«Города и поселки должны представлять собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей»1.
В свете этих требований возникла необходимость существенно пересмотреть ранее составленный проект планировки Минска и по-новому решить проблемы, связанные с промышленным развитием и дальнейшим размещением производительных сил, организацией расселения, системой культурно-бытового и транспортного обслуживания и т. д.
Тенденции развития основных градообразующих отраслей народного хозяйства Минска за 1957—1960 гг. показали, что установленная в проекте планировки численность населения города будет достигнута в более короткий срок. В связи с этим возникла необходимость разработки нового проекта планировки Минска. Эта работа была поручена Минскпроекту. Для составления нового проекта потребовалась напряженная двухлетняя работа авторского коллектива белорусских градостроителей, которым в процессе проектирования серьезную помощь оказала группа специалистов НИИ градостроительства и районной планировки б. АСиА СССР, Гипрогора РСФСР, отдела планировки и застройки городов Госстроя СССР.
Принципиально новыми в проекте планировки, утвержденном в 1965 г., являются следующие положения:
- технико-экономические основы (ТЭО) развития Минска в отличие от всех предыдущих ТЭО проектов планировки решались во взаимосвязи с разработанной Белгоспроектом схемой размещения производительных сил и расселения по территории Минского промышленного района;
- генеральный план города решался в комплексе со всей пригородной зоной Минска;
- в свете новых социальных требований существенным изменениям была подвергнута планировочная структура жилых и промышленных территорий города. В качестве основного структурного элемента жилой зоны был принят жилой район (вместо микрорайона в генеральном плане 1958 г.), а в промышленной зоне определены границы и заложены основы планировки существующих и новых промышленных районов;
- существенно пересмотрена и развита система городских магистралей и по-новому решена их классификация. В частности, предусмотрена система специальных городских дорог со скоростным и ускоренным движением;
- улучшена композиция генерального плана. Достигнута более стройная система построения главного и местных общественных центров, система озеленения, обводнения и т. д. Более благоприятные очертания в плане приобрели границы городской территории;
- значительно изменено строительное зонирование города. Застройку Минска намечено осуществлять многоэтажными зданиями (5—9 и более этажей). Малоэтажная и индивидуальная усадебная застройка, занимавшая значительное место в предыдущих проектах, была исключена;
- в будущем все капитальное строительство в Минске намечено осуществлять только заводскими методами.
В соответствии с начертанными в новой Программе КПСС принципами рационального размещения производительных сил и устранения чрезмерной скученности населения в больших городах, со всемерным развитием небольших и средних городов дальнейшее размещение новых промышленных предприятий в Минске не предусматривается, за исключением запроектированных и строящихся, а также предприятий, призванных обслуживать нужды города.
Для Белоруссии особенно актуальна задача пропорционального развития городов, так как большинство городов республики (примерно 80%) насчитывает до 10 тыс. жителей, а средняя численность населения в городах БССР (кроме Минска) в 1,5 раза меньше, чем в городах Советского Союза.
В связи с этим, исходя из схемы районной планировки Минского промышленного района, все новые промышленные предприятия, тесно связанные с существующей промышленностью города, предусматривается располагать не в Минске, а в пределах промышленного района. Это относится и к филиалам действующих предприятий. Один из первых примеров такого решения — создание нового Белорусского автомобильного завода в г. Жодино в 20 км от Минска. Сначала здесь возник филиал Минского автозавода, который перерос затем в самостоятельное крупное предприятие.
Перспективное размещение новых предприятий в промышленном районе на площадках, обеспеченных транспортными связями, водными и энергетическими ресурсами, создает весьма благоприятные условия для планомерного развития промышленности и для организации рациональной системы расселения. Если в настоящее время на города промышленного района (кроме Минска) приходится одна четверть всего объема промышленного производства, то на перспективу их доля может повыситься до 55%. При этом предполагается, что удельный вес населения Минска по отношению ко всему населению, проживающему в промышленном районе, снизится соответственно с 66 до 51%.
На базе тяготеющей к Минску промышленности получат значительное развитие города Борисов, Молодечно, Слуцк, Вилейка, Жодино, Дзержинск, Солигорск, Столбцы. В самом Минске большой рост промышленного производства будет достигнут главным образом в результате повышения производительности труда и развития автоматизации.
Один из факторов, определивших перспективную численность населения Минска,— намечаемое увеличение градообслуживающей группы населения с 16,2% на 1/1 1963 г. до 23%, а также рост относящихся к градообразующей группе научных учреждений, средних и высших учебных заведений.
Возрастающая роль науки определяет значительное развитие в Минске сети научно-исследовательских учреждений, специальных конструкторских бюро, проектно-технологических институтов с базовыми лабораториями республиканского и союзного значения. Намного возрастет число студентов высших и средних учебных заведений.
Общий объем строительства в городе увеличится примерно в 3 раза. В результате технического перевооружения строительной индустрии, полного перехода к заводскому домостроению численность кадров строительных организаций предполагается сохранить на существующем уровне.
Перечисленные факторы и определили проектную численность населения в основном ядре Минска около 1 млн. человек. Кроме того, в жилых поселках городского типа, расположенных в пригородной зеленой зоне, будет проживать примерно 150 тыс. человек.
Комплексная разработка проекта планировки города совместно с проектом пригородной зоны позволила более обоснованно решить проблему расселения Большого Минска. Наряду с дальнейшим развитием основного исторически сложившегося города в пригородной зоне предусматривается реконструкция и развитие ряда существующих, а также строительство нескольких новых населенных мест, которые окажутся на расстоянии 8—15 км от новой городской черты.
Преобладающая часть населения основного города, так же как и планировочных образований городского типа в пригородной зоне, будет занята по месту жительства, благодаря чему существенно сократится количество трудовых поездок между основным городом и жилыми пригородами. Такая организация расселения обусловлена размещением в пригородной зоне ряда новых градообразующих объектов и предполагаемым выводом из города в пригородную зону некоторых действующих предприятий и научных учреждений. Она вызвана также необходимостью резервирования в пригородной зоне территорий для мест массового отдыха и других объектов, нужных крупному столичному, интенсивно развивающемуся городу.
Новые планировочные образования в пригородной зоне Минска организуются, как правило, на базе существующих поселений. В связи с организацией учреждений массового отдыха будет развиваться ряд городских поселков в пригородной зоне, таких, как Ждановичи, Ратомка, Заславль, Острошицкий городок и др.
Общая площадь территории города и прилегающего к нему района в радиусе до 40 км составляет около 290 тыс. га. Сюда включается вся территория Минского района и частично территория прилегающих Ло-гойского, Смолевичского и Дзержинского районов. По функциональным признакам эти территории разделены на три зоны:
- собственно Минск в границах проектной городской черты; лесопарковый пояс шириной 5—10 км от границ проектируемой городской застройки общей площадью около 50 тыс. га, где будет находиться часть учреждений массового отдыха и некоторые объекты коммунального хозяйства (водозаборы, очистные сооружения и др.);
- периферийная часть пригородной зоны общей площадью около 220 тыс. га, используемая для организации мест массового отдыха, размещения населенных мест городского и сельского типа, новых промышленных, складских и транспортных объектов и т. п.
Значительная часть периферийной территории пригородной зоны предназначается для развития ряда отраслей сельского хозяйства, необходимых для обеспечения города продуктами животноводства и птицеводства, овощами и фруктами.
Расширится территория и самого города. Если к началу 1962 г. она составляла 11,7 тыс. га с селитебной территорией 6330 га, то к концу осуществления нового проекта планировки эти показатели возрастут соответственно до 19,3 тыс. га и 12,8 тыс. га. Для этого имеются резервные территории с благоприятными условиями главным образом в юго-восточном, юго-западном и северо-западном направлениях.
С ростом жилого фонда на перспективу примерно в 3 раза площадь селитебных территорий только удваивается. Это будет достигнуто путем более интенсивного использования для городской застройки участков, занятых малоценной малоэтажной застройкой, в результате перехода на строительство в основном пятиэтажных, а также и более высоких зданий, рационального использования территорий, занятых под складские базы с частичным их выносом за пределы города, и использования территории бывших полей фильтрации.
В итоге к концу расчетного срока город будет иметь компактный план. В западном направлении сохраняются значительные резервы территории, которые могут быть использованы для непредвиденного на расчетный срок или последующего территориального расширения города.
При функциональном зонировании городской территории предусматривается возможное сохранение и развитие уже сложившихся жилых и промышленных районов и транспортных устройств. Существенные изменения в зонирование вносятся либо в случае необходимости, когда нужно учесть новые социальные требования по созданию наиболее благоприятных условий для проживания населения, либо по экономическим и эстетическим соображениям.
В новом генеральном плане промышленные предприятия и склады предполагается организовать в виде промышленных или промышленноскладских районов. В таких районах предусмотрены мероприятия по кооперированию, комплексная организация транспорта, единые инженерные сети, центры общественного обслуживания. Вместе с тем организация промышленных районов должна способствовать решению архитектурно-художественных задач. В настоящее время составляются детальные проекты планировки отдельных промышленно-складских районов.
Интересен опыт развития одного из таких районов. В первый период здесь выборочно выделялись участки для строительства отдельных баз без общего планировочного замысла. В итоге начали появляться отдельные объекты с самостоятельными котельными, транспортными связями, энергетическим хозяйством. Стало очевидным, что такой путь развития неэкономичен, значительно затрудняет транспортное обслуживание, в частности не позволяет организовать железнодорожные подходы.
Было принято решение, хотя и с некоторым опозданием, о срочной разработке детального проекта планировки всего района, на основе которого здесь сейчас развивается все хозяйство. Вместо многочисленных существующих и проектировавшихся котельных была предложена одна котельная, получившая соответствующее развитие; по-новому, в увязке с общей планировочной структурой города, решены автомобильные и железнодорожные подъезды, определено место для общественного центра этого района, намечены резервы для последующего развития и т. д. Строительство инженерных подземных коммуникаций, дорог, котельной осуществляется застройщиками на долевых началах.
В генеральном плане промышленные районы с учетом степени вредности предприятий окаймляются защитными зелеными зонами. Часть этих предприятий, безвредных в санитарном отношении, сохраняется вблизи жилой застройки или располагается непосредственно в жилой зоне.
Промышленные предприятия, мешающие рациональной организации санитарной зоны и являющиеся источниками вредностей, которые невозможно устранить, намечаются к выводу из санитарной зоны во вновь организуемые промышленные районы на периферии города, в пригородную зону или в другие города Минского промышленного района. Освобождаемые при этом производственные здания и сооружения будут использованы для размещения безвредных производств, обслуживающих предприятий, коммунальных учреждений и т. п.
Для селитебной зоны выделены наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом отношении территории, расположенные вблизи основных мест приложения труда. При этом учитывается необходимость гармоничного, компактного развития городского плана.
Развитие селитебной зоны будет идти по двум путям:
- по пути территориального расширения зон и освоения свободных участков;
- по пути внутренней реконструкции и повышения плотности жилого фонда в сложившихся кварталах с малоценной застройкой.
Основными районами нового жилищного строительства, располагаемого на свободных территориях, являются: на северо-востоке города — Зеленый луг и деревня Большая Слепня; на юго-востоке — площадка, освобождающаяся после закрытия полей фильтрации; на юге — деревни Чижовка и Лошица, район, прилегающий к комбинату строительных материалов, и район, прилегающий к Южной улице; на западе — районы улиц Харьковской, Опанского, Раковского шоссе, деревни Масюковщина и др. Все эти районы благоприятны для размещения многоэтажной жилой застройки.
Внутренняя реконструкция охватывает почти все территории с домами усадебного типа и малоценной малоэтажной застройкой, причем часть усадебной застройки, расположенная преимущественно на периферийных территориях, где строительство велось в послевоенные годы, будет реконструирована после расчетного периода. Однако не исключено, что моральный износ этого жилья наступит значительно раньше и сроки реконструкции приблизятся.
Предполагается, что благодаря интенсивному жилищному строительству в будущем норма жилой обеспеченности достигнет примерно 12 м2 жилой площади на одного жителя; это позволит обеспечить каждую семью отдельной благоустроенной квартирой.
Новую жилую застройку намечается осуществлять многоэтажными жилыми домами заводского изготовления. Часть застройки намечается осуществить в виде зданий повышенной этажности. Более высокие жилые здания будут сооружены в ответственных в градостроительном отношении местах: в главном общественном центре города и в общественных центрах планировочных районов, у въездов в город, на главных магистралях, на участках с повышенным рельефом. Кроме того, в дальнейшем здания повышенной этажности разместятся в реконструируемых районах, что позволит снизить здесь стоимость строительства.
В масштабах, вытекающих из перспективных социальных требований, определены расчетные объемы строительства культурно-бытовых учреждений. Норма обеспеченности населения детскими учреждениями должна повыситься примерно в 3,5 раза, а масштабы школьного строительства позволят осуществить односменные занятия во всех школах.
Значительно разовьется сеть больничных учреждений. Возникнут крупные комплексы многопрофильных, а также специализированных больниц. Количество больничных коек на 1000 жителей увеличится примерно в 1,5 раза. Часть новых больничных комплексов разместится в пригородной зоне,
Развитие учреждений торговли и общественного питания, как и других видов обслуживания, предусмотрено в размерах, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей населения.
Большое развитие на перспективу получат учреждения культуры. Предполагается строительство клубов и дворцов культуры при крупных предприятиях. Намечается также строительство специализированных учреждений культуры, строительство новых театральных зданий. Примерно в 5—6 раз должно возрасти количество мест в кинотеатрах, что с учетом роста численности населения позволит примерно в 3 раза повысить существующий уровень обеспеченности населения зрительными местами.
В Минске зарезервированы территории для строительства республиканской выставки достижений народного хозяйства, зоологического парка (они расположены у въезда в город со стороны Московского шоссе), крупных спортивных комплексов и др.
Но не только в количественном росте жилья и культурно-бытовых учреждений заключается решение социальных задач. Не менее важно и то обстоятельство, что значительный рост жилищного и культурно-бытового строительства в Минске, как и в других городах нашей страны, будет сопровождаться качественными изменениями в формах организации жилых массивов и культурно-бытового обслуживания.
Этот процесс активно происходит уже сегодня. Он находит конкретное воплощение в практике застройки жилых районов и микрорайонов, в развитии и совершенствовании стройной ступенчатой системы учреждений культурно-бытового обслуживания.
Кроме системы обслуживания населения жилых групп, микрорайонов и жилых районов проектом планировки предусматривается развитие сети обслуживания в общественных центрах планировочных районов, общегородском центре, а также в местах массового загородного отдыха. В систему обслуживания будут включены и учреждения, располагаемые в общественных центрах промышленных районов.
Для выявления прогрессивных форм и приемов социально-бытовой организации новых жилых массивов большое значение имеет дальнейшее развитие экспериментального строительства. В этой связи значительный интерес представляют материалы проведенного конкурса на составление экспериментального микрорайона «Восток», который намечено разместить на территории деревни Б. Слепня. В конкурсе приняли участие пять творческих коллективов: ЦНИИЭП жилища (Москва), Белгоспроект, Минскпроект, кафедра архитектуры Белорусского политехнического института и Институт строительства и архитектуры Госстроя БССР. Эти конкурсные проекты, несмотря на различия между ними, выгодно отличаются от рассмотренных в главе «Жилищное и культурно-бытовое строительство» проектов микрорайонов более последовательным внедрением прогрессивных принципов планировки и застройки.
В проектах выявлено многообразие возможных форм организации жилой застройки и системы обслуживания населения, дан ряд предложений по расширению номенклатуры крупнопанельных жилых и общественных зданий и их укрупнению (в частности, интересно предложение по созданию школьного городка), значительное внимание уделено рациональному решению вопросов транспортного обслуживания и инженерного оборудования. Размещение микрорайона у главной магистрали — Ленинского проспекта — обусловило включение в его застройку 9—16-этажных крупнопанельных зданий. Благодаря использованию в проектах застройки микрорайона зданий смешанной этажности и большой протяженности значительно повышена плотность жилого фонда при сохранении удобств проживания, устранена монотонность застройки при использовании типовых крупнопанельных зданий. Пройдет несколько лет и в головной части Ленинского проспекта возникнет новый выразительный архитектурный ансамбль.
Всего в городе намечено создать 33 жилых района с населением 25—50 тыс. человек в каждом. Жилой район проектируется как планировочное образование с четко выраженным общественным центром, главной улицей и с зелеными насаждениями общего пользования, входящими в общегородскую систему озеленения. В каждом жилом районе предполагается организовать несколько микрорайонов, которые в свою очередь будут члениться на жилые группы.
В соответствии с предусмотренной проектом планировки структурой проектирование жилых массивов теперь осуществляется в границах жилых районов с последующим составлением проектов застройки первоочередных микрорайонов.
Примером крупного жилого района, который намечается создать в южной части города, может служить проектируемый район у деревни Чижовка. Вытянутая в широтном направлении территория жилого района с юга ограничена кольцевой магистралью, а с севера — парком у водохранилища и поймой реки. Основные магистрали и улицы членят жилой район на несколько микрорайонов.
У пересечения основных магистралей запроектирован главный общественный центр. Он состоит из размещенного на обособленной территории общественно-торгового комплекса, к которому, с южной стороны примыкает группа учреждений коммунального обслуживания, и культурного центра, расположенного в парке по другую сторону главной площади. Спортивные учреждения района расположены в основном на пойменной территории и частично в парке, прилегающем к водохранилищу. Поскольку жилой район вытянут в плане для достижения нормативных радиусов обслуживания, дополнен с запада и востока подцентрами, которые одновременно служат и центрами микрорайонного значения.
Жилая застройка микрорайонов расчленена на группы с учетом обеспечения удобного обслуживания населения. Предусмотрено сооружение зданий смешанной этажности (5; 9 и в отдельных местах 14 этажей), что позволяет повысить плотность жилой застройки жилого района (брутто) до 3500 м2/га.
Ритмичное размещение вдоль главных магистралей зданий повышенной этажности и значительной протяженности, замыкание основных перспектив высотными акцентами, использование выразительного рельефа местности, композиционная связь застройки с парком — все это будет способствовать достижению необходимых художественных качеств застройки при дальнейшей проработке проекта и его осуществлении в натуре.
Второй район расположен на территории существующего города и прилегает к его центральному ядру. Он ограничен магистралями городского значения.
В этом районе особое значение приобретает ул. Веры Хоружей, так как она связывает пл. Якуба Колеса с ЦПКиО. При сложившихся опорной застройке и планировочной структуре южнее ул. Веры Хоружей предстоит завершить реконструкцию трех крупных кварталов с организацией сети учреждений повседневного обслуживания. Что касается основной территории района, расположенной севернее ул. Веры Хоружей, то незначительный объем опорной, а также усадебной застройки даст возможность совершенно по-новому организовать здесь жилой массив. В застройку вдоль главных магистралей включены здания повышенной этажности, что позволит более экономично осуществить реконструктивные мероприятия, эффективно использовать ценную территорию.
Общественный центр рассматриваемого района предполагается совместить с центром планировочного района. Он будет состоять из двух частей: торгового центра и культурного и спортивного комплексов. Обе части центра будут соединены широким зеленым бульваром.
Из рассмотренных примеров видно, что в условиях сложившегося города жилые районы могут различаться по своей планировочной структуре. На свободных территориях представляется возможным организовать застройку целиком по новым принципам, а в сложившихся районах приходится учитывать состояние опорной застройки и существующие магистрали, в связи с чем структура реконструируемых жилых районов может отличаться от первых. Общим же для них будет новая прогрессивная организация ступенчатой системы обслуживания населения, а также вынос транзитных и интенсивных потоков городского транспорта за пределы жилых массивов.
В дальнейшем жилые районы города будут сгруппированы в семь планировочных районов, в состав которых войдут промышленно-складские районы и зоны отдыха, расположенные в пределах городской черты. Планировочные районы можно рассматривать и как административные городские районы, включающие комплексы мест приложения труда, жилище, учреждения обслуживания и отдыха.
В каждом планировочном районе предусмотрено создать развитый общественный центр с большим парком и спортивным комплексом. В среднем численность населения жилого района составляет примерно 140 тыс. человек.
Границы планировочных районов определились трассами железных дорог и скоростных магистралей, руслами рек и массивами зеленых насаждений. Среди планировочных районов по-прежнему основным является центральный район, архитектурно-планировочной осью которого служит Ленинский проспект с примыкающей к нему группой ансамблей. Общегородской центр радиальными магистралями связывается с центрами планировочных районов, которые в свою очередь связаны между собой кольцевой магистралью. В итоге намечается организовать стройную систему общественных центров города. Некоторые из общественных центров планировочных районов уже формируются, например общественные центры Заводского и Советского районов.
Главный общественный центр города будет развиваться в пределах центрального городского района, ограниченного с юга железной дорогой, а с других сторон существующими и проектируемыми магистралями городского значения. В этом центральном городском ядре площадью свыше 1000 га главный общественный центр города займет территорию примерно 400 га, а на остальной территории будет осуществлена коренная реконструкция нескольких жилых районов. Территориальное развитие общественного центра будет продолжаться по обе стороны Ленинского проспекта, но главным образом центр будет развиваться в северо-западном и юго-восточном направлениях вдоль Парковой магистрали и р. Свислочь.
Застройка и благоустройство Парковой магистрали находятся в стадии реконструкции и ее архитектурный облик в целом еще не определился. Однако в силу специфических природных и планировочных условий можно ожидать, что магистраль с прилегающим районом будет представлять собой интересный и своеобразный архитектурный комплекс, органически связанный с существующим общественным центром столицы. Это позволит значительно расширить организующее влияние главного архитектурного ансамбля города.
Значение Парковой магистрали и ее продолжения — ул. Ленина, после того как она будет выведена непосредственно к Могилевскому шоссе, сильно возрастет, так как вместе они образуют второй городской диаметр. Особенность композиции новой магистрали — ее раскрытие в сторону реки и заречных далей и многоплановость в размещении застройки. Односторонняя застройка Парковой магистрали будет контрастно сочетаться со свободным размещением объемов отдельных спортивных сооружений в озелененной среде на противоположной стороне магистрали. В недалеком будущем архитектурный облик района Парковой магистрали обогатится панорамой высотных зданий, размещенных вдоль магистрали и в заречной части на месте подлежащей реконструкции деревянной усадебной застройки. Примыкающий к Парковой магистрали жилой район реконструируется.
В системе застройки центра сохраняется главное архитектурное значение Центральной площади. Предстоит завершить ее реконструкцию, а также реконструировать площадь Свободы. На Центральной площади намечается строительство крупного общественного комплекса, хорошо обозримого с Парковой магистрали и заречных далей. Для этого потребуется осуществить полную реконструкцию старой застройки на склонах. Это позволит обеспечить пространственные связи Центральной площади с пл. Парижской коммуны (у оперного театра), организовать удобные пешеходные связи с системой центральных парковых массивов, набережными реки, существующими и проектируемыми комплексами спортивных сооружений, учреждениями культуры и др.
Развитие общественного центра в юго-восточном направлении с пробивкой нового отрезка ул. Ленина потребует осуществить коренную реконструкцию в основном ветхой жилой застройки. В будущем желательно вывести из этого района промышленные предприятия. Расчистка реки и благоустройство ее берегов, устройство вдоль набережных широких бульваров, размещение в пойменной части ряда общественных комплексов, коренная реконструкция прилегающего с северо-востока жилого массива, расположенного на выразительном рельефе,— все это неузнаваемо преобразует облик района.
В границах общественного центра между Первомайской улицей и улицами Мясникова и Немига предлагается ограничить дальнейшее развитие жилищного строительства с тем, чтобы в будущем при постепенной реконструкции старой малоценной застройки здесь разместить новые здания общественных и культурно-бытовых учреждений городского и местного значения, а также развить зеленые насаждения общего пользования.
Окончательное решение планировки и застройки общественного центра города связано с размещением здесь конкретных объектов строительства и потребует, естественно, дальнейших многовариантных проектных проработок и организацию конкурсов. Выполненный к проекту планировки города эскиз застройки центрального района — только начало этой работы.
Организация новых общественных зданий в виде комплексов, расположенных на отдельной, хорошо озелененной территории, четкое зонирование территории по функциональным признакам, резервирование необходимых площадей для размещения разнообразных обслуживающих коммунально-хозяйственных сооружений (в том числе крупных автостоянок), осуществление мероприятий по изоляции общегородского центра от интенсивных транзитных потоков транспорта при сохранении его доступности для населения, организация в центральном районе безопасных пешеходных связей — все эти современные прогрессивные принципы планировочной организации общественных центров в той или иной степени намечаются уже в первых проектных предложениях. Они будут осуществляться с учетом сложившейся планировки центра и существующей ценной опорной застройки. При этом важное значение имеет творческое развитие ряда ценных качеств сложившегося общегородского центра. Его реконструкция и развитие будут осуществляться постепенно, в соответствии с новыми градостроительными требованиями.
Особого внимания потребует решение транспортных задач, в том числе задач, связанных с изоляцией общественного центра от интенсивных потоков транспорта. Проблема организации городского транспорта — одна из наиболее серьезных градостроительных проблем Минска.
Актуальность этой проблемы обусловлена как значительным развитием городского транспорта, так и упомянутыми существенными изменениями планировочной структуры города, вытекающими из новых социальных задач.
Город Минск — один из крупных транспортных узлов, в которых развитая сеть внутригородских связей сочетается с густой сетью транзитных магистралей. Быстрый рост населения города и увеличение его территории вызвали интенсивный рост пассажироперевозок. Только за 1951 —1960 гг. объем этих перевозок возрос в 3,1 раза. При таком большом росте объема пассажирского движения транспорт города работает с большим напряжением.
За послевоенные годы в целях улучшения транспортного движения основное внимание было уделено созданию магистральной сети центра и радиальных направлений, связывающих центр с промышленными и жилыми районами.
Несмотря на осуществленные работы по совершенствованию и развитию магистральной сети города, при составлении нового проекта планировки, в свете современных требований организации городского транспорта в таком крупном городе, как Минск, возник ряд новых транспортных проблем, органически связанных с планировочной структурой города и его пригородов. Стало очевидным, что в дальнейшем традиционная система радиально-кольцевых магистралей не позволит в полной мере решить задачи организации транспорта в соответствии с современными требованиями. В связи с этим в проекте планировки система городских магистралей значительно скорректирована и развита. Предусматривается создание дифференцированной по характеру движения системы городских дорог со скоростным и ускоренным движением, системы магистралей общегородского и районного значения, городских улиц микрорайонного значения, специальных дорог для грузового транспорта, мероприятия по ограждению центра города от транзитных потоков.
В условиях сложившегося города при наличии значительной по объему опорной застройки создание новой структуры городских магистралей потребовало многовариантной проектной проработки и вызвало наибольшие трудности при составлении нового проекта планировки Минска. В окончательном варианте намечено построить скоростные дороги, трасса которых примерно повторяет направления основных городских диаметров — с северо-востока на юго-запад и с юга-востока на северо-запад. Второе направление у центра разветвляется, окаймляя центральный район города и парковую зону, а затем идет к крупнейшему месту загородного отдыха у Заславльского водохранилища.
Система городских дорог со скоростным и ускоренным движением должна обеспечить надежную и безопасную на высоких скоростях транспортную связь между удаленными районами быстро растущего города и пропуск транзитных потоков автомобильного транспорта, городских пассажирских экспрессов. Большую часть городских дорог намечается проложить вдоль пересекающих городскую территорию железных дорог и долин рек. Пересечения дорог с остальными магистралями города, как правило, предусматриваются в разных уровнях.
Система магистралей общегородского значения включает в себя ряд сложившихся магистралей города и, прежде всего, два его главных диаметра с дублерами.
К числу магистралей общегородского значения относятся улицы Горького — Немига — Мясникова, Первомайская, которые и сейчас в пределах центра частично служат дублерами Ленинского проспекта Новая структура магистралей общегородского значения благодаря созданию системы полноценных магистралей-дублеров позволит разгрузить движение на основных диаметрах. Кроме того, эта система соединит между собой центры планировочных районов и обеспечит кратчайшие связи между основными жилыми районами, главными местами приложения труда и местами отдыха.
Западный дублер Ленинского проспекта (улицы Горького — Немига — Мясникова) получит полноценное развитие благодаря намечаемой пробивке к ул. Советских пограничников (с устройством путепровода над железной дорогой), а также в результате коренной реконструкции района ул. Немига. Предполагается реконструкция и восточного магистрального дублера Ленинского проспекта с частичной пробивкой новых улиц, что позволит в пределах большей части Ленинского проспекта значительно уменьшить движение пассажирского транспорта.
К настоящему времени застроены преимущественно северная и северо-восточная части городской территории, где образовалась довольно густая сеть городских магистралей и улиц. В южной и западной частях города, где намечается разместить основной объем нового жилищного строительства, для нормального транспортного обслуживания требуется создать ряд новых магистралей и улиц. Сейчас строится полукольцо, которое в будущем соединит район ул. Маяковского с улицей Долгобродской. В связи с освоением крупного жилого района Чижовка предусматривается магистраль районного значения, ведущая к Могилевскому шоссе.
В градостроительном отношении интеоесно предложение по созданию новой радиальной магистрали общегородского значения, которая свяжет кратчайшим путем центр города с центрами новых районов, образуемых у южного водохранилища. Магистраль пройдет вдоль парковой зоны и реки. Новые магистрали позволят обеспечить равномерное транспортное обслуживание населения во всех районах города. Для нормальной организации движения транспорта и пешеходов предусматривается строительство путепроводов, тоннелей и подземных пешеходных переходов.
Особое место в решении городского транспорта занимает проблема разгрузки центра от интенсивного пассажирского движения. Изоляция центра от интенсивного пассажирского движения и легкового транспорта представляет серьезную, трудно разрешимую задачу. Сложность заключается в том, что Ленинский проспект в настоящее время — это не только парадная магистраль, но и главная транспортная артерия города с интенсивным движением. Кроме того, на проспекте сосредоточены основные учреждения культурно-бытового обслуживания общегородского значения, ряд учебных заведений и др. По этой же магистрали в основном проходят потоки зрителей, направляющихся на крупнейший в городе стадион.
По мере развития города эти трудности становятся все более ощутимыми. Между тем высокая интенсивность движения пассажирского и легкового транспорта по главному проспекту противоречит его функциональному назначению как общественного форума города.
В связи с этим в основных положениях по развитию городского транспорта предполагается, что разгрузка центра от интенсивных потоков пассажирского движения будет в значительной степени решена в результате создания полноценных дублеров Ленинского проспекта, а также, пропуска экспрессных линий и транзитных пассажирских потоков по скоростным дорогам, которые пройдут по направлениям, повторяющим направления главных диаметров.
Поскольку эти мероприятия не могут в достаточной степени снять пассажирское движение с центрального отрезка Ленинского проспекта, а упоминавшиеся дублеры несколько удалены от него, возникает проблема пропуска пассажирского транспорта по улицам Кирова и Интернациональной, расположенных по обе стороны между Ленинским проспектом и магистралями общегородского значения.
Генеральным планом предусматривается дальнейшее развитие пассажирского транспорта города: троллейбусного и автобусного движения, трамвая. Кроме того, изучается вопрос о возможности строительства в Минске новых видов скоростного пассажирского транспорта. Организация работы всех видов внутригородского транспорта должна обеспечить минимальные затраты времени для связи между наиболее удаленными районами города (в пределах 30—35 мин.),
Один из важнейших элементов в проекте планировки города — система зеленых насаждений: сеть парков, садов, озелененных пойм рек, защитных зеленых насаждений, образующих единую систему, связанную с водными пространствами. Зеленые диаметры пересекут город в нескольких направлениях и соединятся с лесопарковым поясом. Основу системы зеленых насаждений на будущее составит главный зеленый диаметр, который будет начинаться от зоны массового отдыха у Заславльского водохранилища и пройдет через всю территорию города.
Эта система зеленых насаждений в пределах города будет дополнена парками в планировочных и жилых районах, микрорайонными садами. В итоге должна быть создана единая система лесопаркового и внутригородского озеленения, что позволит значительно улучшить санитарно-гигиенические условия проживания во всех районах города и будет способствовать решению архитектурно-художественных задач, обеспечивая органическое слияние архитектуры с природой.
Предполагается, что площадь зеленых насаждений общего пользования в пределах города достигнет примерно 2400 га. Это позволит увеличить норму зеленых насаждений общего пользования до 23 м2 на 1 жителя, что примерно в 2 раза превысит современное состояние. В лесопарковом поясе площадь зеленых насаждений увеличится с 14,3 до 20,1 тыс. га. В местах загородного отдыха и на основе существующих лесных массивов предусматривается организовать шесть лесопарков общей площадью 17 тыс. га. Для подготовки посадочного материала предстоит значительно расширить площади существующих питомников и цветочного хозяйства и создать новые в лесопарковом поясе.
Большое внимание при дальнейшем развитии Минска будет уделено организации массового отдыха населения. Социальное значение этих мероприятий трудно переоценить. Последовательное сокращение рабочего дня, рост материального благосостояния и культурных запросов предъявляют большие требования к организации мест массового отдыха, их благоустройству, озеленению, обеспечению культурно-бытовым и медицинским обслуживанием.
Предполагается, что летом за город будет выезжать в организованном и индивидуальном порядке около половины населения, а остальное население Минска будет отдыхать в пределах границ города. В связи с этим в равной степени должны быть созданы благоприятные условия для отдыха как в самом городе, так и в пригородной зоне.
Решение этой задачи возможно при последовательном осуществлении системы учреждений отдыха как части всей системы культурно-бытового обслуживания. Организация в городе микрорайонных садов, садов и парков жилых и планировочных районов, системы зеленых насаждений общегородского значения, функциональное зонирование этих территорий на зоны тихого и активного отдыха с учетом возрастного состава, соответствующее благоустройство и оборудование этих зон здоровья, размещение в них спортивных комплексов и необходимых культурно-бытовых учреждений, а также намечаемые мероприятия по очистке воздуха и обводнению создадут необходимые условия для здорового отдыха горожан в пределах самого Минска.
Основная часть мест массового загородного отдыха, как упоминалось, сосредоточена в северо-западной части пригородной зоны, прилегающей к Заславльскому водохранилищу. Значительная часть мест отдыха расположена вблизи поселений: Острошицкий городок — Околица — Раубичи, Городище — Волма — Волчковичи. Организация этих территорий в пригородной зоне решается в комплексе с обводнением р. Свислочи и устройством водохранилищ на речках Птичь, Вяча, Волма и др.
В пределах самого города возникнут новые водохранилища на ручье Слепянка, а также на р. Лошице, в южной части города, с созданием здесь зеленых массивов.
Водоснабжение Минска для хозяйственно-питьевых целей и в дальнейшем будет идти за счет использования подземных артезианских вод, причем водопотребление возрастет на перспективу примерно в 3 раза. Для технического водоснабжения промышленных предприятий намечается использовать воды р. Свислочь с учетом ее обводнения в результате строительства Вилейско-Минской водной системы.
В соответствующих масштабах возрастет и сеть канализации, а также мощность очистных сооружений. Последовательное расширение станции аэрации обеспечит очистку сточных вод.
Значительно увеличится размер потребления городом электроэнергии. Собственные источники энергоснабжения, а также включение Минска в единую северо-западную энергосистему позволяют обеспечить перспективные потребности города. Теплоснабжение города намечено от существующих ТЭЦ (с соответствующим их расширением), новой ТЭЦ, а также от районных котельных. Дальнейшее развитие получает система газоснабжения. По мере роста мощностей источников электроэнергии в будущем газ в быту постепенно будет заменен электроэнергией.
Таким образом, генеральным планом предусматривается в соответствующих масштабах развитие всех видов инженерного оборудования и благоустройства, что позволит создать необходимые удобства для проживания городского населения.
В проекте планировки большое внимание уделяется архитектурнопланировочной композиции будущего Минска как средству достижения его художественной выразительности. Намечаемая архитектурно-планировочная организация позволит создать еще более красивый город, удобный для проживания населения.
Этому будет способствовать:
- компактная структура городского плана, получающая четкие очертания;
- стройная система общественных центров, состоящая из общегородского центра и центров планировочных, а также жилых и промышленных районов;
- гармоническое равномерное развитие в различных частях города системы магистралей;
- использование местных природных условий, в частности особенностей рельефа Минска, и одновременно активное преобразование ландшафта города и пригородной зоны;
- использование в застройке зданий повышенной этажности с размещением высотных акцентов в центральном ядре города, в центрах планировочных районов, у главных въездов в город;
- живописное размещение комплексов жилых и общественных зданий с включением в их композицию зеленых массивов и водных пространств, раскрытие на магистрали внутренних пространств микрорайонов и их общественных центров, использование для застройки разнообразных по протяженности и этажности зданий, активное использование в архитектуре зданий цвета, новых устойчивых синтетических отделочных материалов, включение в застройку высокохудожественных малых архитектурных форм.
Одна из важных эстетических задач заключается в том, чтобы при постепенном развитии город на каждом этапе обладал известной цельностью архитектурного облика. Послевоенный опыт развития Минска и, в частности, его центрального ансамбля подтверждает возможность такого решения.
В планировке и застройке города с многовековой историей определился ряд ценных градостроительных качеств. При последующем развитии Минска осуществление коренных реконструктивных мероприятий важно сочетать с преемственностью. Это — непременное условие достижения индивидуальности художественного облика города.
Перспективы дальнейшего развития Минска уже сегодня ясно вырисовываются в новом проекте планировки, проектах застройки на ближайшие годы. Новые качественные изменения, которые произойдут в планировке и застройке города, в частности в системе расселения и культурно-бытового обслуживания, будут способствовать решению главной социальной задачи коммунистического строительства — удовлетворению все возрастающих материальных и духовных потребностей населения.
Примечания
1. Программа и устав КПСС. М., Политиздат, 1962, стр. 160.