Одной из основных форм художественной обработки льна было так называемое «браное» тканье из многоцветной льняной пряжи. Рисунок таких тканей носил геометрический характер и был основан на изображении орнаментальных растительных мотивов, стилизованных животных, птиц, всадников и забавных человеческих фигурок, называемых «ефимками». Преобладающим цветом всегда был ярко-красный, получивший широкое применение в самых разнообразных видах северного народного искусства. В XVIII в. трудоемкое браное тканье постепенно вытесняется более простой техникой набойки, которая давала почти неограниченные возможности для фантазии художников, переводивших на деревянные набойные доски, а с них на домотканый холст самые разнообразные орнаментальные мотивы. Таким образом, основным украшением народной одежды служила традиционная многоцветность, которая придавала костюму декоративную нарядность, соответствующую вкусам простого народа, метко называвшего свои яркие и пестрые ткани «пестрядью».
Костюм знати и духовенства отличался от народного костюма дорогой «заморской» основой (шелк, бархат, тафта и пр.) и богатством отделки золотым, серебряным, жемчужным шитьем и драгоценными камнями. Выстилая нитями «пряденого» золота и серебра большие орнаментальные плоскости, мастерицы создавали высокохудожественные многоцветные композиции. Но особое развитие получило при устюжском девичьем Спасо-Преображенском монастыре шитье так называемым северным жемчугом, который добывали во многих реках северного края и, в частности, в Северной Двине. Мягкая белизна и матовый блеск северного жемчуга были издавна опоэтизированы русским народом, как символ чистоты и святости, поэтому его использовали в основном для украшения богатых, праздничных девичьих одежд, головных уборов и различных предметов церковного обихода. В музеях нашей страны собраны богатые коллекции северного золотого и жемчужного шитья, основной темой которого обычно растительный орнамент, соответствующий стилю и художественным вкусам эпохи.
Каждого исследователя Великого Устюга неизменно поражает многообразие художественной культуры этого «города умельцев», где помимо рассмотренных художественных промыслов развивались также и многие другие, основанные как на местном, так и на привозном сырье. Среди последних особенно интересно искусство резьбы по кости, где местные мастера сумели создать серию прекрасных ларцов и шкатулок, не уступающих знаменитым холмогорским. Лучшие примеры устюжской резьбы по камню — прекрасный каменный крест, выполненный в 1626 г. для часовни святого Прокопия и резные каменные плитки придела Всех Святых церкви Вознесения.
В 20-х годах XVII в. устюжские часовщики Виричевы собрали и установили первые «бойные часы» на Спасской башне Московского Кремля. По всей Руси прославились также изделия устюжских замочников, горшечников, пуговичников и многих других мастеров, умевших простые утилитарные изделия превращать в высокохудожественные произведения. При этом устюжские мастера проявляли большую творческую изобретательность и, всегда тонко чувствуя особенности материала, создавали оригинальные, самобытные орнаменты и композиции. Таким образом, устюжские умельцы зарекомендовали себя замечательными мастерами своего дела и навсегда упрочили за Великим Устюгом славу одного из крупнейших на Руси центров народного художественного творчества.
Послесловие
Каждого путешественника, посетившего Великий Устюг, охватывает чувство эстетического подъема и того особого духовного обогащения, которое неизменно вызывается соприкосновением с великими памятниками архитектуры и искусства прошлого. Все эти памятники, начиная от общего, исторически сложившегося ансамбля города и кончая изделиями устюжских народных умельцев, являются ярким олицетворением русского национального гения и символом нашей высокой культуры. Вот почему Великий Устюг, подобно древнему Суздалю, старому Таллину и отдельным районам среднеазиатских городов, достоин стать городом-заповедником, бережно хранящим величайшие сокровища прошлого, которые представляют национальную гордость русского народа.
Грандиозный план развернутого строительства коммунизма в нашей стране предусматривает проведение ряда крупных мероприятий по оживлению и дальнейшему развитию всего Северного края. Самым непосредственным образом эти мероприятия отразятся и на судьбе Великого Устюга, который в перспективе представляется одним из крупных заповедных центров отечественного и зарубежного туризма с современными комплексами пансионатов, кемпингов, экскурсионных баз и с развитой индустрией туризма.
И, наконец, в заключение хочется сказать о творцах славной истории Великого Устюга и о создателях замечательной местной культуры — об устюжанах. Уже в период древнейшего освоения Севера в этот богатый, но суровый край отважились идти только самые смелые и выносливые. Так сложилось первоначальное население Устюга. На ранних этапах своего развития этот удаленный от центра и от великокняжеской власти город приобрел известную самостоятельность, что стало основой его самоуправления, вечевого строя и типично северной «вольницы». В период сложения централизованного Русского государства устюжане выступают, как мужественные воины, самоотверженно боровшиеся за объединение разрозненных русских земель и сыгравшие решающую роль в присоединении к Москве многочисленных иноязычных северных народов. В XVI—XVII вв., когда изменилось историческое значение города, местные жители сбросили военные доспехи и превратились в искусных ремесленников и предприимчивых промышленников, а отважные устюжские землепроходцы первыми начали освоение новых богатых земель Сибири и Дальнего Востока. Так, устюжане сумели сочетать черты отважных воинов и расчетливых предпринимателей, кропотливых исследователей и талантливых художников. Весьма существенно также и то, что Устюг не знал иссушающего душу народа татарского нашествия, а его жители никогда не гнули спину под ярмом крепостничества.
Все это способствовало развитию той особой самостоятельности и независимости, которая нашла свое яркое отображение в области художественного творчества, где устюжане ревниво оберегали и последовательно развивали свои местные традиции. Так, в XIV в. они настойчиво выступили против верховного духовенства и отстояли тот вариант Успенского собора, который отвечал их вкусам и установившимся художественным традициям. А в конце XVIII в. они упорно в течение 30 лет критиковали «конфирмованный» Екатериной II проект перепланировки города, пока не добились утверждения полностью удовлетворяющего их плана. Эти примеры наряду с многими другими свидетельствуют о том, что устюжане проявили себя большими патриотами родного города и никогда не были равнодушны к его историческим и художественным судьбам. Их приверженность к местной традиции обусловила ярко выраженное своеобразие всех видов искусства и архитектуры и стала основой самобытности устюжской художественной школы, которая наряду с другими областными школами сыграла важную роль в сложном процессе развития общерусской художественной культуры.
Взрощенный веками патриотизм устюжан поможет им достойно сохранить для потомков все те величайшие и вечно живые сокровища прошлого, которыми так богат этот удивительный город.