В конце XIX — начале XX в., создается и довольно обширная сеть краеведческих музеев, работавших в тесной координации с основным исследовательским центром страны — Этнографическим музеем в Будапеште.
Уже с начала нашего века, помимо большого количества статей, опубликованных в «Бюллетене Венгерского этнографического музея» и посвященных описанию сельских построек в различных комитатах страны, делались попытки и обобщить собранные полевые материалы, выделить основные типы венгерского сельского дома, как-то объяснить их происхождение.
Изучению народного жилища был посвящен ряд работ наиболее известных этнографов Венгрии: Яноша Янко, Кароя Шебаштьена, Жигмонда Батки.
В начале нашего века многие венгерские этнографы находились под влиянием немецкой этнографической науки. Так, исследователь Карой Шебештьен в некоторых своих работах разделял положение немецкого ученого Шира о том, что основной тип венгерского дома, распространенный на большей ласти венгерской территории, может быть причислен к средненемецкому (франконскому) типу дома. В своей большой работе «Magyar nyelv» («Венгерский язык») Шебештьен, сравнивая внутреннюю планировку трехраздельного альфельдского дома со средненемецким типом, приходят к выводу, что в сущности эти дома очень сходны между собой и что, возможно, венгры заимствовали свой дом от немцев. Поэтому, по его мнению, и кухня в венгерском доме появилась довольно поздно, под немецким влиянием, и само венгерское слово «konyha» происходит от немецкого «Kuche». Однако многие этнографы, принявшие участие в оживленной полемике, развернувшейся по этому вопросу на страницах журнала «Neprajzi Muzeum Ertesitoje», He разделили эту точку зрения, так как между альфельдским и франконским домами существует одно важное различие: в то время как в последнем третью часть дома всегда образуют стойла, на Альфельде третье помещение всегда камора-кладовая, а появившийся обычай пристраивать стойла для коров сзади дома, под одной с ним крышей — явление довольно позднее и не столь широко распространенное в Венгрии.
Несомненно, большой интерес для изучения венгерского жилища представляют работы другого венгерского этнографа этого же времени — Жигмонда Батки. Как и многие другие европейские этнографы конца XIX — начала XX в., Батки при выделении типов сельских домов главное внимание обращал на форму и положение очага в доме. Он блестяще использовал в своих работах данные лингвистики, географические и исторические условия развития дома. Принимая за основу своей классификации форму очага и его место в доме, Батки выделяет в Венгрии пять основных типов сельского жилища: южный, западный, северный (палоцкяй), восточный (секлерский) и центральный (альфельдский). Он указывает также на значительное влияние соседних славянских народов на развитие этих типов.
Несколько статей посвятил исследованию жилища и еще один из выдающихся этнографов Венгрии Иштван Дьерфи. Особенно его интересовал вопрос о путях развития одного из наиболее распространенных типов венгерского жилища — альфельдского дома. В своем большом труде «Венгерская деревня, венгерский дом» он выделяет, исходя из особенностей внутренней планировки, по существу те же пять типов, что и Батки, только по-другому называет их: трансильванский дом, палоцкий, нижнедунайский, среднедунайский и альфельдский.
Большим обобщающим трудом по всем вопросам венгерской этнографии явилось издание четырех томов «Этнографии венгерского народа». Значительная часть первого тома этой большой монографии («Материальная культура венгров») посвящена описанию народного жилища. Главы по сельским постройкам написаны Ж. Батки, и в них по существу обобщены все исследования по жилищу, опубликованные до этого времени.
После второй мировой войны число работ по истории венгерского сельского дома значительно возросло. Оживилась собирательская деятельность, особенно связанная с работой по подготовке к изданию венгерского этнографического атласа. Появилось много статей в журналах «Ethnographia», «Neprajzi muzeum Ertesitoje», «Acta Ethnographica» и отдельных монографий по сельским постройкам. Среди этнографов, занимающихся в настоящее время изучением жилища, можно назвать имена И. Балога, Е. Барабаша (работы по атласу), Бела Гунду, который на основании собранных им больших литературных и этнографических материалов, а также пользуясь результатами исследовательской работы по этой теме в других странах Европы, сделал попытку разработать новый метод исследования сельского жилища. Гунда считает, что изучать историю развития дома следует не по отдельным его элементам (тин очага, вид связи с хозяйственными постройками и пр.), а комплексно, учитывая историко-экономические условия, а также взаимосвязи с другими европейскими народами.
За последнее время в работу по изучению народного жилища стали все более интенсивно включаться и архитекторы, деятельностью которых на кафедре истории архитектуры Университета строительства руководит доктор Ласло Варга. Здесь собран огромный материал по народному зодчеству, на основе которого вышло большое исследование — «Архитектура венгерской деревни». В отдельных главах этой работы имеется попытка исследовать сельские дома не только с точки зрения архитектуры, но также учитывая археологические и этнографические исследования.
Для координации работ между этнографами и архитекторами в Венгерской Академии наук в 1954 г. состоялась дискуссия по вопросам происхождения и развития венгерского жилища, позволившая наметить основные пути в изучении народного зодчества, а также разработать ряд общих методических положений по сбору и обработке полевого материала.
Древние типы венгерского жилища
Проследить пути развития венгерского сельского дома — задала довольно сложная и до сих пор еще не решенная окончательно. Географическое расположение Венгрии (на стыке двух культур — славянской и германской) — тот факт, что мадьяры сравнительно поздно пришли на Дунай, очень осложняет решение вопроса о происхождении венгерского жилища. Археологические раскопки последних лет, тщательное изучение исторических документов и результаты больших полевых этнографических исследований сделали возможным для венгерских этнографов наметить генезис основных типов венгерских домов.
Венгры-завоеватели, ведшие кочевой образ жизни, принесли на Дунай и свое кочевое жилище: тип юрты с войлочным покрытием, палатки. Этот тип жилища был еще в употреблении е X—XIV вв. О войлочных шатрах венгров есть упоминание в исторических источниках еще в 1399 г.
Круглые формы первоначального кочевого жилища венгров продолжают долго сохраняться в некоторых видах хозяйственных построек. Так, кое-где на Альфельде сооружаются и сейчас круглые в плане, крытые конической, тростниковой или соломенной, крышей зернохранилища, свинарники, птичники. Плетневая конструкция их стен носит своеобразный характер: остов стены образуется несколькими связанными в обруч длинными жердями, к ним привязываются плетеные щиты. Снаружи стены обмазывают глиной.
Некоторые исследователи видят пережиток кочевого быта даже в общераспространенной круглой форме венгерской печи.
Несомненно, следы древнего кочевого жилища сохраняют временные постройки пастухов. Так, в Хортобадьской степи (Альфельд) еще и сейчас на летних пастбищах пастухи сооружают конической формы шалаши из тростника или веток. Стены такого шалаша у основания обложены дерном или землей, верхние же концы составляющего их тростника связаны вместе. По внешнему виду такие шалаши очень напоминают старые сибирские чумы.
Однако, как показывают археологические и исторические материалы, уже в период завоевания венгры знали и более постоянные постройки. Выше уже было сказано, что до прихода в Венгрию большая часть мадьярских племен (причем наиболее богатые и воинственные племена) были кочевыми скотоводами, но другая часть — занималась частично земледелием и вела полуоседлую жизнь. О том, что венгры ко времени их переселения на Дунай имели представление о примитивной строительной технике, говорят их устные предания и данные языка. Лингвисты установили, например, что название дома и некоторых его частей у венгров еще угорского происхождения — хаз (haz — дом), хойлек (hajlek— угол дома), ойта (ajto — дверь), ойтофелфа (ajtofelfa — дверной косяк), кюсёб (kuszob — порог), тетё (teto — крыша) и др. Небольшие примитивные четырехугольные постройки часто упоминаются в устных преданиях венгров. Они еще очень напоминали жилище кочевников. Маленькие, деревянные или с дерновыми стенами хижины были без окон, с низкой дверью и открытым очагом посередине, с очень примитивной конструкцией крыши: на две параллельные стены накладывали балки, которые покрывали затем сухими ветками, тростником, соломой. Такое устройство крыши до недавнего времени можно было увидеть на некоторых хозяйственных постройках. В середине хижины находился открытый очаг, над которым в крыше проделывалось отверстие для выхода дыма.
По археологическим материалам, стали известны и те древние типы жилища большой дунайской равнины, которые застали у местного населения переселившиеся сюда мадьярские племена. Одним из таких древних и широко распространенных типов жилища были, несомненно, землянки. Как и в Румынии, Болгарии и других странах, типы землянок здесь бытовали очень длительное время, начиная с неолита.
Раскопанные на Альфельде землянки, датируемые XII в., еще очень напоминали неолитические жилища. Они состояли из одного помещения и имели столбовую конструкцию крыши — на сохах (три центральных столба с развилками на верхних концах поддерживали брус конька крыши).
Большинство землянок Альфельда — однораздельные по своему плану, но уже от XV—XVI вв. археологами открыты землянки, имеющие развитый трехраздельный план.
Подобные землянки с типичной для данной местности внутренней планировкой, двух- или трехраздельные, строили венгерские крестьяне еще в XIX в. Некоторые из них достигали значительных размеров: 15—16 м в длину, 5—6 м в ширину и 2 м в глубину. Такие же землянки со старой столбовой конструкцией крыши можно и сейчас увидеть в лесах Северной Венгрии, на Альфельде, где в них живут сезонные рабочие — лесорубы.
Во многих местностях Венгрии старые дома имеют ясные следы своего происхождения от землянок: столбовая конструкция крыши («на сохах»), низко нависающие вальмовые крытпи, крытые тростником, соломой. Такие дома называют богорхоту (Ьаgarhatu — горбатенькие).
Благодаря археологическим раскопкам стал известен и другой тип древнего жилища на венгерских землях: прямоугольные бревенчатые (на севере) и с плетневыми или глинобитными стенами (на Альфельде и юге), наземные постройки, с открытым пристенным очагом, без дымохода (типа Rauchstube в Австрии или dimnice у южных славян). Интересно, что многие такие хижины имели открытый навес над входом: продолженный скат крыши, опирающийся на два столба. Эти навесы открыты археологами и во многих других странах Европы (в ГДР, Бельгии — ворхале (Vorhalle), в Польше — подсени). В Венгрии, возможно, они ведут свое происхождение от защищенного таким образом входа в землянку, называемого го тар (gatar, от венгерского слова «gat» —тень). Во всяком случае хижины с такими навесами открыты археологами именно там, где чаще встречаются и землянки (на севере Венгрии, севере Альфельда, у секлеров).
Описанные нами типы жилища и послужили, вероятно, исходным пунктом для всех распространенных еще в недавнем прошлом традиционных типов венгерских домов.
Строительный материал и строительная техника
Преобладание в той или иной области Венгрии определенного строительного материала определяется прежде всего местными географическими условиями.
В Венгрии мало лесов, и поэтому издавна материалом для построек служили глина, тростник, солома. Особенно древними являются дома с тростниковыми стенами. Один путешественник, посетивший Венгрию в 1 половине XII в., писал, что большинство встречавшихся ему домов имели тростниковые стены. Древняя техника возведения стен из вертикально поставленных и связанных стеблей тростника сейчас сохраняется только лишь на некоторых примитивных хозяйственных постройках, но в далеком прошлом с такими стенами строили даже церкви. До сих пор многие старые дома Венгрии имеют плетневые стены, для сооружения которых употребляли тот же тростник или ивовую лозу. Прежде, до укрепления берегов рек, когда их разливы постоянно грозили жителям наводнениями, избегали строить дома с глинобитными или земляными стенами, так как такие дома легко смывались водой. Поэтому были распространены больше плетневые стены, обмазанные снаружи и изнутри глиной. Позднее, в XVIII в., стали возводить и глинобитные стены.
Глина вообще в строительной технике венгерских крестьян играла большую роль: из нее делали очаги, печи, лавки, ограды, стены домов.
Каменные дома распространены главным образом в районе озера Балатон, отчасти на севере Венгрии (у палоцей) и в Трансильвании.
На севере же страны и в Трансильвании в сельской местности до сих пор преобладают бревенчатые постройки; глина, тростник и ветви мало применяются в строительстве.
Старые дома секлеров и палоцей были срубные, по технике постройки очень напоминавшие славянские дома. Бревна соединялись на углах рубкой «в угол», «в чашу», «в замок», щели между бревнами затыкали коноплей, мхом.
В позднее средневековье срубную технику заменила столбовая: промежуток между вертикальными столбами был заполнен обтесанными четырехгранными брусьями, заостренные концы которых входили в пазы столбов. Такие стены у палоцких и секлерских домов строят и в наши дни.
Начиная с конца XIX в., во всех областях Венгрии постепенно кирпич вытесняет все остальные виды строительных материалов.
В центральных и задунайских комитатах Венгрии в средние века была больше распространена столбовая конструкция крыши того же типа, что и в землянках («на сохах»), Столбовой конструкции крыши здесь обычно были двухскатными, низкими, с довольно покатыми скатами. Уже с XV в. постепенно стропильная крыша вытесняет столбовую и на Альфельде.
На западе и севере страны, а также у секлеров издавна были распространены стропильной конструкции крыши, вальмовые или полувальмовые, очень высокие и крутые.
Крыши крыли соломой или разбросанной «в натруску» (в Трансильвании, Задунайском крае), или связанной в пучки, которые ивовыми ветвями привязывались к остову крыши (на Альфельде и в северных комитатах). Своеобразное соломенное покрытие крыш у палоцей придавало им ступенеобразную форму; они очень напоминают соломенные крыши словацких домов. У палоцей же и у секлеров часто встречалось и дранковоо покрытие крыши.
С XIX в. все больше начинают распространяться черепичные крыши.
Характерная внешняя особенность венгерского дома —- длинная галерея, образованная продолжением ската крыши, опирающегося на столбы. Столбы, поддерживающие крышу, делают из камня, самана, кирпича, дерева. Они придают своеобразную красоту низкому, одноэтажному венгерскому дому.
Фронтон дома, колонны веранды, ворота часто являются настоящими произведениями народного искусства.
Дома с глинобитными и плетеными стенами обычно белятся раз в год, в традиционное время, перед пасхой; их фронтоны нередко украшают художественной лепкой. На коньках крыши прибивают украшения из соломы и дерева (часто изображения человека или какого-нибудь животного).
У палоцей, секлеров деревянные колонны, фронтоны дома украшены богатой резьбой, глухой или выпиловочной. Очень красивы ворота секлерского дома, покрытые не только богатой резьбой, но и многокрасочной росписью.
Усадьба и хозяйственные постройки
Хозяйственные постройки в средние века располагались отдельно от жилого дома, во дворе. Помещения для скота стали строить вообще недавно, прежде скот проводил зиму и лето на открытом воздухе, в отгороженных загонах.
В северной части Задунайского края, у палоцей и на Альфельде часто встречается однорядная связь, что придает этому дому сходство со среднеевропейским домом, однако такое расположение хозяйственных построек более позднее по своему происхождению.
На западе, в комитатах Гёчей, Хетей и Ерсег, жилой дом, хлев, конюшня и прочие хозяйственные постройки тесно группируются вокруг двора, образуя замкнутый четырехугольник.
Из других построек на дворе часто располагаются глинобитные, круглые по форме зернохранилища, на юге здесь же часто стоит хлебная печь, на хуторах — обязательно колодец с журавлем.
Развитие внутренней планировки дома
Как уже было сказано выше, прототипом всех венгерских домов является однокамерная прямоугольная постройка с пристенным открытым очагом. Такие хижины, датируемые — XII—XIV вв., открыты археологами при раскопках на Альфельде, о них же встречаются упоминания в некоторых исторических документах того же времени. О том, что это был открытый очаг, говорят и найденные в таких домах предметы: медные котлы, цепи для их подвешивания над очагом, железные треножники и пр.
Развитие этого дома под влиянием различных исторических и географических условий пошло по двум путям: на севере и в центральных областях страны путем пристройки к дому холодных сеней, которые с течением времени трансформируются в кухню; в южных и западных областях путем пристройки или отделения от кухни комнаты-спальни, причем центром всей жизни семьи остается первоначальная постройка — кухня с очагом.
Северо- и центральновенгерский дом
Очень схематично можно наметить линию постепенного развития северо- и централъновенгерского домов. Особенно ясно можно ее проследить на примере трансильванского дома, который по ряду признаков может быть причислен к этому же типу.
Судя по археологическим раскопкам, трансильванский дом XII—XIV вв. был сходен с такими же постройками в северных и центральных областях Венгрии, но на его узкой стороне, у входа, находился открытый навес эрес (eresz), крыша которого поддерживалась двумя столбами. Постепенно навес включался в дом, все более превращаясь в холодные сени. У навеса появилась задняя стена, возле которой затем отгораживалась небольшая темная камора-кладовая. Наконец, с другой стороны навеса и каморы стала пристраиваться еще одна комната с печью. По существу, в конечной стадии своего развития дом получает очень характерную для большинства славян трехраздельную планировку: kis haz + erez kamora + nagy haz (малая изба + сени — камора + большая изба), с той только разницей, что открытые сени сохраняются и в этом развитом типе дома, но они открыты лишь с одной стороны. Из сеней двери ведут в обе избы и в кладовую сзади сеней.
Наряду с изменением внутренней планировки менялось и отопительное устройство дома. Над открытым, очагом появился сплетенный из ветвей дымоход-камин, который выводил дым на чердак. Несомненно, от славян была заимствована печь, слившаяся с очагом. Печь служит для отопления и выпечки хлеба, пристроенный же к ней очаг используется для приготовления пищи.
Почти также происходило развитие внутренней планировки в гористых местностях северных комитатов, у палоцей. Уже говорилось о том, что на их материальную культуру оказали значительное влияние соседние с ними словаки. Это касается и построек: сходство прослеживается и во внешнем виде дома (полувальмовая высокая крыша, расположенная уступами, срубная техника, пирамидальная форма печи), и во внутренней плакировке.
Точно так же, как и в трансильванском доме, к первоначальному дому с очагом тюзехаз (tuzehaz) были присоединены холодные сени. Возможно, что древние дома имели здесь также подсени или навес над входом. Об этом не сохранилось археологических свидетельств, но долго холодное помещение, пристроенное к дому, называлось эрес (eresz — навес), арнъек (arnyek — навес), син (szin — сарай). Лишь с XVIII в. это помещение стало называться заимствованным от словаков словом питвор (pitvar — сени). Батки в своей работе «Das ungarische Bauernhaus» приводит сохранившееся с конца XVIII в. описание палоцкого дома: «Дом состоял из 3-х частей: eresz + haz + kamora. Чужестранец мог бы принять eresz за кухню, но здесь нет очага. Это помещение служит для хранения домашней утвари, продуктов. Камора редко имеет окно и занимает не более площади всего дома. Сам haz более просторный и выше других частей. Окна размером 20x40 см затянуты шкурой, бумагой или закрываются выдвижными деревянными ставнями. Печь четырехугольная и плоская, устьем своим обращена к окнам; перед ней находится открытый очаг, возле него — скамейки. Топят печь, готовят пищу в комнате, поэтому стены в ней такие закопченные, как обычно в кухне. Над устьем печи находится обмазанный глиной плетеный дымоход, через который дым выходит на чердак».
В пограничных со Словакией комитатах Абуй и Торна в начале XIX в. встречались еще двухраздельные постройки, состоящие из комнаты с печью и очень маленьких сеней. Дым из комнаты через короткий дымоход выводился в сени, а оттуда шел наверх через большой открытый дымоход, имеющий форму усеченной пирамиды. Такие дома показывают дальнейший путь развития палоцкого дома — постепенное превращение сеней в кухню. На следующих этапах очаг переносится в сени питвар (pitvar), сюда же поворачивается и устье печи. Таким образом, печь все еще находится в комнате, но топят ее из сеней.
Палоцкий дом отличался от остальных вариантов жилища северо- и центральновенгерского типов: позднее присоединенная к дому холодная камора служила не кладовой, а спальней для взрослых дочерей хозяев, здесь же обычно хранилось и их приданое.
Трехраздельный дом, центром которого являются первоначально холодные сени, был распространен и по всей Центральной Венгрии. Так, типичный дом на Альфельде имеет такой план: входная дверь ведет в сени питор (pitor), с одной стороны которых расположена дверь в другую комнату, с другой — в кладовую. Часто сени делятся продольной перегородкой (иногда каменной, сводчатой) на две части: своего рода переднюю у входа и кухню (название konyha — кухня проявляется здесь очень поздно, лишь в XIX в.). Печь, которую топили из кухни, находилась в комнате. С ростом семьи и улучшением ее экономического положения помещение кладовой переделывают в жилую комнату, а к ней примыкает другая кладовая с отдельнным входом с веранды.
Для домов Альфельда характерна большая печь стогообразной формы. Она имеет плетневой остов, обмазанный глиной, и служит для отопления, выпечки хлеба и приготовления пищи.
Южновенгерский тип дома
Другой путь развития имело жилище южных и, частично, западных комитатов Венгрии, во многом сходное с постройками южных славян. Средоточием всей жизни семьи на юге служило центральное помещение с большой печью у стены, прилегающей к входу, она издавна носила название konyha. В этой же комнате находились кровати, стол, стулья. Именно здесь совершались все ритуалы праздничного цикла года, свадебной церемонии и пр. И по своим размерам это помещение было значительно больше, чем центральная часть (сени-кухня) первого типа дома. В период существования большой семьи и в просторной кухне жило несколько семейных пар. В дальнейшем к кухне стала пристраиваться еще комната соба (szoba), отапливаемая обычно кафельной печью кахей (kahely). Чаще всего обе комнаты имели отдельные входы с веранды. При раскопках вдоль Дуная находят много остатков кафеля середины XVI в., так что появление кафельной печи и связанной с ней жилой комнаты примерно определяют концом XV в.
Задунайские дома Венгрии отличались от северных и большим значением очага в доме. Несмотря на то, что, как и повсюду в Венгрии, печь здесь очень рано была заимствована от славян (о чем свидетельствуют и названия ее в венгерском языке — kemence), она играла меньшую роль, чем в других областях. Готовили на очаге, расположенном на широкой лежанке, даже хлеб раньше пекли здесь же, под переносной колоколообразной глиняной крышкой, которая на Балканах почти повсеместно была распространена. О большом значении очага говорит и находившаяся в кухне хозяйственная утварь: необходимые для приготовления пищи на открытом очаге котлы, крюки в стене и цепи для подвешивания котлов, железные треножники-подставки, иногда в виде фигуры животных тюзепутъя (tuzekutya — очажная собака).
Сходны по внутренней планировке и по своему происхождению сельские дома западной части Задунайского края (комитатов Эйзенбург, Оденбург, Веспрем, Зала и др.). Исходным пунктом их развития является та же прямоугольная большая постройка, которая в соседней Австрии называется Rauchstube. Но на западе больше были распространены не двухраздельные, а трехраздельные дома. От большой кухни отделялось перегородкой узкое помещение, куда выходили устья печи из кухни и из пристроенной к ней комнаты. Очаг здесь не играл такой роли, как на юге. Печь имела плоскую четырехугольную форму. Она служила и для отопления, и для выпечки хлеба, и для варки. В ней также сушили коноплю, фрукты; иногда ее использовали и как баню.
По описанным выше типам домов лишь схематично можно представить пути развития венгерского жилища. На самом же деле картина распространения различных типов намного сложнее: подчас даже в одной деревне можно встретить варианты обоих типов, различные смешанные формы; и чем дальше от центральных областей бытования того или иного типа и ближе к области распространения другого, тем интенсивнее становится это смешение, тем больше можно выделить различных переходных форм.
По принимаемой в данном сборнике общеевропейской типологии сельского жилища северо-центральновенгерский тип дома с трехраздельным планом и холодными сенями в своем первоначальном развитии (haz + pitvar + kamora) можно причислить к широко распространенному восточноевропейскому типу дома. Бытующие же на юге, в Задунайском крае, и в западных комитатах варианты южновенгерского типа дома, ведущего свое происхождение от просторной кухни с очагом тюзеконьха (tuzekonyha), могут быть включены в группу южноевропейского тина дома.