенях устраивался комин для отвода дыма из печи, находящейся в избе и топившейся оттуда. Затем уже иногда в таких домах в сени повертывали устье печи с очагом перед ним.
До сих пор на этнографическом материале прослеживается ряд переходных форм превращения холодных сеней в теплые. Так, в Моравии часть сеней с очагом, устьем печи и большим комином-дымоходом, как правило, отделяли от остальной их части перегородкой. В южных районах Словакии часть сеней, используемая как кухня, отделяется только аркой и особой поперечной балкой.
Черная же кухня в ее классическом виде представляет собой, как уже говорилось, особое помещение в сенях, выложенное кирпичом или камнем и суживающееся кверху. Во второй четверти XX в. повсеместно наблюдался постепенный переход к приготовлению пищи в избе на плите, пристроенной сбоку к хлебной печи. В Южной Словакии и Моравии после того, как в сенях перестали приготовлять пищу, появилась традиция украшения стенок и сводов комина росписью — растительным узором по сырой побелке. Интересно, что в последние годы наблюдается обратный процесс перехода к использованию сеней как кухни. В сенях ставится плита, и они превращаются в основное жилое помещение, тогда как нарядно убранная изба служит парадной комнатой, в ней помещается печь типа голландки.
Для западнославянского жилища, кроме северо-западных областей Польши,-характерно соединение открытого очага с хлебной печью. Нет достаточных данных для того, чтобы решить, было ли это следствием развития самой печи от очага, или же печь для выпечки хлеба возникла независимо от него, а затем с ним соединилась. Во всяком случае археологические материалы средневековья говорят уже о существовании в одних домах открытого очага, в других — печи, но, начиная с X в., прослеживается постепенное вытеснение отдельно расположенного очага печью. По-видимому, на большей части западнославянских земель это происходило путем его объединения с печью. Однако в некоторых местах еще в XIX—XX вв. можно было увидеть в избе очаг, а печи в ней не было.
Ранние печи строились из глины или камней, кирпичные же появились сравнительно поздно (середина — конец XIX в.). Вначале печи были курными, т. е. не имели дымохода и топились по-черному. Характерной чертой западнославянского жилища, общей с восточнославянским, является расположение печи преимущественно внутри дома. Исключение составляют только печи в некоторых крестьянских усадьбах северо-западных областей Польши и лужицких районов. Одни из них вынесены целиком за пределы дома, стоят отдельно или пристроены к другому помещению, другие своим корпусом выступают за стены дома, а топятся из сеней. Как известно, такие хлебные печи, стоящие вне дома, типичны также и для немецкого жилища. Их распространение у поляков говорит скорее всего о влиянии немецкого зодчества на польское, или же о каких-то общих путях их развития.
Особое место в. западнославянском жилище занимает польский подсеневый дом. Реликтовые жилища и археологические данные свидетельствуют о том, что древнейшая его форма представляла собой однокамерное помещение с навесом на столбах, без сеней (см. выше). Позднее к этому основному помещению — теплой избе — присоединились и сени. То, что более поздние подсеневые дома имеют, кроме навеса, также и сени, говорит в данном случае о возникновении этих сеней не из преобразованных подсеней; однако это не исключает и другой возможности развития двухкамерного дома, сени в нем возникли из перестроенных подсеней.
В каких случаях и каким путем шел процесс развития дома от однокамерного к двухкамерному подсеневому, сказать еще трудно из-за скудности археологических и этнографических материалов.
В современном подсеневом доме (срубном или каркасном) под-сени представляют собой навес, нишу, арку или разновидность крыльца. Подсени бывают во всю ширину дома и угловые, занимающие только часть этой ширины, остальную ее часть занимает обычно комора. Реже встречаются боковые подсени (восточные, юго-восточные районы Польши).
Подсеневый дом с давних времен служил предметом спора ученых разных стран. Особенно острым этот спор стал с конца XIX в. между немецкими и польскими этнографами. Все они согласны с тем, что подсеневый дом — древняя форма жилища; при археологических раскопках следы подсеней обнаружены у некоторых домов лужицкой культуры. Установлено также, что на территории Польши в эпоху бронзы (XVII—VII вв. до н. э.) население жило в четырехугольных столбовых домах с подсенями. К эпохе железа (VII в. до н. э. — XI в. н. э.) относится открытый в Тарнове (повет Слупец) дом с подсенями, державшимися на трех столбах. Подсеневый дом был обнаружен в Тешине и в Бродне Старом (повет Варшава) в раскопках раннего средневековья. В то время на польских землях подсени у жилищ были распространенным явлением.
Большинство немецких ученых в прошлом (XIX — начало XX в.) высказывалось в пользу германского происхождения подсеневого дома. Его называли восточнонемецким, вандальским домом; одни думали, что подсени принесены в Польшу голландскими переселенцами с Нижнего Рейна (Рамм), другие — что предки поляков заимствовали их от прежних восточногерманских насельников (Хеннинг, Мильке, Шир), иные выводили их от древних иллирийцев (Коссина, Шульц). Большинство польских ученых, напротив, рассматривают подсеневый дом как одну из древних форм западнославянского жилища (Фишер, Стельмаховска, Лоренц и др.). Некоторые связывают его. с влиянием античной культуры, некогда распространявшейся по торговым путям от Средиземного моря к Балтийскому (Чекановский, Гайек).
Древние раскопки домов с подсенями на западнославянских землях и в той части Германии, где, вероятно, были славянские компоненты наряду с германскими, говорят в пользу местного происхождения и развития этой своеобразной архитектурной формы. Польские подсени чаще всего расположены перед фронтоном, реже они угловые или тянущиеся вдоль здания. Последние напоминали умгебиндехаус (Umgebindehaus), для которого характерны арки, расположенные не только со стороны щита, но и вдоль избы. Они соединяют столбы, которые подпирают крышу или второй этаж. Дома такой конструкции встречаются также в Северной Чехии и в Лужицах. Подсеневых жилых построек нет у восточных славян, тогда как в других типах западнославянского жилища выявляется много общих черт с восточнославянскими традиционными формами жилья. Однако подсеневые дома, как и другие типы западнославянского жилища, объединяет с восточно-славянскими то, что основой их развития была теплая изба, к которой позднее были пристроены холодные сени или подсени. Именно это и является, по нашему мнению, основным определителем типа жилища, общего западным и восточным славянам и отличного от жилища многих других народов, в частности соседних с ними немцев и южных славян.
Вместе с тем невозможно провести четкую границу между двумя зонами жилища с разными путями развития, характерными для западных славян и немцев. Не существовало и четкой этнической границы их расселения. Поэтому весьма вероятно, что в Лужицах, как и в северо-западных районах Польши и некоторых западных районах Чехии, встречался тип жилища с первоначально теплыми сенями.
Интерьер
Старинные крестьянские жилища всех западных славян по своей внутренней планировке и меблировке имеют множество общих черт при известных локальных различиях. Как и в восточнославянском доме, в них было строго определено назначение отдельных частей, бытовое использование каждого угла имело многовековую традицию. В домах Чехии, Словакии и в большинстве районов Польши один из углов около входной двери был занят печью. Устье печи в словацком доме, в чешской Моравии было обращено к передней стене, противоположной двери. Этот план аналогичен северо- и среднерусскому. В собственно Чехии устье печи уже начиная с XVII в. было обращено в сени. Там проследить давнюю традицию пока еще не представилось возможным. В большей части Польши был распространен план с тем же расположением печи, но с устьем, обращенным к длинной стене; этот план аналогичен западнорусскому и белорусско-украинскому. Как видно из этих названий, он -охватывает обширные районы не только Польши, но и западных областей расселения русского народа, Белоруссию и Украину. В отдельных районах Польши (например, в Жешовском воеводстве) печь стоит в дальнем от двери углу жилого помещения. Этот план аналогичен южнорусскому.
В западнославянском, так же как и в восточнославянском жилище, в строго определенном месте, по диагонали от печи в переднем углу, стоял стол, вдоль стен тянулись неподвижные лавы. Место у стола в самом углу было почетным, здесь сидел хозяин дома, сюда же обычно усаживали гостей. На передней стене развешивали массу картинок с изображениями святых, на домашнем алтаре у католиков помещалось скульптурное изображение девы Марии или деревянное распятие, у евангелистов же висел небольшой шкафчик с евангелием.
У теплой глухой (без окон) стены спали на деревянных кроватях. Для сна использовали также припечек и лавы. В неразделенных семьях отдельные брачные пары спали в холодных коморах. Около устья печи было место, где хозяйничали женщины. Рядом у стены стоял шкаф для посуды или висела, полка, чаще всего тут же подвешивали резной лыжник — полку для ложек. Около печи прикреплялась к поперечным потолочным балкам жердь для одежды -и колыбели. Вся мебель до недавнего времени была кустарной. Гордостью каждой хозяйки была застланная красивой домотканиной, постель с горой пышно взбитых подушек, которые в Словакии, например, доходили до потолка. В каждом доме в старину в коморе, позднее в жилом помещении, стояли большие сундуки скшыня (skrzynia — польск.), скриня (skryna — словацк.), тругле (truhle — чешек.) с одеждой и бельем, нередко они были на колесах и легко передвигались. Скрыни были нарядно украшены росписью, различавшейся по районам. На изготовлении и росписи скрынь специализировались целые деревни.
В конце XIX—XX в. в обстановке и меблировке западнославянского жилища происходят разительные перемены. В прошлом особенно заметны они были в домах зажиточных крестьян, у бедняков для благоустройства своих домов не хватало средств.
Сейчас кустарная мебель почти повсюду уже заменена фабричной, ее можно увидеть лишь в жилье стариков. Сельская молодежь придерживается обычно городской моды в меблировке, больше в Чехии и Словакии, меньше в Польше, особенно в ее восточных районах. Там еще заметно смешение старого и нового (применение домотканины для украшения жилья, кустарная и фабричная мебель).
Национальный колорит придает крестьянскому жилищу поляков, словаков, чехов, лужичан своеобразная керамическая посуда. Особенно богатой была керамика в южных областях Словакии и Моравии, где были также сильны традиции украшения стен росписью.
На стенах, обычно в переднем углу, рядом с изображениями святых можно видеть фотографии родных и знакомых. Почти в каждом доме есть радиоприемник, а в некоторых и телевизор.
Усадьба и надворные постройки
Вся совокупность жилых и хозяйственных построек, расположенных на земельном участке крестьянской семьи, и все принадлежащие ей угодья входят в понятие крестьянской усадьбы. Размещенные рядом с домом или под одной крышей с ним хозяйственные помещения образуют двор. В зависимости от размещения хозяйственных построек по отношению к дому по этнографическим материалам XIX—XX вв. у западных славян выделяется несколько типов двора, появление которых относится, по-видимому, еще к периоду феодализма.
Во многих районах Польши, Чехии и Северной Словакии распространены замкнутые дворы, застроенные в форме буквы «П» или прямоугольника с открытым пространством посередине. Особенно характерны они для зажиточных хозяйств. В Северной Словакии на границе с Польшей, в районе пос. Ждияр, и в Чехии, на Чехо-Моравской возвышенности, встречаются своеобразные квадратной формы дворы с очень маленьким открытым пространством. Объясняется это. главным образом особыми климатическими условиями: снежными заносами и сильными ветрами, от которых такой собранный тип застройки защищает людей и скот лучше, чем более открытая застройка.
Особый тип двора представляет собой однорядный двор, в котором хозяйственные постройки примыкают сзади к узкой стене дома и находятся с ним под одной крышей. Этот тип двора особенно часто встречается в Словакии, в южных районах Польши, в приморской части. Старая тенденция соединения жилого и хозяйственных помещений прослеживается также в северных озерных районах Польши (у Мазуров), у лужичан Шпреевальда.
К однорядным дворам Словакии относятся типичные для нее дворы-улочки, в которых к домам с хозяйственными постройками одного хозяина под ту же крышу по прямой линии пристраиваются дом и хозяйственные помещения другого хозяина. Число таких разных хозяйственных комплексов под одной крышей доходит в Южной Словакии до 10 или 12. Появление этого типа дворов было вызвано особыми земельными отношениями, так как, начиная с середины XVIII в., согласно правительственным постановлениям, площадь, отводимая под крестьянские постройки, ограничивалась. Вначале в таких дворах селились близкие родственники, а затем и чужие люди. Теми же причинами было вызвано появление характерных для Словакии так называемых двойных домов, т. е. двух домов с хозяйственными постройками, расположенных в-одну линию под одной крышей, имеющих общую глухую стену.
В деревнях Западной Словакии преобладающей формой двора до сих пор остается глаголеобразный (в форме буквы «Г») тип застройки, при которой глухая стена построек одного хозяина примыкает к двору соседа, а двор с улицы замыкают особого рода крытые ворога.
При выделении разных типов дворов необходимо учитывать, что в большинстве западнославянских районов они, как правило, существуют одновременно в одних и тех же селениях. Этнографические материалы не дают возможности судить о локальном преобладании каждого из них и наметить четкие границы их распространения.
Форма двора зависит от числа построек и от величины земельных владений хозяина. Эта зависимость была особенно заметна в период капитализма, когда классовое расслоение крестьянства проявлялось во всех областях его жизни. Дворы зажиточных крестьян насчитывали по нескольку хлевов и конюшен, имели больших размеров амбары и все необходимые постройки поставленного на широкую ногу хозяйства. Крестьяне-середняки ограничивались самыми необходимыми постройками, а бедняки пользовались амбарами сообща, скот же держали нередко в жилом помещении.
Заметные изменения произошли в числе и назначении хозяйственных построек в условиях социалистического строительства. При организации кооперативных хозяйств отпала надобность в амбарах, конюшнях, сараях для телег при каждой усадьбе. Эти постройки сохраняются, однако, в хозяйстве единоличников. Интересно, что большие амбары и хлева в крупных хозяйствах бывших единоличников нередко используют для нужд коллективного хозяйства, оставляя их на прежнем месте, тогда как новые коллективные хозяйственные постройки обычно располагаются за пределами деревни.
В крестьянской усадьбе, кроме дома, стояли постройки для: скота: хлев, обора, стайня (chlew, obora, stajnia — польск.), хлевг маштал (chlev, mastal — чешск.), хлиев, маштал (chliev, mastal — словацк.), хлев, гродзе, кровйеца (chlew, hrodze, krowjeca, groz — лужицк.); помещения для хранения обмолоченного зерна — спихлеж, свирон, клеч (spichlerz, swiron, klec — польск.), житницеу клетъ, сипка, спихар (zitnice, klet', sypka, spychar — чешек., сипка sypka — словацк.). Необмолоченный хлеб хранился в амбарах сго-дола (stodola — польск., чешек., словацк.), пайта, гумно (pajta, humno — словацк., чешек.), где нередко помещался и ток для обмолота. Среди надворных построек были также сараи для телег возовня, шопа (wozownia, szopa — польск.), кульня, шоп (kulna, sop — чешск.), кулна, шоп (kolna, sop — словацк.). Из противопожарных соображений во многих деревнях амбары выносились за их пределы.
Погреб копали на усадьбе или под полом жилого помещения, иногда же устраивали в прохладном месте у реки.
Формы застройки двора, взаимное расположение жилого дома и хозяйственных построек необходимо учитывать при классификации жилища, в особенности при дробной классификации в пределах расселения одного народа. Здесь также существует определенная традиция, которая, однако, стирается в период капитализма, когда имущественное расслоение влияет на число и размеры хозяйственных построек.
Как видно из приведенных материалов, в западнославянском крестьянском зодчестве наряду с общими чертами, позволяющими: выделить его основные типы, есть немало локальных, а также эпохальных особенностей. Разные сочетания этих особенностей: (вид строительного материала, та или иная форма крыши, показатель развития дома в высоту, специфика планировки и т. п.) представляют собой более мелкие типы жилища в пределах расселения каждого из западнославянских народов. Они относятся к тому или иному из основных типов и могут считаться их разновидностями.
Из современных классификаций региональных типов польского жилища известна предложенная Ю. Тлочеком в работе «Chalupy polskie». Она создана на основе комплекса особенностей, характерных для жилища разных районов. Таких районов Тлочек указал для Польши шесть: Карпатский, Подкарпатская котловина, полоса древних гор и возвышенностей, полоса центральных низменностей, северный озерный край, приморские низменности. В каждом районе он выделяет по нескольку типов, всего их насчитывается. Такое деление кажется нам слишком дробным, некоторые типы в классификации Тлочека можно объединить, ибо различия между ними незначительны. Другим недостатком этой классификации является недооценка фактора времени, что приводит к смешению региональных типов, характерных для разных хронологических периодов. При всем том классификация Тлочека дает некоторое представление о реально существующих разновидностях польского крестьянского жилища.
Попытки определения региональных типов жилищ Чехии и Словакии были сделаны уже рядом ученых Чехословакии. При этом учитывались многие признаки, характерные для дома той: или иной области. Эти признаки, правда, чаще всего относились к внешнему украшению дома, форме его фронтона и т. д., т. е. не были существенными.
Первое подробное описание локальных типов жилища дал старейший чехословацкий этнограф К. Хотек. При выделении региональных типов жилища внутри Чехии, Моравии и Словакии учитывался целый комплекс признаков, специфичных для жилища определенного района. Это были форма поселений и двора, планировка жилища, его отопительное устройство, бытовое использование отдельных помещений, связь с хозяйственными постройками, строительный материал и техника, этажность дома и т. д.
С этой дробной классификацией К. Хотека в целом соглашались и в какой-то мере ее уточнили Е. Балаш и В. Пражак. Первое подробное описание народного жилища лужицких сербов содержится в работе Е. Дейчмана «Лужицкое деревянное зодчество». При выделении региональных типов он также учитывал целый комплекс признаков, отдавая предпочтение, правда, строительной технике. Особое внимание Е. Дейчман уделил постройкам: типа Umgebindehaus (название, утвердившееся в немецкой литературе), в которых крыша или второй нависающий этаж вокруг избы или только у фронтона подпирались столбами, соединенными арками. Этот вид построек встречается еще в северо-западных районах Чехии, польской Силезии, Саксонии и Тюрингии. Вероятно, Лужица была центром его распространения, а происхождение могло быть связано с подсеневым типом польских домов.
Степень изученности западнославянского жилища не дает еще возможности дать достаточно полное описание всех его региональных типов, проследить их возникновение и развитие. Накопленные новые данные, сплошные обследования, которые проводят в последние годы ученые Польши, ГДР и Чехословакии, значительно расширяют наши знания в этой области материальной культуры. Особенно ценной нам представляется в будущем публикация подготавливаемых для этнографических атласов карт распространения тех или иных особенностей крестьянского зодчества. Только это создаст действительно объективную основу для углубленных исследований западнославянского жилища и его сравнений с жилищем других народов Европы, совершенно необходимых при выработке общей классификации европейских крестьянских построек.
Многообразие и оригинальность локальных типов крестьянского зодчества чехов, поляков, словаков и лужичан свидетельствуют о высоком уровне развития их культуры. Своеобразные традиции зодчества отдельных областей создавались веками, закрепляясь в труде мастеров-умельцев многих поколений.
Но при этом богатстве форм западнославянское жилище представляет, как мы пытались показать, нечто единое. Единой была его основа (теплая изба), сходными — пути развития. Различия касаются частностей, главным образом строительного материала и технических усовершенствований, зависящих по большей части от географической среды и экономики. Особенностями экономического развития и социальной структуры объясняются, например, различия в позднейшем членении дома, в бытовом использовании его помещений.
Следует подчеркнуть еще раз, что основой развития жилища западных славян была однокамерная изба — сначала с очагом, позднее с очагом и печью, затем чаще всего с очагом, соединившимся с печью. Однако до последнего времени наблюдались отклонения от этой стадиальности усложнения отопительной системы, сохранялись реликты древних форм (например, дома с очагом, но без печи). К однокамерному теплому помещению — избе — со временем были пристроены холодные сени. В процессе развития жилища они нередко становились теплыми и превращались в кухню; туда был перенесен очаг и повернуто устье печи, стоящей в избе. Случалось, что в сени переносилась и сама печь. Это превращение холодных сеней в теплые было связано, по-видимому, с усовершенствованием жилища и продолжалось вплоть до середины XIX в. Но до сих пор еще у каждого из западнославянских народов встречаются дома с холодными сенями.
Сени переоборудовались неодинаковым способом. У чехов, словаков (в центральной части Словакии), лужичан, во многих районах Польши возникла и распространилась так называемая черная кухня. В ней располагался очаг, сюда выходило устье печи, реже в ней помещалась и сама печь. В некоторых западно-славянских районах (например, в Моравии и южной части Словакии) тот же огромный комин был отделен от сеней лишь большой поперечной балкой на потолке или аркой. В восточных областях расселения западных славян комина вообще не было, а дым выходил через дымоход, помещенный в стене, смежной с избой, или прямо под крышу.
Таким образом, в конце XIX—XX в. западнославянский дом был двух типов: с холодными сенями, с теплыми сенями и нередко с черной кухней в них. В большинстве районов, как неоднократно нами подчеркивалось, второй тип дома был в сущности развитием и усовершенствованием первого. Однако в районах этнических границ западных славян с немцами не исключена возможность развития дома с теплыми сенями на другой основе, чем в остальном западнославянском жилище. Там этот тип дома мог развиваться, как и у немцев, от сеней с очагом путем их деления или присоединения к ним избы с печью (см. статью о жилище немцев). Одним же из доказательств того, что-у большинства западных славян жилище развилось из теплой избы путем присоединения к ней холодных сеней, является сам факт существования первого типа домов с холодными сенями, наблюдаемый этнографами процесс его превращения во второй тип и обнаруженные в Польше в XIX в. реликты древних подсеневых домов, у которых не было сеней, а были только подсени-навес, ниша, арка перед входом в избу.
По своей планировке дом с фронтонными подсенями относится к типу западнославянского дома, получившему название узкофронтонного, асимметричного, в противоположность широкофронтонному асимметричному. В асимметричном по плану жилище развитие от однокамерной избы с холодными сенями шло в одном направлении: жилые помещения располагались только по одну сторону от сеней. Как уже говорилось, иной тип западнославянского дома, выделенный по планировке, получил в литературе название широкофронтонного симметричного. В нем жилые и хозяйственные помещения располагаются по обе стороны от сеней, которые оказываются, таким образом, в центре дома. Этот тип дома распространен у западных славян очень широко. Его три основные помещения — изба, сени, комора или вторая изба. С течением времени усложнение плана дома, как асимметричного, так и симметричного, происходило несколькими путями: делением избы и коморы (полуторарядные — poltraktowe и двухрядные — dwutraktowe дома, по польской терминологии) путем устройства дополнительных спален на втором этаже.
Сочетая оба принципа общей классификации жилища — планировку дома и размещение в нем отопительных устройств, — можно выделить в западнославянском жилище несколько основных типов: узкофронтонный дом с холодными сенями и асимметричным планом, узкофронтонный дом с теплыми сенями и асимметричным планом, широкофронтонный дом с холодными сенями и асимметричным планом, широкофронтонный дом с теплыми сенями и асимметричным планом, широкофронтонный дом с холодными сенями и симметричным планом, широкофронтонный дом с теплыми сенями и симметричным планом. Все остальные типы представляют собой, как нам кажется, лишь варианты этих основных и ведут от них свое развитие. Это относится, в частности, и к двухэтажным локальным типам дома, которые у западных славян встречаются очень редко. Для западнославянского жилища характерна одноэтажность.