В предлагаемой статье сделана попытка этнографической типологизации традиционных форм сельского жилища Болгарии, которое рассматривается в развитии.
В работе использована научная литература и полевые материалы, собранные мною в Болгарии. Специально типологией болгарского жилища занимались этнограф Христо Вакарельский и архитекторы Тодор Златев и Георгий Кожухаров. Последняя по времени классификация болгарского жилища содержится в коллективном труде болгарских этнографов «Болгары» (автор раздела о жилище — Багра Георгиева). В ней выделены те же типы, что и у Вакарельского, за исключением одного. Читателя, интересующегося историей вопроса, я отсылаю прежде всего к этим работам. Из них он увидит, что в статье использованы многие результаты исследований названных ученых.
Вместе с тем я постаралась построить несколько иную, менее дробную классификацию сельского жилища Болгарии, положив в основу принцип функционального использования помещений и связанную с этим их группировку (жилую связь). Такой подход важнее всего для этнографической типологии жилища (в отличие от архитектурной и прочей).
Попытка проследить историческое развитие жилища от примитивных форм к более развитым иллюстрируется схемой, которую следует рассматривать лишь как самую общую канву, отнюдь не абсолютизируя ее (в особенности ранние этапы, сведения о которых очень скудны). Основное назначение схемы — дать читателю зрительное представление о последовательности развития форм жилища и приблизительно отметить преобладание той или иной формы в тот или иной хронологический период.
Благодаря особой исторической судьбе болгар, половину тысячелетия находившихся под турецким игом, их жилища долгое время сохраняли несложные формы. Высокое архитектурное мастерство, которое было достигнуто к моменту турецкого завоевания, в дальнейшем нашло себе малое применение. Болгары не имели права строить высокие церкви с колокольнями, не для кого было возводить дворцы, так как все слои болгарского общества были низведены до положения бесправных райи, в среде которых, в особенности в первые века османского владычества, социальные различия были довольно слабыми. Возможно, что в жилом строительстве произошел даже регресс, что объясняется не только тяжелым материальным положением болгар, но и их нежеланием улучшать свои бытовые условия из-за боязни грабежей и насилий турок. Об этом говорят народные песни и предания.
Некоторые европейские путешественники, посетившие Болгарию в XVI—XVIII вв., оставили описания жилища. По их словам, основная масса болгар обитала в однокамерных хижинах с открытым очагом посередине или же в землянках, причем в доме вместе с людьми помещался и скот. Это справедливо в отношении равнинных областей страны, по которым проходили главные дороги; в некоторых горных районах в XVIII в. были уже более совершенные жилища.
Этнографами и географами зафиксированы в XIX—XX вв. примитивные жилища (временные или постоянные), которые напоминают те, что описаны европейскими путешественниками, а в их конструкции много общего и с некоторыми формами жилья, открытыми в археологических слоях раннеболгарской и даже фракийской культур. Они помогают нам создать представление о возможных прототипах исходных форм народной архитектуры, развившихся впоследствии у болгар. Эти примитивные жилища можно разделить на четыре вида: 1) землянки, 2) шалаши с круглым или овальным основанием, 3) плетневые прямоугольные хижины,, обмазанные глиной, и 4) деревянные хижины.
Землянки еще в XIX в. были широко распространены на безлесной Дунайской равнине, лессовые почвы которой удобны для устройства сравнительно сухого подземного жилья, а зимы довольно холодные и ветреные. Ямы глубиной 1,8—2 м (в полуземлянках — мельче) крепились деревянными столбами, по средней длинной оси помещения ставились столбы с развилками (сохи), на которых держался конек крыши (било). Двухскатная крыша покрывалась соломой или камышом, а затем толстым слоем земли и золы. Стены полуземлянок делались из плетня с глиняной обмазкой или из глины. Наиболее примитивные землянки состояли из одного помещения, в котором люди находились вместе со скотом. Часть помещения, где размещались люди, была несколько приподнята, здесь располагался очаг.
Полуземлянки, врытые в склон, встречались до XVIII — начала XIX в. в горах и предгорьях (наряду с наземными домами). В отличие от землянок лессовой зоны, стеньг их требовали дополнительного укрепления деревом и камнями. Камни складывали насухо или на глиняном растворе.
Наиболее примитивным видом наземного жилища были шалаши. Простейшие по конструкции представляли собой конус с округлым основанием (колиба, хижа, бусеница, шилёватица). Они встречались главным образом в Западной Болгарии, реже в Средна-Горе, Родопах и некоторых других местах. У болгар они были временными жилищами (пастухов, переселенцев), а у кочевых скотоводческих народностей — влахов и каракачан — постоянными. Каркас колиб делали из наклонных сучьев с развилками на концах (кривули), которые перекрещивались наверху. Шалаш покрывали соломой или дерном, посередине раскладывали костер.
Овальные колибы встречались в качестве постоянного жилища до третьей четверти XIX в. в некоторых районах Западной Болгарии, а в Восточной эта форма сохранялась в хозяйственных постройках.
Конструкция овальных шалашей несколько сложнее, чем круглых, их крыша имеет продольную слегу, опирающуюся на развилки тех сучьев, которые полукругом огораживают узкие стороны овала.
Третий вид примитивных жилищ — плетневые хижины — был более распространен в равнинных и предгорных районах Восточной Болгарии (исключая Подунавье). Они совершеннее овальных колиб: их крыша и стены конструктивно отделены друг от друга. Стены делали из оплошного плетня, благодаря чему углы жилища были несколько закруглены. Плетеиь обмазывали глиной. Конек крыши поддерживался сохами. Пол был земляной, окон не было, очаг посередине. Подобная же конструкция жилищ встречается в археологических слоях фракийской и раннеславянской эпох.
Известна другая примитивная форма устройства крыш плетневых хижин, которая близка к конструкции овальных колиб: крыша образуется естественно изогнутыми сучьями деревьев, врытыми в землю по внутреннему периметру постройки и связанными со стенами только деревянными перемычками. Позднее опора крыши переносится уже целиком на стены посредством двух поперечных балок, которые кладутся на сохи, входящие в конструкцию стен. Конек крыши. держится на скрепленных на манер козел слегах (козлеци), напоминая «кривульную» конструкцию колиб. Аналогичное устройство стен и крыши известно в хозяйственных постройках белорусов, причем их крышу «на козлах» или «ключах» считают одной из древних. Кстати, и у болгар кривулл в иных местах называется ключами.
В горах, покрытых лесом, естественным строительным материалом было дерево. Первое свидетельство о деревянных истбах и клетях болгарских славян мы находим у Иоанна Экзарха (X в.). В полосе хвойных лесов (Родопы, Пирин) известны постройки из целых бревен, срубленных «в угол»;, в полосе лиственных (Стара Планина, Странджа) — из дубовых балок или толстых досок (талпи), которые скреплялись на углах вперекрест с помощью выемок и деревянных шипов, или же вставлялись в вертикальные столбы 17. Бревенчатые дома (двух- и трехкамерные) дожили до наших дней в Северо-Западных Родопах18. Прототипом первоначальных болгарских срубных построек могут служить однокамерные брвнары, сохранявшиеся в Югославии до XIX — начала XX в., а кое-где встречающиеся и по сей день (см. статью М. С. Кашубы). Балочная конструкция исчезла в Стара Планине в конце XVII — начале XVIII в. (отдельные дома сохранились и описаны), но в Страндже ее можно встретить и сейчас. Однокамерные досчатые в XIX в. сохранялись у турок в Северо-Восточной Болгарии.
Описанные четыре вида простейших жилищ различаются между собой строительным материалом и конструкцией. Различия эти тесно связаны с природной средой и уходят своими корнями далеко в дославянскую эпоху. Но эти же приемы строительной техники в большей или меньшей степени были известны и славянам, так что можно предположить, что на Балканах произошло слияние двух традиций: фракийской и славянской. Это отразилось, между прочим, в терминологии землянок: наряду с неславянскими названиями — бурдей, бурдел, бордел распространены славянские — землянка, уземка, кышта, хижа, изба, зимник и др.
Строительные приемы, отмеченные нами в архаических формах жилищ, перешли в той или иной мере (часто только в деталях) на более развитые дома. Что касается внутреннего устройства и функционального использования примитивных жилищ, то они по существу у всех четырех форм одинаковы. Это объясняется сходством быта и культуры их обитателей.
Развитие описанных видов жилища, по-видимому, долгое время шло независимо друг от друга, но в результате они, каждое своим путем, пришли к сходным новым формам (см. схему). Этими новыми формами были более совершенные по конструкции однокамерные, а затем и двухкамерные дома.
Строительная техника не только усовершенствовалась, но и постепенно унифицировалась. Широко распространилась и к середине XIX в. стала господствующей фахверковая конструкция стен; В Болгарии она называется «паянтовой» (от паянты — балки, связывающей по диагонали вертикальные столбы каркаса здания). Заполнением каркаса служили плетень, сырцовый кирпич или же мелкий камень на глиняном растворе — в зависимости от того, какой материал был под рукой. Стены с обеих сторон обмазывались глиной. Деревянный каркас дома устанавливался на фундаменте из камней (на равнине), а в горах он покоился на каменном цоколе, заполняющем неровное пространство между склоном горы и полом жилого этажа.
В XIX в. повсеместно распространяется вариант столбовой конструкции крыши. На стены дома, по средней долевой его оси, клали толстую балку майка, поперек ее — другие балки (обычно три), в которые вставлялись вертикальные столбы поп, поддерживающие конек крыши било. На било укладывали обрешетку крыши козлеци. Для большинства домов в Болгарии в XIX в. становится характерной четырехскатная крыша, что давало возможность увеличивать жилище в ширину. Наклон крыши зависел от материала покрытия (солома, доски, черепица, каменные плиты.)
В XVIII — начале XIX в. в горах наблюдается вертикальное развитие жилища.
На периферии развитие строительной техники происходило медленнее, хотя тенденции ее изменения были теми же. Так, и Страндже и Северо-Западных Родопах продолжалась традиция строительства деревянных домов (хотя развивалась и фахверковая конструкция), в Родопах и Пирине сохранялась двухскатная крыша, на Дунайской равнине все еще жили в землянках и полуземлянках.
По свидетельству К. Иречека, до середины XIX в., были еще довольно широко распространены однокамерные дома. Особенностью многих из них было устройство двух дверей, одной против другой, которые служили для проветривания помещения, топившегося по-черному, для впуска в одну из них скота в холодное время или же для связи жилья со стойлом, примыкавшим к дому. Эта деталь сохранялась некоторое время и в более развитых домах уже в качестве пережитка, даже у болгар-переселенцев в России.
Двухкамерное жилище обнаружено еще в раскопках раннеболгарского времени и существовало позднее в течение нескольких веков, несомненно, как-то эволюционируя. До середины XIX в. двухкамерные дома оставались одной из наиболее характерных форм болгарского жилища. Переход к нему произошел, по-видимому, двумя путями: разделением первоначального помещения с очагом и пристройкой к нему второй камеры. Первый путь — наиболее распространенный, второй засвидетельствован, например, в Родопско-Пиринской области.
В наиболее архаических формах жилища мы встречаем устройство второй комнаты напротив от входной двери, расположенной на узкой стороне дома. Эта комната всюду называется задней (задник, задница, занца, назад, дирничка), иногда верхней (горняк), потому что располагалась на склоне выше первой. Но такая планировка во многих отношениях нерациональна, и этот тип жилой связи не получил в дальнейшем развития, за исключением области Странджи. Вторая комната располагается, как правило, сбоку от кышты. Иногда она называлась термином со смыслом «задняя» — быть может по традиции, оставшейся от времен, когда она располагалась за кыштой (къща — комната с очагом), но в более развитых формах домов того же района она получала уже другое наименование.
Время появления навеса — этого характерного элемента болгарского жилища — неизвестно. Первые упоминания навесов над входом в дом относятся к середине XVI в., но, вероятно, они существовали и ранее. Навес затем преобразуется в галерею, расположенную вдоль длинной стены дома или части ее. Пруст, чардак, сундорма, сачак, отвод, обър, потон — это пространство в разных районах называется по-разному, но по своим функциям оно одинаково. В теплое время года люди проводили здесь много времени, занятые работами по дому и хозяйству, здесь сушили перец и лук, шерсть и кожи, складывали часть утвари, здесь же Отдыхали. Навес всегда обращен ко двору, составляя по своим функциям в той же мере часть хозяйственного двора, как и часть дома.
Важным шагом в улучшении гигиенических условий жилья было удаление из него скота. В наземных домах это было сделано раньше, в основном до начала XIX в. В горах жилье перенесли на второй этаж, а скот оставили в первом. Но в землянках Дунайской равнины домашние животные находились под одной крышей с людьми до начала XX в. даже в многокомнатных жилищах, а там, где стойло уже было отдельным, в нем выделяли место, где могли спать люди. Причина не только в консервативности быта, но ив недостатке тепла в жилых помещениях (малокалорийное топливо кизяки, сравнительно суровые зимы).
Таким образом, в итоге длительной эволюции простейших жилых построек, этапы которой мы с точностью проследить пока не можем (этот процесс был, разумеется, сложнее, чем он представлен на схеме), к концу XVIII — началу XIX в. сформировалось жилище с общими для всех районов Болгарии элементами — помещением с очагом, второй комнатой и галереей. Первоначально вторая комната (одая, комбра, клет, врати и др.) — холодное помещение, главное назначение его — хранение домашних вещей и второстепенное — спальня для членов семьи (аналогично восточнославянской клети). Печь или очаг появляются во второй комнате в большинстве случаев только в XIX в., как одно из проявлений благоустройства быта.
Беднейшая часть населения продолжала и в XIX в. жить в однокамерных домах.
Тип двухраздельного жилища имел варианты в интерьере, в деталях конструкции и пр., при этом можно усмотреть определенную, традицию, связывающую их с местными первичными формами. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере расположения очага, которое, как известно, очень устойчиво.
В домах Западной Болгарии — области распространения шалашей, которые служили для некоторой части населения постоянным жильем, очаг располагался посреди кышты. В жилищах северной половины страны он был у внутренней разделяющей стены: в прохладном климате этой области было важно, чтобы тепло очага использовалось наилучшим образом в обеих комнатах. В дальнейшем очаг соединился с печью, оставшись на том же месте. В Восточных Балканах находим вариант расположения очага в углу между разделительной и внешней стенами. В Страндже очаг у передней стены, в Родопах и Пирине — у внешней боковой или задней, наконец в долине Марицы и Тунджи (Восточная Фракия) он занимал разные положения.
Скудная обстановка кышты во всех районах была приблизительно одинаковой, места мебели и утвари, места для еды-и спанья были постоянными,- зависящими от расположения очага. Это водник (полки и вешалки для ведер и посуды) или заменяющие его стенные шкафы (дулапы), это ларь для муки, круглый низкий обеденный столик (после еды его вешали на стену), низенькие трехногие табуретки или подушки для сидения на полу. Спали у очага на полу или на глиняном, деревянном возвышении.
При переходе к двухкамерности положение очага иногда оказывало влияние на развитие планировки. Вполне вероятно, например, что в Страндже оно закрепило развитие дома «в глубину». Попытки пристроить вторую комнату впереди кышты были, но не привели к общей перепланировке дома. Таким образом, создалась отдельная ветвь в развитии жилища, которую можно счесть особым его типом (см. схему).
Второй ветвью можно считать жилище, развившееся путем пристройки холодного помещения {назад, врати, килер), куда была перенесена входная дверь, и по своим функциям близкого к сеням (Северо-Западные Родопы и Северо-Восточный Пирин). Все прочие варианты наземных двухраздельных домов на этой стадии их развития могут быть отнесены к третьему типу (наиболее распространенному). Наконец, к четвертому типу мы отнесем двухраздельные землянки Дунайской равнины, оригинальность планировки которых заключается в том, что в жилой комплекс включались помещения для скота, а в них, в свою очередь, строили ниши или глиняные возвышения {брег), где спали люди.
Жилище, состоящее из трех комнат и галереи (или вестибюля), — следующий этап в его развитии. Это наиболее характерная для второй половины XIX и первой половины XX в. форма традиционного жилища Болгарии. 'Комнаты были следующие: кышта, килер и спальня (соба, одая, мутвак и др.), в которой размещали и гостей. Соба была лучшей комнатой в доме, ее строили и обставляли наиболее «современно»: в ней прежде других комнат появились потолок, деревянные полы, широкие окна, городская мебель. Соба располагалась рядом с кыштой в стороне, противоположной килеру. Килер в трехраздельных домах был менее благоустроен: одно маленькое окно, глиняный пол. Кышта оставалась еще важным помещением, так как очаг продолжал быть центром домашней жизни, олицетворением семейного единства. Это кухня, столовая, отчасти рабочая комната и спальня для некоторых домочадцев. Как более старая часть дома, она сохраняла и более архаическое устройство: отсутствие окон, глиняный пол.
Уже говорилось, что отопительная печь эволюционирует лишь в Северной Болгарии. Она (это убедительно показала С. Георгиева-Стойкова) сначала была хлебной печью, которая постепенно переделывалась так, чтобы служила одновременно и для отопления. На юге хлебная печь не обогревала помещение. В горных домах она выдавалась из дома наружу, а на равнине лишь в конце XIX в. ее стали делать у дома в маленькой пристройке: до этого хлеб пекли в глиняных печах на улице или в золе очага. В южных и западных районах вторую комнату начали обогревать в конце XIX — начале XX в. теплом очага, горячими углями, раскаленными камнями, положенными на сковородку, или специальной жаровней (мангал). В XX в. по всему югу широко распространилась железная печка.
С пристройкой третьей комнаты, с дальнейшим развитием галереи и отопительной системы появилось больше возможностей для различных вариаций планировки. С усовершенствованием строительной техники жилище стало расти в высоту — прежде в горах и позднее на равнине.
В период со второй половины XVIII в. по 1877 г. (год освобождения от турецкого ига) жилище, в отличие от предыдущей эпохи, стало быстро изменяться. Это было время экономического и культурного подъема Болгарии (Болгарское Возрождение). Развитие производительных сил происходило быстрее в области скотоводства и ремесел, т. е. в горных районах страны. В сфере этих отраслей хозяйства раньше стали вызревать буржуазные отношения, создались условия для накопления капиталов, зарождения промышленности и известного экономического процветания. Неравномерное развитие хозяйства в разных областях страны отразилось и на жилище, которое усовершенствовалось медленнее в слаборазвитых районах и быстрее в прогрессирующих.
Отмеченные нами типы двухраздельных домов имели свое продолжение в трехраздельном жилище, каждое по-своему (исключение — дома Восточной Фракии, остававшиеся двухраздельными до XX в.).
В землянках и полуземлянках стали делать три комнаты (кышта, соба, задник), но спальные ниши в стойле при этом еще оставались. План землянок становится довольно произвольным, он зависит от удобства копать землю в том или ином направлении. В некоторых случаях помещения для людей и стойла располагались по двум осям, перекрещивающимся под прямым углом, чем достигалась большая изоляция людей от домашних животных.
До середины XIX в. землянки оставались преобладающим видом жилища в Придунайской низменности (в особенности между западной границей Болгарии и р. Янтрой). По статистическим данным 1888 г. в этой области отмечено еще 60,8% подземных жилищ (в иных местах — до 75%). Землянки строили не только в селах, но и в городах. Были даже церкви, школы, выкопанные в земле. В Плевенской околии еще в первой трети XX в. встречались села, почти целиком подземные. Таким образом, в Придунайской равнине, как и в смежных районах Румынии, существовала прочная многовековая традиция «подземной» архитектуры. Интересно, что она принадлежала целиком старожилам, и переселенцы из других областей ее не воспринимали.
В конце XIX и начале XX в. (по материалам из Плевенской околии) стойло, наконец, отделили от жилья, а жилая связь землянки стала подобной жилой связи наземных домов той же области, т. е. трехраздельной, с очагом в среднем помещении. Отсюда один шаг до выхода землянки на поверхность, чем и завершается линия развития этого типа жилища: оно сливается с наземным, распространившимся к этому времени на Дунайской равнине вместе с переселенцами, мастерами-строителями или другими путями, а частично, по-видимому, развившееся самостоятельно из плетневых хижин. Некоторые конструктивные черты землянок переходят на наземные постройки (устройство стойла с пологим входом в полуподвальном этаже, «соховая» конструкция крыш и земляные покрытия летних кухонь и пр.).
В другой окраинной области — Страндже — продолжалось развитие дама «в глубину» с амфиладным расположением комнат. Вдоль дома шла галерея (стобор), забитая наглухо досками, которая служила подсобным помещением. Более развитые формы домов были двухэтажными (внизу помещалось стойло, откуда в дом вела внутренняя лестница или люк), но они сохраняли архаическое внутреннее устройство: деревянный пол обмазывали глиной, потолка и окон в кыште не было. Дома строили и из балок, и каркасные, под четырехскатной крышей.
По-своему пошло развитие родопско-пиринского дома: третью комнату пристроили ко второй, играющей роль сеней. Такая жилая связь не характерна для Балкан и внешне близка восточно-славянскому и раннему западнославянскому жилищу. Случайно ли совпадение планировки, с определенностью сказать пока трудно. Против прямой связи говорит сравнительно позднее развитие таких домов в Болгарии и их типично болгарский интерьер.
Наиболее старинные дома этой планировки — срубные, в один этаж, с двухскатной досчатой крышей. Они сохраняются еще как реликт в некоторых селениях болгар-мусульман40. При развитии жилища в высоту сруб перешел в верхний жилой этаж, нижний (хозяйственный) стал каменным. Позднее фахверковая конструкция вытеснила сруб еще выше. Эта черта развития родопско-пиринского дома также оригинальна. Чердачное помещение (таван, буквально потолок) с бревенчатыми стенами в 60—70 см высотой используется как чулан и место для работы (тканье и пр.).
Тот тип двухраздельного дома, который мы отметили как наиболее распространенный, в процессе своего развития в трехраздельный дал несколько вариантов планировки.
На равнинах (исключая Восточную Фракию); а также в экономически слаборазвитых горных районах Западной и Центральной Болгарии с пристройкой третьей комнаты (со стороны, противоположной собе), дом приобрел форму вытянутого прямоугольника. Вдоль длинной стороны дома под навесом крыши располагалась узкая галерея, огороженная столбами. Ее глиняное основание (сулдурма, пруст, сайвант) несколько возвышалось над уровнем земли.
В возвышенных местах, помимо одноэтажных, стали строить и двухэтажные дома с той же планировкой верхнего жилого этажа. На галерею (чардак) вела внешняя лестница. Часто галерея занимала пространство только перед кыштой и килером, в то время как соба (одая) выдвигалась вперед, на линию столбов галереи. Это нарушение симметрии дома — следующий шаг в его развитии и очень характерная черта жилища Болгарии. В домах Западной Болгарии и в низменных районах она только намечается, в более развитых двухэтажных домах центральной части Болгарии и северных склонов Родоп она развита сильнее за счет более широкого чардака и соответственно дальше выдвинутой собы. Были здесь и такие дома, в которых вперед выдавался также и килер, но меньше, чем соба.
Сходство очертаний планировки и характер связи трех жилых помещений (они группируются вокруг кышты) позволяют отнести все варианты описанных домов к одному тину. Болгарские этнографы выделяют в особый тип (шопский) дома Западной Болгарии, отличающийся серединным расположением очага (позднее переместившегося к стене), отсутствием вытяжной трубы и другими чертами примитивизма в конструкции и интерьере. Выделяют также в тип среднеболгарского дома наиболее совершенный вариант прямоугольного асимметричного трехраздельного жилища. Думается, что эти дома можно считать ступенями развития одного и того же вышеозначенного типа. Среднеболгарский дом во второй половине XIX в. проник в область шопского варианта, а также на равнину (с волной переселенцев), слившись здесь с местной формой трехраздельного жилища и, возможно, повлияв на его развитие в высоту.
Утвердившаяся эстетическая концепция асимметрии в архитектуре привела к созданию не только вариантов внутри одного типа, но и новых типов планировки жилища. Таковы двух- и трехэтажные квадратные в плане дома, возникшие в Восточных Балканах и в Средних Родопах. Напомним, что это районы развития товарного скотоводства, ремесел и мануфактуры в период Болгарского Возрождения. Занятия эти требовали увеличения площади подсобных и рабочих помещений, мест для хранения сырья. Поэтому жители этих мест сильно расширяли галерею (веранду) второго этажа (дома эти только двухэтажные). В Восточных Балканах килер пристраивали к передней стене кышты вровень с краем галереи.
План дома получил квадратные очертания. Входную дверь в кышту стали делать в углу, где сходятся стены всех трех комнат, для этого пришлось срезать угол и устраивать тамбур. Вход с угла — одна из характерных черт интерьера и более развитого болгарского жилища.
Другим вариантом квадратного горного дома было родояское жилище, где веранда (потон) — закрытое помещение, связанное с низом внутренней лестницей. В потоне выгораживалась комната для гостей (кёшк), которая эркером нависла над первым этажом.
Новой чертой в жилой связи квадратных в плане домов было уменьшение в ней роли кышты, помещения по сути дела группировались вокруг чардака (потона): на Балканах чардак с двух сторон окружен комнатами, в Родопах центральное положение потопа еще более выражено, и во многих случаях он проникает внутрь дома. Потон, самое светлое и просторное помещение в доме, служил не только удобным рабочим местом, но и своего рода парадным помещением: в нем собирались гости во время праздников, а для приема небольшого числа гостей служило досчатое возвышение (пейка), устланное коврами и тканями, или (в более зажиточных домах) кёшк.
Расположение помещений в два ряда в условиях горного рельефа более целесообразно и с конструктивной точки зрения, чем объясняется распространение этой планировки за пределы области, в которой она родилась, и ее дальнейшее развитие. Эту моду разнесли и переселенцы, и строители-отходники.
С этой формой жилища ближе всего связан возрожденский тип дома — наивысшее достижение народной болгарской архитектуры в период до освобождения от турецкого ига. Это уже не областной, а скорее национальный тип жилища. Вместе с тем оно обнаруживает черты сходства с подобными домами у других народов, живущих в южных областях Балканского полуострова: в Македонии, Греции, Албании, Турции. Это жилище принадлежало зажиточному населению в крупных селах, ремесленных центрах и городах. Дома двух-трехэтажные, все этажи жилые. Планировка при многокомнатности сложна и разнообразна, но в ней есть одна общая черта: в центре находится прямоугольный вестибюль, «потомок» чардака, вошедшего внутрь дома. Этот вестибюль — наиболее парадное помещение в доме — с деревянным резным потолком, резными стенными шкафами, деревянными панелями стен или со стенной росписью, с традиционной софой, убранной пестрыми тканями и подушками, которая располагалась у противоположной входу стены со сплошным рядом окон. Большая часть комнат держалась для парадности, домашняя жизнь болгарских чорбаджиев протекала обыкновенно в трех комнатах, так как их культурный уровень и бытовой уклад существенно не отличались от простонародного.
В планировке возрожденского дома симметрия преобладает над асимметрией. Но последняя осталась во внешнем оформлении фасада, в архитектурных деталях, оживляя строгость правильных очертаний здания. Как правило, количество окон по одну и по другую сторону от входа было неодинаковым. Возрожденская архитектура оказала влияние на стиль позднейших построек, включая современные.
После освобождения от турецкого ига больший экономический вес в хозяйстве приобрело земледелие. Среди земледельческих областей Добруджа выделялась наиболее быстрым прогрессом в хозяйстве. Здесь развились, пожалуй, и наиболее сложные и разнообразные формы равнинного жилища, продолжая линию 2—3 раздельного прямоугольного, о котором мы говорили, и одновременно впитав черты балканского, фракийского и других типов домов, принесенные переселенцами и мастерами-строителями.
Одной из особенностей жилища Добруджи является наличие печи не только во второй, но и третьей комнате с топкой из среднего помещения. Другую его особенность составляет то, что комнаты с печами (собы) стали главными помещениями в доме. Кышта, в которой остается очаг и устье печи (или две топки), играет роль зимней кухни (летняя стоит во дворе), теплых сеней, коридора, и с потерей своей прежней роли уступила собе и свое название. Теперь теплые комнаты называются кыштами с прибавлением разных эпитетов: голямата къща (большая комната), малката къща (малая комната), горната (верхняя) и т. п. Прежняя кышта называется прустом или хаятом (вариант аят, фаят), т. е. словами, обозначавшими в более старых домах холодную прихожую (например, в землянках, во Фракии) или навес, крыльцо перед входом (например, в Страндже).
Дальнейшее развитие добруджанского дома происходит в ширину: рядом с теплой комнатой появляется килер, дом приобретает асимметричную форму, которая в более сложных формах уравновешивается. аналогичным помещением с другой стороны. Перед входом делают квадратное крыльцо под отдельной крышей. Есть варианты, когда печи переносятся к стене, разделяющей кышгу и килер, а хаят становится холодным коридором, утрачивая последние черты своего первоначального значения ядра дома.
Тенденция превращения кышты в коридор-сени в конце XIX—XX вв. намечается и во многих других районах Болгарии в процессе усовершенствования жилища. Г. Гунчев пишет, например, что когда в районе Вакарела (к востоку от Софии) дома стали двухэтажными, в нижнем этаже в XX в. иногда развивался жилой комплекс: кышта + одая + килер, где жили старики и где готовили пищу. Молодые члены семьи занимали второй этаж, где также была комната с очагом, но она уже скорее выполнила функции коридора. Последней ступенью развития дома, писал Г. Гунчев в 1933 г., является следующий его план: внизу кухня + одая + килер (или + зимник — хозяйственное помещение), наверху — кышта, служащая коридором, и четыре комнаты, которые уже редко называются одаями, а чаще по-городскому — стаями (по-болгарски литературно — «комната»). Планировка такого жилища приближается к городской.
В XX в. происходит задержавшееся развитие фракийского дома, который до первой мировой войны оставался двухраздельным. Усложнение его шло путем пристройки впереди каждой из двух комнат килера или стаи (холодных), т. е. развитие жилища шло в ширину и симметрично. Фракийский дом, как правило, оставался одноэтажным вплоть до второй мировой войны.
В заключение коснемся домов задруг, столь характерных для болгарского быта. По мнению чехословацкого исследователя В. Фролеца, в Западной Болгарии жилище больших семей прошло в своем развитии два этапа. Сначала задруга имела дом с одним очагом, у которого кормилась вся семья, и где она проводила день, спали же семейные пары в примитивных холодных постройках во дворе. Следующий этап — обитание всей семьи (по-видимому, уменьшившейся в размерах) в доме, при этом вначале все спали в общей комнате у очага, а впоследствии семейным парам стали выделять отдельные помещения.
Можно ли распространить на всю Болгарию первый этап устройства жилищ больших семей, пока сказать трудно, так как нет нужных материалов. Но много данных об обитании задруг в одном доме в XIX в. до освобождения от турецкого ига и отчасти позднее. Постепенно с усовершенствованием жилища и ростом культуры семейным парам стали отводить отдельные комнаты. Привело ли это к созданию новых типов жилища? Нам думается, что нет, если рассматривать эти типы с этнографической, а не с архитектурной точки зрения. Прибавлялись лишние коморы, клети, наконец, комнаты с очагами (Родопы, Странджа), но качественной разницы в характере жилища, в бытовом использовании его помещений не происходило. Малая семья имела кышту, комнату и килер. Большая семья имела ту же кышту, несколько комнат или килеров, или несколько комнат с очагами, но предназначенными для обогревания, а не для приготовления пищи, что весьма существенно. Поэтому дома задруг следует считать лишь вариантами типа жилища, распространенного в данной области.
Очень характерны для Болгарии «двойные», или «братские» дома, совместно построенные братьями, которые затем делят (частично или целиком) общее хозяйство. Это как бы два дома (типичной для данной местности планировки), соединенные вместе. Одна половина дома зеркально повторяет другую. Эти дома — дальнейшее развитие жилища большой семьи на стадии ее распада — еще яснее убеждают в том, что большесемейное жилище нет оснований выделять в особый тип.
В качестве итога изложенного предлагаем схему, на которой графически изображена общая картина развития жилища Болгарии и его типы, как они нам представляются.
Нарушение замкнутости этнографических областей, смешение населения вследствие внутренних переселений, распространение опыта строительства домов артелями отходников — все это приводило к созданию более общих типов жилища, а местами к простому вытеснению старых форм более новыми. Тенденции развития жилища становились все более общими. Изменение жилища происходило под знаком улучшения его благоустройства: выделение кухни и отдаление ее от жилых помещений, увеличение освещения, утепление, устройство коридора или прихожей для отделения жилых комнат от улицы, дифференциация в использовании помещений.
Многокомнатность, с другой стороны, влечет за собой увеличение вариантов планировки, дает простор для индивидуального творчества, представляет большие возможности для ломки установившихся канонов. Поэтому процесс развития жилища противоречив: происходит унификация одних его качеств и индивидуализация других.