Функциональное значение проспекта и прилегающих к нему территорий определяется размещением важнейших общественных, культурно-просветительных и торговых учреждений республиканского, областного и общегородского значения.
По своему значению, характеру застройки, благоустройству и поперечному профилю Ленинский проспект расчленяется на три отрезка: центральный прямой — от пл. Ленина до пл. Победы, протяженностью 2900 м; средний, частично криволинейный,— от пл. Победы до пл. Калинина, протяженностью 2700 м; въездной — со стороны Московского шоссе, протяженностью около 2000 м.
В первую очередь застраивался участок от ул. Свердлова до Центральной площади, затем магистраль была продолжена до пл. Победы. Участок от ул. Свердлова до путепровода через железную дорогу, в связи с необходимостью реконструкции сохранившейся малоэтажной застройки, был отнесен к последней очереди строительства.
На первоочередном участке и прилегающих улицах инженерно-строительные работы по благоустройству и озеленению были завершены уже к 1949 г. Создание в центральной части Минска вместо прежней узкой и искривленной улицы шириной 18—26 м новой прямой и просторной главной магистрали столицы с шириной проезжей части 24 м и тротуаров по 12 м каждый, вдоль которых были высажены 20—25-летние липы и установлены осветительные мачты, сразу же, несмотря на небольшой объем новой застройки, придало городу новый масштаб и своеобразие. Строительство магистрали сопровождалось смягчением рельефа и созданием более благоприятного продольного профиля, необходимого для современного транспорта. Так, около универмага территория была поднята на 1,5—2 м, а вдоль бокового фасада Дворца профсоюзов срез рельефа по трассе проспекта достиг 3 м. В связи с этим Красноармейскую улицу пришлось сделать тупиковой и у Дома офицеров устроить пешеходный спуск на Центральную площадь.
В 1948 г. началась застройка и благоустройство второй очереди центрального отрезка магистрали — от Центральной площади до пл. Победы, а в 1960—1962 гг. закончена пробивка проспекта в сторону пл. Ленина с выходом на Московскую улицу по новому путепроводу через Бобруйскую улицу и железнодорожную станцию.
Идея создания пл. Ленина относится к довоенному времени. Начало было положено постройкой Дома правительства. Сооруженный в 1929—1934 гг. и уцелевший во время войны, Дом правительства выдержал испытание временем. Характерный архитектурный образ, масштабность, лаконизм в использовании архитектурных средств, удобное расположение и планировка, органическая связь архитектуры с памятником В. И. Ленина придали зданию идейное звучание и большую художественную выразительность. Все это позволяет отнести Дом правительства к числу лучших произведений архитектуры советской Белоруссии.
В послевоенный период было внесено несколько проектных предложений по застройке площади. В итоге многовариантных проработок осуществлена площадь размером около 7 га, прямоугольная в плане, со сквером партерного типа.
На одной из продольных сторон площади, рядом с Домом правительства, в одном из вариантов намечается сооружение панорамного кинотеатра на 2500 мест. На этой же стороне будут реконструированы два жилых дома. С противоположной стороны площади построен новый главный корпус Белорусского государственного университета. По характеру архитектуры, масштабу, положению в застройке это здание хорошо вписалось в ансамбль и уровновесило застройку противоположной стороны площади.
Здание университета объемом 112 тыс. м3 расчленено на центральную, расположенную в курдонере шестиэтажную часть, и два боковых крыла. Правое крыло здания университета примыкает к корпусу медицинского института, который в результате реконструкции и надстройки также органически войдет в ансамбль площади. На остальной части этой стороны площади сооружено здание горисполкома, родственное по архитектуре Дому правительства и университету. Это современное по архитектуре здание — одно из лучших общественных сооружений, построенных в городе за последние годы. По продольной оси площади впереди существующего здания педагогического института намечается строительство его нового корпуса повышенной этажности, который станет главным архитектурным акцентом площади.
Проектирование и застройка площади были связаны с большими затруднениями, вызванными существующей застройкой, которая требовала, за исключением Дома правительства, основательной реконструкции. Немало трудностей пришлось преодолеть и при решении вертикальной планировки площади вследствие большого перепада в отметках продольных сторон; сложными оказались и транспортные развязки.
Центральный отрезок Ленинского проспекта застроен общественными и жилыми зданиями. При размещении каждого из общественных зданий учитывалась его роль в ансамбле центра. Первые этажи жилых зданий были использованы для размещения встроенных учреждений, главным образом торгового назначения.
Средняя высота 5—6-этажных домов вдоль проспекта составляет 20 м с отдельными повышениями для создания более выразительного силуэта застройки. При соотношении высоты зданий к ширине улицы примерно 1:2,5 на проспекте достигнута соразмерность масштаба застройки к пространству улицы, а также обеспечено хорошее восприятие архитектуры зданий под углом 30—35°. Общей гармонии ансамбля проспекта способствовала и принятая протяженность зданий — 100—120 м, расположенных вдоль красных линий проспекта. Соотношение высоты и протяженности зданий 1:5—1:6.
В застройке первой очереди проспекта большую роль сыграл архитектор М. П. Парусников, автор проектов ряда основных зданий на этом отрезке магистрали.
От пл. Ленина до Центральной площади примыкающие к Ленинскому проспекту локальные, но вместе с тем очень важные ансамбли Привокзальной площади, улиц Кирова и Свердлова, парково-спортивного комплекса стадиона «Динамо», ул. Ленина, получившей свое продолжение через пл. Свободы по Парковой магистрали в сторону к ЦПКиО, развивают архитектурно-пространственную композицию главного общественного центра города.
Реконструкция Привокзальной площади была начата еще в 1940 г. В послевоенный период первоначальный проект был переработан в соответствии с новыми градостроительными условиями. Привокзальная площадь и связывающие ее с Ленинским проспектом улицы Кирова и Свердлова в настоящее время представляет собой выразительный по своему решению архитектурный ансамбль, создающий парадный въезд в центр города со стороны железнодорожного вокзала.
Этот комплекс состоит из самой площади и связанного с ней отрезка улицы Кирова. Застройка площади, за исключением стороны, где расположен вокзал, завершена. В будущем вокзальные здания будут объединены и реконструированы. Благодаря цельности застройки северной продольной стороны площади, а также в результате реконструкции и благоустройства ее восточной торцовой стороны достигнута хорошая архитектурная организация пространства. Главный архитектурный акцент в композиции застройки — две 11-этажные башни жилых домов, симметрично расположенные относительно поперечной оси площади и оси улицы. Они играют и существенную роль в силуэте застройки города. Архитектурной выразительности ансамбля способствует застройка привокзального отрезка ул. Кирова, решенная в едином архитектурном плане.
Ул. Кирова в месте пересечения с ул. Свердлова в плане имеет плавный излом. На значительном протяжении от этого излома с одной стороны улица застроена, а к другой примыкает парк стадиона «Динамо». На этой благоустроенной, красивой улице расположен ряд общественных зданий областного и республиканского значения и гостиница «Беларусь». Ул. Свердлова, ведущая с пл. Ленина к южным и юго-восточным жилым районам города, после войны также реконструирована и застроена новыми общественными и жилыми зданиями. Здесь расположены Институт народного хозяйства, технологический институт им. С. М. Кирова и др.
В центральной части города расположен спортивный комплекс «Динамо», сооруженный в 1946—1953 гг. На месте бывшего стадиона и разрушенных кварталов, в прошлом застроенных малоэтажными домами, построен стадион с трибунами на 40 тыс. зрителей, ряд спортивных площадок для легкой атлетики, создан парк, где посажены многолетние деревья. С Ленинским проспектом стадион «Динамо» связан Комсомольским бульваром. Эта короткая, но очень нарядная зеленая улица завершена со стороны проспекта расположенной по оси бульвара изящной башенкой на административном здании, а с противоположной стороны — входом на стадион.
Большое значение в архитектурно-пространственной организации центральной части Минска принадлежит и ул. Ленина, которая получила свое законченное целостное решение только на участке от ул. Кирова до пл. Свободы. С пл. Свободы через новый путепровод ул. Ленина продолжена до Парковой магистрали, которая в настоящее время реконструируется. Здесь сооружается ряд жилых и общественных зданий. Среди них киноконцертный и спортивный зал на 6 тыс. мест, гостиница «Интурист», Дом моделей и др.
На пл. Свободы проведены отдельные реконструктивные мероприятия, построено новое здание консерватории, два жилых дома со встроенными общественными учреждениями, осуществляется строительство десятиэтажного здания проектных институтов. Это здание играет важную градостроительную роль: будучи обозримым со многих точек, особенно со стороны Парковой магистрали, оно организует окружающее пространство, а также замыкает перспективу площади со стороны Ленинского проспекта. Однако ансамбль пл. Свободы еще не завершен. Его окончательное решение неразрывно связано с реконструкцией Центральной площади.
Организация Центральной площади — одно из самых значительных реконструктивных мероприятий при формировании нового центра города. Прямоугольная по форме площадь размером 220X170 м создана на месте разрушенных в военный период кварталов плотной капитальной застройки. Площадь примыкает к старому скверу, с двух сторон которого еще в довоенное время были сооружены здание ЦК КП Белоруссии и окружной Дом офицеров. Здание ЦК КПБ, наряду с Домом правительства,— одно из лучших общественных зданий столицы. Это — монументальное, выразительное по архитектурному образу и лаконично решенное сооружение. Оно расположено на возвышенности и хорошо просматривается.
Центральная площадь создана по оси здания ЦК КПБ и сквера. Хотя в плане сквер и площадь читаются как единое целое, в натуре же площадь из-за высоких деревьев сквера, расположенного к тому же на повышенных отметках, пространственно им ограничена. Со стороны сквера площадь окаймлена гранитной подпорной стенкой, по середине которой расположены гранитные правительственные трибуны. Со стороны Дома офицеров устроен спуск. У главного входа в сквер установлен бюст народного поэта Белоруссии Янки Купалы. На одной из сторон площади сооружены Дворец культуры профсоюзов и Музей Великой Отечественной войны. На противоположной стороне площади размещены угловой жилой дом, здание Центрального телеграфа и здание облисполкома. Спокойная, масштабно решенная застройка создает благоприятный архитектурный фон для размещения в будущем на площади главного в архитектурном отношении здания.
Смежное расположение Центральной площади с пл. Свободы и архитектурным ансамблем у Парковой магистрали, а также существующий рельеф местности, который позволяет организовать движение в разных уровнях, создают благоприятные условия для организации здесь новых комплексов общественных зданий и пешеходных связей.
К Центральной площади, перпендикулярно Ленинскому проспекту, прилегают улицы Энгельса и Красноармейская. На ул. Энгельса расположен Белорусский государственный академический театр им. Янки Ку-палы, детский театр, Дворец пионеров и ТЮЗ. Красноармейская улица заканчивается у площади пешеходным спуском. На этой улице, в районе центра, расположены республиканская библиотека им. В. И. Ленина, здание ЦК комсомола Белоруссии и районных организаций, учебный корпус университета, Дом юннатов и др.
По своему архитектурно-пространственному решению отрезок Ленинского проспекта от Центральной площади до пл. Победы резко отличается от предыдущего отрезка (от ул. Свердлова до Центральной площади). Здесь магистраль, проложенная по насыпи, проходит по озелененной пойменной части р. Свислочь, возвышаясь над парковыми массивами. С этого участка магистрали раскрываются красивые панорамы в сторону пл. Парижской коммуны, в центре которой расположено здание театра оперы и балета, в сторону общественных и жилых зданий вдоль улиц Коммунистической, Фрунзе и Янки Купалы, в сторону детского парка им. Горького и здания цирка.
Одна из сторон ул. Янки Купалы застроена. Она характеризуется цельностью архитектурного решения. Основной композиционный узел — место пересечения с Ленинским проспектом. Два угловых здания повышенной этажности образуют своеобразный въезд на Центральную площадь. У детского парка им. Горького отрезок улицы проходит вдоль реки. В застройке Коммунистической улицы привлекает внимание курдонер перед зданием телецентра, замыкающий перспективу одной из главных аллей парка им. Янки Купалы.
Ландшафт этого района города оживляет расширенное водное зеркало р. Свислочь, окаймленное бетонными набережными со сходами. В этом же районе восстановлен исторический памятник — домик, в котором происходил первый съезд РСДРП в 1898 г. Над широкой озелененной поймой реки господствует здание театра оперы и балета и административное здание.
Прямолинейный участок проспекта завершается монументальным обелиском, установленным в центре пл. Победы в честь воинов Советской Армии и белорусских партизан, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны. По архитектурному замыслу пл. Победы служит переходом от больших открытых пространств к обычной городской застройке.
.....текст остутствует......
С противоположной стороны по этой оси с отступом от красной линии расположено здание филармонии, замыкающее перспективу ул. Веры Хоружей, и два жилых дома с продовольственными магазинами. Один из них («Столичный») на 50 рабочих мест — крупнейший в республике.
Размещенные по торцам площади здание института физкультуры и восьмиэтажный жилой дом со встроенными административными учреждениями и кафе в застройке самой площади играют подчиненную роль.
Однако при подходах к площади они приобретают немаловажное градостроительное значение, замыкая перспективы отдельных отрезков улиц и магистралей. На границе площади, напротив института физкультуры, сооружен новый самый крупный в Белоруссии универмаг на 300 рабочих мест.
Несмотря на отдельные недостатки, пл. Якуба Коласа, созданная за короткий срок в результате реконструкции малоценной застройки (опорным зданием был институт физкультуры), несомненно, один из лучших архитектурных ансамблей столицы.
На Ленинском проспекте, между площадями Якуба Коласа и Калинина, за послевоенные годы сооружен ряд жилых и общественных зданий. Главный архитектурный узел здесь образует реконструированный и значительно развитый за эти годы комплекс зданий политехнического института и Академии наук БССР. Пл. Калинина завершает второй отрезок Ленинского проспекта. С трех сторон она застроена жилыми зданиями со встроенными торговыми учреждениями. Четвертая сторона раскрыта в сторону зеленых массивов Ботанического сада и парка им. Челюскинцев. Свободное пространство площади занято партерным сквером.
Основа композиции застройки площади — два жилых здания повышенной этажности. Одно из них занимает доминирующее положение на самой площади, а второе здание, выделяющееся современным архитектурным обликом, замыкает въездной отрезок Ленинского проспекта. Новый вход в парк им. Челюскинцев, а также развивающийся рядом с парком спортивный комплекс усиливает значимость пл. Калинина.
Большая по объему и разнохарактерная по архитектуре сохранившаяся довоенная застройка затруднила достижение архитектурного единства второго отрезка Ленинского проспекта. Однако благодаря созданию ряда целостных архитектурных узлов (прежде всего пл. Якуба Коласа) и коренной реконструкции благоустройства и озеленения магистраль производит благоприятное впечатление.
Между пл. Калинина и началом Московского шоссе расположен въездной прямолинейный отрезок Ленинского проспекта протяженностью 2 км. По застройке и благоустройству он отличается от предыдущих отрезков. Застройка здесь преимущественно односторонняя, так как на большом протяжении к магистрали примыкают парк им. Челюскинцев, детская железная дорога и озелененная территория будущей республиканской выставки достижения народного хозяйства. Большая ширина магистрали (71 м) дает возможность со стороны застройки создать бульвар. На отдельных отрезках он уже существует.
В этом районе построены здания Института механизации сельского хозяйства, кинофабрика «Беларусьфильм», выходящий на магистраль новый корпус часового завода и др. Облик застроенной части магистрали значительно обогащается ансамблем примыкающего к проспекту бульвара им. Толбухина. В ближайшие годы на въездном отрезке Ленинского проспекта будут осуществлены большие реконструктивные мероприятия.
С противоположной стороны в юго-западном направлении продолжением Ленинского проспекта являются улицы Московская и Чкалова, входящие в состав городского диаметра. Московская улица в основном уже застроена, предстоит лишь завершить формирование площади и реконструировать отрезок улицы у бетонного моста. Ул. Чкалова на отрезке от аэропорта до площади у развилки с Брилевской улицей застроена с обеих сторон ритмично размещенным и близким по архитектурному решению комплексом жилых домов. Угловые части жилых домов, выходящих на площадь у аэропорта, повышены, что создает необходимый акцент у въезда на магистраль. Здание аэропорта, подобно железнодорожному вокзалу, замыкает перспективу магистрали, а с противоположной стороны прямой отрезок ул. Чкалова будет замкнут новым зданием башенного типа, сооружение которого намечается на площади у развилки рядом с гостиницей «Спутник». В ближайшие годы намечается закончить реконструкцию этой площади, а также второй части ул. Чкалова.
В системе городских магистралей второе по значению место (после Ленинского проспекта) принадлежит Могилевскому шоссе. В результате намечаемой пробивки этой магистрали к центру города образуется второй городской диаметр. До войны и в первые послевоенные годы Могилевское шоссе было загородной дорогой и соединяло основное ядро города с обособленным в то время поселком автозавода.
Семикилометровая, слегка искривленная в средней части магистраль членится в плане на три отрезка: головной прямолинейный отре-зок от железной дороги до поймы ручья Слепянка, средний отрезок между поймой ручья и железнодорожным переездом и въездной отрезок, пересекающий жилой район автозавода.
В первую очередь магистраль была застроена и благоустроена в пределах жилого района автозавода. В последующем на всем протяжении магистрали стали возникать жилые кварталы, микрорайоны, общественные и производственные здания. К сожалению, качество застройки самой магистрали недостаточно высокое.
В архитектурно-планировочном решении Могилевского шоссе привлекает внимание ширина магистрали и ее развитый поперечный профиль, ритмичное чередование застроенных отрезков улиц и открытых пространств площадей, зеленых массивов. Все это позволяет улучшить архитектурный облик магистрали.
В прошлом в застройке магистрали были допущены существенные недостатки. Жилые дома вдоль Могилевского шоссе были расположены по периметру улицы, несмотря на неблагоприятную северную ориентацию и неудобства, связанные с движением транспорта. Магистраль в значительной степени застраивалась по разрозненным типовым проектам, которые часто менялись, что нанесло немалый ущерб облику застройки. Кроме того, протяженность и высота зданий оказались на практике немасштабными относительно основных параметров магистрали. Эти недостатки, выявившиеся в основном во второе послевоенное десятилетие, в немалой степени явились следствием неправильно понятого некоторыми архитекторами содержания борьбы с архитектурными излишествами.
Преодолевая эти недостатки, градостроители Минска в последние годы усилили внимание к ансамблевой застройке Могилевского шоссе и прилегающих к нему районов. В недалеком будущем здесь возникнут новые архитектурные ансамбли. В головной части Могилевского шоссе началось строительство комплекса научно-исследовательских учреждений и ряда жилых домов.
Большое значение для облика Могилевского шоссе будет иметь застройка на отрезке между мотовелозаводом и Западным поселком. В районе ручья Слепянка по ул. Щербакова выполнены большие реконструктивные работы. На месте снесенной малоценной застройки к северу от Могилевского шоссе возник новый микрорайон, панорама застройки которого хорошо обозревается с магистрали. К югу от Могилевского шоссе ведется строительство нового микрорайона и комплекса Института народного хозяйства. В последующем у магистрали разместятся здания повышенной этажности и значительной протяженности.
На севере этого отрезка предстоит завершить благоустройство парка Заводского района с комплексом спортивных сооружений и закончить застройку прилегающего жилого района. Большое влияние на архитектурный облик Могилевского шоссе окажет новая застройка магистрали, окаймляющая парк с северо-запада. Достаточно раскрытая со стороны Могилевского шоссе, эта магистраль будет способствовать пространственному развитию архитектурного ансамбля Могилевского шоссе.
В месте пересечения Могилевского шоссе с Долгобродской улицей формируется общественный центр Заводского' района. На месте существующей площади и прилегающих к ней территориях размещен ряд общественных зданий. Сооружается высотная гостиница «Турист», намечено строительство крупного универмага. В пределах жилого района автозавода Могилевское шоссе также реконструируется. У въезда в город застройка магистрали будет обогащена панорамой нового микрорайона, сооружаемого в районе Ангарской улицы. Повышение этажности зданий позволит устранить монотонность в облике магистрали и придать ей новый, укрупненный масштаб.
Застройка Могилевского шоссе решается в органической связи с застройкой прилегающих районов, что особенно важно для правильного размещения сети культурно-бытового обслуживания. Для того чтобы снять с магистрали интенсивные потоки грузового и транзитного пассажирского транспорта в районе Могилевского шоссе, в генеральном плане намечаются соответствующие мероприятия. На всем протяжении завершается полная реконструкция магистрали. Ее проезжая часть расчленена разделительной зеленой полосой. Вдоль фронта застройки создаются широкие зеленые полосы. Намечаются и другие мероприятия по застройке магистрали, площадей и прилегающих районов, по благоустройству пойменных территорий и парковых массивов. Это создаст необходимые удобства для населения и позволит улучшить архитектурный облик второго городского диаметра.
Застраиваются и реконструируются такие важные городские магистрали и улицы, как улицы Якуба Коласа, Горького, Республиканская, Мясникова, Парковая магистраль и др. Одни из них уже в большой степени застроены. Однако в связи со строительством жилых массивов или групп зданий здесь возникают архитектурные ансамбли, которые вносят новые черты в застройку магистралей. Другие — подлежат коренной реконструкции, в результате чего они неузнаваемо преобразятся.
Особенное значение, в частности, приобрела проблема реконструкции прилегающих к центру города улиц Мясникова, Республиканской, Немиги, где у сохранившейся малоэтажной застройки технический износ довольно высок. Ул. Немига в настоящее время непригодна для большого транспортного движения. Ее ширина (с тротуарами) не превышает 12 м. Между тем улицы Немига и Мясникова в системе городских магистралей должны выполнять функции дублера Ленинского проспекта в центральной и наиболее оживленной части города.
Расположенные в этом районе Республиканская улица и ее продолжение — ул. Опанского, образуют выход из центра к новым жилым микрорайонам и в зону массового загородного отдыха. В связи с этим оказалось необходимым значительно расширить Республиканскую улицу и смягчить ее продольный уклон. Кроме того, при реконструкции трамвайные пути были перенесены на параллельно расположенную Обувную улицу.
В конце Республиканской улицы находится Юбилейная площадь — административно-общественный центр Фрунзенского района города. До последнего времени площадь была неблагоустроена, на значительной части ее периметра сохранилась ветхая деревянная застройка. Все это обусловило необходимость первоочередной реконструкции Республиканской улицы и Юбилейной площади. На площади размещены здания районных организаций, кинотеатр «Беларусь», жилые здания со встроенными в первые этажи торговыми учреждениями. В ближайшие годы завершится реконструкция Парковой магистрали. Улицы Колхозная и Совхозная будут застроены зданиями повышенной этажности. Таким образом образуется главный выход из центра города в зону массового загородного отдыха у Заславльского водохранилища.
Из рассмотренного опыта застройки магистралей и площадей особый интерес представляет формирование главной магистрали и всего центрального ансамбля Минска. Прогрессивными чертами опыта застройки являются:
- комплексное осуществление застройки магистралей, площадей и прилегающих к ним районов;
- достижение ансамблевых качеств застройки на основе тщательно разработанных проектов при соответствующем авторском надзоре;
- многоплановость и контрастность, разнообразие и соподчиненность отдельных элементов в композиции застройки, объединенной общим градостроительным замыслом;
- решительное преобразование бедного ландшафта с организацией водного зеркала и парковых массивов;
- быстрый эффект в озеленении улиц и площадей благодаря посадке взрослых деревьев;
- умелое использование рельефа местности при размещении сооружений и вместе с тем коренное его преобразование для достижения более благоприятных в транспортном и архитектурном отношениях продольного уклона основной городской магистрали;
- использование для построения выразительных архитектурных ансамблей безвредных в санитарном отношении производственных зданий;
- активное введение монументов и малых архитектурных форм как средств усиления идейного звучания и достижения художественной выразительности в ансамблях магистралей и площадей.
Естественно, что архитектурно-планировочному решению центра Минска присущи недостатки, свойственные творческой направленности архитектуры первого послевоенного десятилетия: элементы украшательства на фасадах отдельных зданий, приверженность к периметральным приемам застройки и др. В нужной степени еще не решены задачи изоляции центра от интенсивных потоков транспорта, что в современных условиях уже создает неудобства для населения. Мало было зарезервировано участков для перспективного строительства общественных комплексов, коммунально-хозяйственных сооружений, крупных автостоянок и др. В свете современных градостроительных требований, новых социальных задач, а также в связи со значительным ростом численности населения Минска возникла необходимость дальнейшей реконструкции и развития общегородского центра города, его магистралей, площадей.
Отмеченные недостатки не снижают значения прогрессивных черт в застройке центрального ансамбля города. Творческое критическое использование этого опыта с учетом современных требований позволит в ближайшие годы создать в Минске новые архитектурные ансамбли.