Осуществление такого грандиозного строительства возможно лишь при условии самого широкого использования современной передовой техники. С этой точки зрения повышение степени индустриализации строительных работ играет первенствующую роль. Именно заводское изготовление всех элементов здания, начиная от фундамента и кончая кровлей, а также монтаж домов из этих конструкций являются тем обязательным условием, от которого в первую очередь зависит выполнение небывалых строительных планов в самые короткие сроки.
Это уже убедительно доказано опытом строительных организаций Москвы.
С 1948 по 1953 г. степень индустриальности строительных работ в Москве возросла с 25 до 55%. Общая же эффективность строительства за этот период еще более повысилась. Если, например, шести-восьмиэтажные дома, заложенные в 1948 г., строились около двух лет, то теперь такие. здания возводятся за шесть — восемь месяцев.
Наряду с повышением темпов строительства намного снизилась трудоемкость строительных работ. В 1948 г. на каждый квадратный метр построенной жилой площади было затрачено! 30 человеко-дней, а в 1953 году — только 12,5 человеко-дня.
Развитию индустриального строительства партия и правительство оказывают много внимания. К этому делу привлечены не только строители и технологи стройматериалов, но также станкостроители и машиностроители.
Для новых заводов железобетонных изделий уже выпущено несколько десятков новых оригинальных автоматических и полуавтоматических станков и машин. Так, например, коллектив московского станкостроительного завода «Красный пролетарий» создал машину МК-251, которая автоматически через каждые 7 минут выдает сварной арматурный каркас двухэтажной колонны для многоэтажного дома.
Новый производственно-технический характер строительства требует коренного пересмотра принципов проектирования зданий. Их конструкции должны отныне проектироваться под углом зрения максимального внедрения заводских элементов и индустриальных методов строительства.
Для того чтобы задача была успешно выполнена, необходимо прежде всего выяснить, какие конструктивные элементы в здании являются наиболее трудоемкими и определяющими стоимость дома.
По данным Академии архитектуры СССР, стоимость различных конструктивных элементов в процентах от общей стоимости здания характеризуется таблицей 1:
Как это видно из таблицы, стоимость подвала, наружных и внутренних стен, перегородок и перекрытий составляет около 80% всей стоимости здания, причем наиболее дорогими являются наружные стены. Естественно, что внимание проектировщика должно быть направлено в первую очередь на эти конструкции.
Какие же резервы имеются в производстве для того, чтобы снизить стоимость и трудоемкость перечисленных конструкций?
Фундаменты и стены подвалов являются наименее индустриальными конструкциями в нашей строительной практике. На многих стройках они еще до сих пор выполняются вручную, из бута — конструкции явно устарелой, весьма трудоемкой и к тому же сезонной, требующей в зимних условиях устройства тепляков. Замена бута железобетонными и бетонными блоками является неотложной задачей в возведении фундаментов и стен подвалов.
Основным типом наружного ограждения домов служит до сих пор кирпичная стена. В зданиях высотой до шести-семи этажей толщина таких стен — 2,5 кирпича — назначалась главным образом из теплотехнических, а не конструктивных условий. При более высокой этажности массивы стен увеличиваются, и при 12—14 этажах конструктивные условия потребуют, чтобы толщина стены в нижних этажах была доведена до 3,5—4 кирпичей, что значительно увеличит собственный вес здания и трудоемкость возведения стен.
Правда, для облегчения стен вводятся новые виды кирпича: пустотелые, щелевые и т. п. Однако и при них кладка по прежнему остается трудоемкой операцией, выполняемой кустарно, вручную; по прежнему чуть ли не на каждой площадке требуется организация растворного хозяйства и т. д.
Индустриализация работ по возведению наружных стен требует внедрения совершенно новых — панельных стеновых конструкций.
Неэкономичными являются также внутренние кирпичные стены, составляющие по объему больше двух третей объема наружных стен. Помимо высокой трудоемкости, неэкономичность применения внутренних стен выражается в том, что они, особенно в нижних этажах, отнимают своей толщиной значительную часть полезной площади и требуют дополнительных работ — облицовки либо штукатурки.
В новых зданиях, безусловно, целесообразно отказаться от внутренних стен и перейти на железобетонные колонны, с заполнением между ними, где это требуется, панелями перегородок.
Московские строители практически уже давно отказались от деревянных перекрытий по металлическим балкам, как конструкции кустарной и недостаточно капитальной. Взамен ее широкое распространение получило перекрытие из мелких железобетонных плит по сборным железобетонным прогонам.
Но и такое решение не является оптимальным. Опыт показывает, что замена мелких плит укрупненными снижает трудоемкость более чем на 35%. Внедрение крупных панелей позволило снизить трудоемкость еще более ощутительно, и поэтому в новых зданиях должны найти применение междуэтажные перекрытия из крупных панелей, выпускаемых заводами с законченной отделкой потолков и с подготовкой под чистые полы.
Дорогостоящими и трудоемкими являются между-комнатные и междуквартирные перегородки — самый массовый элемент здания. Хотя старый тип деревянной перегородки, оштукатуриваемой мокрым способом, уходит уже в прошлое, все же нельзя сказать, что некоторые новые решения, в том числе и кладка перегородок из гипсовых блоков, являются наилучшими.
Работы, проведенные некоторыми исследовательскими и строительными организациями, позволяют сегодня поставить вопрос об осуществлении междукомнатных перегородок также в виде монтируемых крупных панелей. Опыт показывает, что такое решение втрое менее трудоемко, чем мелкоблочное.
Таким образом, за счет укрупнения элементов и повышения их строительной готовности может быть значительно увеличена степень индустриальности строительных работ и тем самым ускорена сдача новых домов в эксплуатацию.
Какой же тип дома наиболее полно отвечает индустриальным методам многоэтажного строительства?
Анализ накопленного опыта позволяет утверждать, что одним из наиболее прогрессивных в настоящее время решений детально разработанными и проверенными являются дома каркасно-панельной конструкции, то есть здания, в которых основные несущие функции выполняет сборный железобетонный каркас, а остальные элементы выполнены из крупных железобетонных панелей.
Практика строительства на Хорошевском шоссе выявила ряд крупных преимуществ каркасно-панельных домов, главным из которых является значительное сокращение сроков строительства. Если четырехэтажный кирпичный дом на 35—40 квартир строился обычными методами девять-десять месяцев, то такой же дом каркасно-панельной конструкции возводился за три месяца.
Другое преимущество заключается в сокращении вдвое затрат рабочей силы. В каркасно-панельном строительстве затраты труда каменщика, штукатура, плотника, арматурщика, бетонщика — минимальны. Ныне ведущими на стройке стали профессии монтажника, такелажника и отделочника.
Немаловажным преимуществом является также полное исключение сезонности. Монтаж здания без заметного снижения темпов и без серьезного усложнения производится в зимние месяцы так же, как и в летние.
Наконец, существенным преимуществом служит значительное уменьшение веса дома. Шесть возведенных в 1948 г. каркасно-панельных корпусов весят 15 тыс. т, между тем как такие же корпуса, построенные из обычных конструкций с каменными стенами, весили бы более 30 тыс. т. Стало быть, новая конструкция позволила уменьшить вдвое валовое количество материалов, затраты автотранспорта и других перевозочных средств.
Следует подчеркнуть, что указанные нами производственные преимущества были получены в неблагоприятных условиях несвоевременной доставки сборных изделий, неполноценного использования рабочего времени, отсутствия достаточного опыта и т. д. Нет сомнений в том, что постепенное освоение новой организации работ будет способствовать более ощутительному прогрессу дела. Это можно проиллюстрировать опытом возведения корпуса № 15 на Хорошевском шоссе.
В квартале шести каркасно-панельных домов на Хорошевском шоссе корпус № 15 (рис. 1) строился последним. Хотя по объему работ он примерно в 1,5 раза больше ранее смонтированных однотипных зданий, труда на его монтаж было затрачено на 20% меньше. Он был смонтирован за 30 рабочих дней.
Это также не предел. Хронометражные наблюдения показывают, что при полной обеспеченности строительства комплектными железобетонными деталями здание, подобное корпусу № 15, вполне можно смонтировать за 20 дней.
Как уже говорилось выше, наиболее весомым элементом здания являются наружные стены. Вопросу об усовершенствовании стеновых конструкций за счет применения крупнопанельных стен посвящена значительная часть книги. Это представляется нам тем более важным, что стеновая панель — конструкция совершенно новая. До сих пор в строительной практике не было примера заводского изготовления стен. Между тем новые заводы будут выпускать стены на целую комнату, простенки на два этажа с готовой облицовкой снаружи и с внутренним утеплением из легких, эффективных материалов — пеносиликата или минеральной пробки. С конвейеров двух заводов такие стены будут выдаваться в количестве, обеспечивающем возведение 300 тыс. мг жилой площади ежегодно.
Какими должны быть эти стены? У инженеров на этот счет имеется много различных мнений и точек зрения. Внесение ясности в выбор конструкции крупнопанельных стен является важнейшей задачей, правильное решение которой будет способствовать быстрейшему и успешному освоению методов индустриального строительства. От этого решения зависит также выход крупнопанельного строительства за пределы опытных участков на широкую градостроительную дорогу.