После Грюнвальдской битвы (1410 г.), в которой Тевтонский орден потерпел сокрушительное поражение от объединенных сил Польши, Литвы и Руси, нападения немецких рыцарей на Гродно прекратились, и город начал постепенно отстраиваться и улучшаться. С 1413 года он стал уездным городом Тройского воеводства, в 1444 году ему было дано Магдебургское право. Город превратился во второй (после Вильнюса) по величине и красоте город Литвы.
После смерти Витовта Литва начала подпадать под влияние Польши. Основа для этого была заложена еще в Кревской унии (1386 г.), когда великий князь Литовский Ягайло, ставший польским королем, дал обещание подчинить Литву польской короне, и все население великого княжества Литовского обратить в католическую веру. После Витовта польские короли стали носить титул великих князей Литовских. Гродненский уезд вошел в число королевских экономий. Старый замок стал резиденцией польских королей.
В 1569 году, в результате Люблинской унии, образовалось объединенное польско-литовское государство Речь Посполитая. Польские магнаты получили привилегии на приобретение земель в белорусской и украинской частях Литовского княжества. Началось усиленное продвижение из Польши на восток польской шляхты и католической церкви.
В годы царствования короля Стефана Батория (1576—1586 гг.) Гродно, ставший почти постоянным местом его пребывания, приобрел большое политическое значение. Баторий принимал здесь иностранных послов, в том числе и послов Ивана Грозного.
В XV веке в архитектуре Гродно появились новые черты. Прежде всего изменился вид древней крепости, которая была коренным образом перестроена. Деревянные стены были заменены каменными; вместо старых башен, не удовлетворявших условиям новой военной техники, были сооружены более мощные; из старых башен сохранилась только круглая. Новый каменный дворец составил вместе со стенами и башнями феодальный замок, характерный для средневековой Европы. Весь замок превратился в монолитное целое, и княжеский дворец являлся неотъемлемой частью всей цитадели; наружная стена его служила одновременно и стеной всего замка. Небольшой храм, построенный в замке в начале XV века и называемый теперь условно Верхней церковью, играл скромную роль часовни. Замок утратил значение общественного центра, какое он имел в древнерусской крепости, и сохранил функции лишь княжеской резиденции и оборонительного сооружения.
Невдалеке от ворот крепости на месте будущего Нового замка был сооружен второй замок — Нижний, также обнесенный каменной стеной и имевший двое ворот. В этом замке, видимо, размещались княжеская свита и военный гарнизон. Примерный вид Старого (Верхнего) и Нижнего замков сохранился на гравюре XVI века. Изображенный на ней Domus Regia (дом правителя) был построен уже в то время, когда Гродно стал резиденцией польских королей.
Ко времени княжения Витовта некоторые историки относят основание первого костела в Гродно на месте будущего Фарного (позднее Гарнизонного). По архивным документам известно, что на этом месте строился костел в середине XVI века. Может быть, это была перестройка костела, уже существовавшего с XV века.
К этому же времени относится строительство третьей княжеской резиденции на месте будущего Бернардинского монастыря.
С сооружением костела и новой княжеской резиденции городской центр переместился от Старого замка к востоку. Здесь образовалась торговая площадь. Город расширился и в западном направлении, за речкой Городничанкой. В 1411 году Витовт поселил здесь, вблизи Борисоглебской церкви, жителей разоренного им псковского пригорода Коложи, в связи с чем стало называться Коложей и это гродненское предместье. Таким образом, периметр города в XV веке значительно увеличился. Его опорными пунктами были Старый и Нижний замки, Борисоглебская церковь и поселок коложан, новый костел и княжеская резиденция на месте будущего Бернардинского монастыря.
В направлении этих опорных пунктов прокладывались новые улицы с новой застройкой.
Жилая застройка XV века оставалась, по всей вероятности, такой же, как и в предшествующие века. Дома были небольшие деревянные; возможно, что в посаде они имели подклеты (как можно судить по гравюре XVI в.). Традиции русского деревянного зодчества усилились в связи с тем, что в Гродно поселилось большое количество коложан.
В архитектуре Гродно, как и в других городах Белоруссии, с XV века стали развиваться как бы две линии. Одна — постройки княжеские и господствующей верхушки; это были в большинстве случаев каменные сооружения, строившиеся в духе западноевропейской архитектуры. Другая линия — постройки народные, преимущественно деревянные. Их архитектура опиралась на русские и складывавшиеся белорусские традиции. Обе эти линии влияли друг на друга. Такое сложное .переплетение традиций и влияний характерно для развития всей белорусской архитектуры.
Примером первого направления в архитектуре Гродно XV века может служить Старый замок Витовта, остатки которого сохранились до наших дней. Представление о его внешнем виде дает изображение на упоминавшейся выше гравюре Цюндта и Адельхаузера, а также реконструкция, выполненная Т. Андреячеком по материалам Я. Войцеховского.
В Старом замке Витовта было пять башен, одна из них — въездная, с разводным мостом. Четыре башни были квадратные в плане, пятая — круглая, с диаметром примерно в 12 метров. Из этих башен не осталось ни одной. Въездная и круглая были разобраны во время перестройки замка при Батории, от остальных башен остались незначительные следы. Жилая часть замка — дворец — находилась на месте будущего дворца Батория (ныне здание музея). Под воротами въездной башни находилась тюрьма. Архитектура замка имела характерные готические черты.
О конструкции стен замка Витовта можно судить по их сохранившимся остаткам. Они имеют толщину до 3 метров и выложены рядами из необработанных камней и кирпича. Стены башен были большей частью облицованы кирпичом. И стены и башни укреплялись мощными контрфорсами, фундамент был заложен глубоко. Следует отметить, что система каменной кладки стен гродненского замка начала XV века очень сходна с каменной кладкой псковских и гдовских стен XIV—XV веков, что указывает на влияние русских строительных традиций. Возможно, что на строительстве этого замка работали коложане, плененные Витовтом.
О тесной связи литовской архитектуры XV века с традициями русского зодчества говорит также так называемая Верхняя церковь, открытая археологическими раскопками над Нижней церковью. Это небольшое сооружение напоминает древнерусские одноапсидные храмы. Она имеет точно такую же ориентацию, как Нижняя церковь, и вход с западной стороны. План церкви предельно прост, в нем выделена лишь апсидная часть, основной же объем представляет собой одно нерасчлененное помещение. По некоторым остаткам можно заключить, что перекрытие церкви было сводчатым.
Архитектура храма показывает, что литовцы, не имея в XIV веке сложившегося типа культового здания, стали строить его по образцу древнерусских православных церквей. Верхняя церковь имеет много общего с Нижней и Борисоглебской церквами в технике кирпичной кладки и в некоторых приемах архитектурной обработки (срезанные под углом в 45° углы стен и столбов и др.).
В XVI веке продолжается формирование нового центра города и его застройка к востоку от Старого замка. На месте бывшей княжеской резиденции строится Бернардин-ский монастырь с ксстелом, на восточной стороне центральной площади появляется величественное здание ратуши с высокой башней-В начале XVI века на месте нынешнего православного женского монастыря возводится соборная Пречистенская церковь. Из исторических документов известно, что в то время существовали еще церкви Воскресенская, Троицкая, Николаевская, Симеоновская и Честного Креста. За Город-ничанкой на Городнице в этот период появился королевский фольварк с деревянным дворцом.
В 1560 году в состав города был включен Занеман-скин форштадт, соединенный к этому времени с основной частью города постоянным мостом.
В XVI веке градостроительные мероприятия в Гродно начали в некоторой степени регулироваться. Так, в 1541 году был издан указ королевы Боны, ряд статей которого касался благоустройства города. В 1560 году было произведено так называемое уволочное измерение города и составлен список улиц и площадей. По этому списку видно, что на правом берегу Немана было 543 земельных участка, на Занеманском форштадте — 173. На центральной площади (старом рынке) стояла ратуша и размещались «клетки» с товарами (т. е. торговые лавки). В северной части города был Немецкий рынок (на месте будущего участка Доминиканского монастыря). Из улиц упоминаются Виленская, Коложанская, Миреницкая, Озерская, Новоинская, Демьяновская, Золотарская, Плебанская, Большая, Плытницкая, Садовническая, Мясницкая и др.
На Занеманском форштадте был рынок, улицы Горницкая, Новодворская, Лебенская, Рабеновская.
Общую картину города в XVI веке дает гравюра 1568 года. На обороте этого изображения имеется описание города на латинском языке.
На гравюре изображен момент встречи русского посольства с представителями польских властей. Вдали виднеется процессия русских, направляющаяся с дарами через мост к королевскому замку. Это событие развертывается на фоне панорамы города. Дорога от моста через Неман ведет к Нижнему замку, имеющему арочные ворота. За стенами этого замка, которые наполовину уже заменены частоколом, поднимается большое здание Domus Regia (дом правителя). Левее изображен Старый замок, соединенный с Нижним деревянным мостом. Справа от Нижнего замка видна православная каменная церковь (Templum muro circumdatum), обнесенная стеной. Это — соборная Пречистенская церковь, построенная в начале XVI века. Правее изображен римско-католический храм (Polonarum templum in urbo) — очевидно, Фарный костел. За ним стоит большое здание с башнями — это ратуша (Curia). Справа от ратуши виднеется скромная церковь — Симеоновская, стоявшая раньше где-то на Бригитской улице (ныне ул. К. Маркса). Ближе к Неману в начале теперешней Подольной улицы показан оригинальный по своим формам круглый в плане храм Честного Креста (Крестовоздвиженский). На левой стороне гравюры изображена, по-видимому, Коложская церковь, помещенная по ошибке на левом берегу Немана. Последнее является, по всей вероятности, ошибкой гравера, принявшего устье Городничанки за продолжение Немана. Причиной этой ошибки послужило видимо то, что гравюра делалась позднее, вдали от Гродно, по отдельным наброскам, рисованным с натуры.
Гравюра 1568 года, несмотря на ее схематичность и неточность, представляет все же большую ценность. Это единственный графический документ, который показывает нам архитектурный облик города в XVI веке. Она позволяет в некоторой степени представить себе его планировку и застройку в то время.
На переднем плане гравюры изображены жилые дома на Занеманоком форштадте. Это небольшие дома с двускатной крышей, подобные тем, которые нам уже знакомы по более раннему периоду. Но в отличие от домов, известных по раскопкам на Замковой горе, они, как правило, имеют подклеты, используемые для хозяйственных целей. Благодаря наличию высоких подклетов дома выглядят как двухэтажные. Вокруг некоторых из них имеются небольшие участки.
Интересно отметить, что среди жилых домов, особенно на правом берегу Немана (т. е. в основной части города), изображены дома фахверкового типа. Случайное ли это явление, или такие дома действительно строились в Гродно в XVI веке, сказать трудно. Они могли быть в действительности, ибо немцы строили свои дома в Гродно еще при Витовте, и этот тип жилищ мог дойти до XVI века. Можно отметить также, что дома фахверкового типа встречаются во второй половине XVIII века в застройке района Городницы, что указывает на возможность продолжения традиций фахверкового строительства.
На гравюре показаны разнообразные по формам православные церкви. Обращает на себя внимание, что ни одна из них не имеет характерных для русских храмов глав в виде шлемов или луковиц. Форма крыш самая разнообразная: тут и пирамидальная, и коническая в сочетании с двускатной и просто двускатная. В плане почти псе церкви имеют прямоугольную вытянутую форму. Совсем неожиданную и необычную форму имеет деревянная церковь Честного Креста. Она круглая в плане и имеет трехступенчатую композицию по вертикали. Каждый уступ перекрыт крышей в форме срезанного конуса или купола. Весь объем завершается небольшим куполом с крестом.
Такое разнообразие форм белорусских культовых зданий XVI века и их отличие как от западноевропейских, так и от русских сооружений такого рода объясняется тем, что с XIV века начинает развиваться самостоятельная культура складывающейся белорусской народности. В условиях политического и экономического угнетения белорусского народа самобытные черты его искусства не могли в достаточной мере проявиться в монументальной каменной архитектуре, которая целиком была в руках польско-литовской и окатоличившейся белорусской господствующей верхушки. Поэтому центр тяжести в развитии белорусской архитектуры с XIV века переместился на деревянное зодчество. Народное жилище и сельские церкви — вот где развивались в основном традиции зодчества белорусского народа.
Богатая художественная фантазия народных мастеров, плотников и резчиков по дереву рождала новые формы, новые декоративные мотивы. Но, к сожалению, это искусство XIV—XVI веков до нас не дошло. Сами по себе недолговечные деревянные постройки к тому же уничтожались беспрерывными войнами, которые велись на территории Белоруссии. Отражением этого искусства явились церковные сооружения Гродно, изображенные на гравюре XVI века.
Но наряду с этим основным направлением белорусского зодчества в Гродно, как уже отмечалось, существовало и другое направление, проводившееся польско-литовской господствующей верхушкой. Примером архитектуры этого направления может служить Старый замок, подвергшийся в 80-х годах XVI века коренному переустройству. От замка Витовта были использованы стены и башни (кроме въездной и круглой). Дворец был построен заново. Он стал больше прежнего и имел в длину 60 метров, а в ширину — 21 метр. Толщина наружных стен составляет внизу от 2 до 3,4 метра, а во втором этаже — до 1,6 метра. Внутренние стены имеют толщину 1,3—1,4 метра. Такая громадная толщина стен обусловливалась сводами.
Внешний вид замка и дворца во время Батория пред ставить себе сейчас трудно, так как никаких графические материалов того времени не существует, а отдельные отрывочные описания касаются лишь некоторых детален замка и для полного представления о нем недостаточны Предпринятые в 1927 году исследовательские работы по/ руководством Я. Войцеховского, имевшие целью подготовить материалы для реконструкции Старого замка дали результаты интересные, но все же недостаточные для того, чтобы вполне ясно представить себе, каким был замок при Батории.
В результате работы польских исследователей были найдены архитектурные детали, относящиеся к концу XVI века. Они говорят о том, что дворец был построен в формах архитектуры Возрождения. Расположение проемов на фасадах, выходящих в сторону города и в сторону двора, — несимметричное. Окна обрамлены тонкими ренессансными наличниками, на стенах в некоторых местах сохранились остатки сграффито. Внутри дворца были обнаружены остатки колонн (база и капитель), на которые опирались своды большого зала. Штукатурка внутренних стен были очень тонкой (5 мм) и выполнялась из шлифованного гипса. Я. Войцеховским были сделаны реконструкции планов первого и второго этажей, а также фасадов дворца. По его материалам сделана также реконструкция общего вида замка Батория, выполненная Т. Андреячеком и М. Куцмой.
В планах обращает на себя внимание свободное размещение оконных проемов сообразно с внутренней планировкой помещений. Очень скромное место занимают лестницы, ведущие на второй этаж. В плане второго этажа показаны оригинальные шестигранные эркеры на наружных углах дворца и один прямоугольный в плане эркер, расположенный между ними в середине северной стены. Специальным переходом дворец соединен с въездной башней.
Реконструкции внешнего вида дворца не отвечают точно времени Батория. В них включено все, что можно было предположить на основании собранного материала, включая сюда XVII и даже XVIII века, а декоративный аттик дворца является фантазией автора реконструкции; это относится также к невероятно сложной крыше.
Внутренняя отделка нижнего этажа была проста; пол выложен из кирпича, двери дубовые, в комнатах имелись камины. Королевские комнаты были богато украшены резьбой и изразцами, стены оштукатурены тонким гипсом, пол выложен мрамором и керамическими плитками1.
Таким образом, архитектура Старого замка в кони XVI века имела уже принципиально новые черты сравнению с замком Витовта, построенным в начале XV века. Эти новые черты заключались в том, что замок перестал быть только военной цитаделью, а стал парадной королевской резиденцией. Изменилась в нем роль дворца, который приобрел характер богатого палаццо и занял в замке господствующее положение. В это же время вместо старого деревянного моста, соединявшего Старый замок с городом, был построен каменный пятипролетный мост, существующий и поныне.
Создание дворца приписывается архитектору Скотто из Пармы, который построил для Батория также жилой дом в Гродно, так называемую Баториевку. Остатки дома и сейчас находятся на Советской площади.
Дальнейшая судьба Старого замка была такова. В XVII веке, после войны с Россией, когда город был взят князем Хованским, замок перестраивался. Перестройкой руководил литовский канцлер Пац. Работы этого времени сводились к переделке окон дворца, с которых были сняты наличники. Во дворе были возведены новые каменные постройки. В XVIII веке ко дворцу был пристроен легкий двухъярусный арочный портик, от которого остались фундаменты и детали колонн. По бокам этого портика, видимо, были террасы, огражденные балюстрадой. В портике, закрытом в нижнем ярусе, находилась, как уже указывалось, лестница, ведшая на второй этаж. Во времена Августа III (1733—1763 гг.) во дворце Старого замка помещалась свита и были размещены службы. В XVIII веке дворец еще раз перестраивался и совершенно утратил тот вид, который он имел при Батории. Надстройка третьего этажа над частью дворца была сделана в XIX веке.
Примечания
1. Описание дано по книге: J. Wojciechowski. Slary Zamel w Grodnie. Warszawa, 1938, S. 251.