В XV-XVI веках московское правительство проводило прогрессивную политическую линию, так как основным процессом русской жизни того времени была централизация страны в условиях феодализма. Необходимо было окончательно преодолеть остатки феодальной раздробленности. Развитие денежного хозяйства и торговли и, с другой стороны, военные задачи, возникавшие в связи с обстановкой, создавшейся на восточных и на западных границах Московского государства, требовали сильной единой власти. Препятствием для дальнейшего развития страны была боярская оппозиция, жестоко сломленная Иваном Грозным в период опричнины.
Покровский собор является как бы связующим звеном между народом и царем. Московский Успенский собор, бывший до середины XVI века главным русским церковным зданием, объединял народ и бояр, народ и царя, включая их в себя, перед престолом божиим и перед алтарем божества, в котором священнодействовали служители церкви. В этом «соборе» слышны отголоски представлений прошлого, когда церковь была началом, объединявшим Русь, и митрополит всея Руси был как бы предшественником общерусского царя. Возводя Покровский собор на Рву, Грозный создавал общенародный архитектурный центр, призванный организовать народ на Красной площади и связывающий его с Кремлем, превратившимся из укрепленной части столицы, из ее центра в резиденцию царя.
Покровский собор занимал в XVI веке исключительное место в культуре страны. Он был первой церковью посада, его главным храмом и вместе с тем он представлял собой как бы часть Кремля, выдвинутую на Красную площадь, в посад. Исключительное положение Покровского собора в качестве монументального сооружения, объединявшего народ и царя как бы помимо церкви и духовенства, вызвало также и неповторимую и не повторенную в других зданиях архитектурную форму Покровского собора. Церковь и духовенство отсутствуют в изображении на иконе «Церковь воинствующая», так как светское воинство стало на место церкви и оно во главе с царем непосредственно общается с небесными силами. Неповторимость архитектуры Покровского собора обусловлена также и его назначением - быть памятником Казанской победы - и той функцией центра и доминанты общегородской композиции, которую он должен выполнять. Именно в этом главная причина того, что архитектурная структура собора осталась уникальной.
Иногда приходится слышать мнение, что Покровский собор не характерен для древнерусской архитектуры, потому что это - единичный памятник, а не представитель общераспространенного в его время архитектурного типа. Такое мнение глубоко неверно. Покровский собор представляет собой средоточие древнерусской архитектуры эпохи возвышения Москвы. В нем, как в замечательном фокусе, сходится все лучшее, что было создано древнерусскими мастерами. Основные тенденции и главные линии развития древнерусской архитектуры пересекаются в нем и сплавляются в один целостный архитектурный организм, многими нитями связанный с различными сторонами древнерусской жизни, культуры и мысли. Покровский собор является ценнейшим произведением древнерусской архитектуры.
Композиционная связь Покровского собора с посадом нашла себе выражение в том, что он представляет собой группу девяти построек, а не единый кубический массив, как соборный храм старого крестово-купольного типа. Множество сравнительно мелких по занимаемой ими площади объемов, образующих собор, сродни сложной картине целых городских кварталов, состоявших в XVI веке из большого количества вертикальных объемов деревянных срубов, изображенных на старинных видах Москвы. Самая форма восьмигранных башен Покровского собора до некоторой степени родственна вытянутым вверх срубам домов города и особенно квадратным и восьмигранным срубам разбросанных по городу церквей. Можно быть уверенным, что среди последних в середине XVI века были также и восьмигранные в плане шатровые церкви. Их покрытия перекликались с центральным шатром Покровского собора.
Покровский собор был близок застройке жилых кварталов также и в том отношении, что его башни расставлены с некоторым отклонением от симметрии. Средняя башня отодвинута несколько на запад, что связано с необходимостью поместить объем трехгранной апсиды между ней и восточной башней; две западные диагональные башни отодвинуты от северной и южной башен больше, чем две восточные диагональные башни. Расположение объемов в жилых кварталах города было асимметричным; асимметрия была внесена также и в группу башен Покровского собора. Открытые наружные галереи Покровского собора были тоже асимметричными и также напоминали архитектуру жилых домов.
Композиционная связь Покровского собора с Кремлем основывается на сходстве его башен с крепостными башнями Кремля и с восьмигранной башней колокольни Ивана Великого на Соборной площади в его центре. В целом все же симметричная расстановка башен Покровского собора сродни довольно регулярному и симметричному расположению кремлевских башен. Шатер Покровского собора перекликается с первоначальными завершениями башен Кремля, которые имели шатрообразную форму.
Основными элементами наружной композиции Покровского собора 1555-1561 годов являлись трехмерные массивные башни. Здание, как оно выглядело непосредственно после окончания строительства, в сущности, вовсе не имело «фасадов»: каждая из его частей представляла собой башню, в которой наружные поверхности ее массива равномерно выступали сразу во все стороны, развиваясь из единой средней оси башни; здание в целом выглядело группой башен, почти симметрично расставленных вокруг средней башни, играющей роль центральной оси всей композиции, по отношению к которой остальные башни являлись как бы ее излучением в радиальных направлениях.
Все же центрическая композиция и трехмерный характер наружных объемов Покровского собора были проведены не вполне последовательно и сочетались с выделением его западной наружной стороны в качестве главной лицевой стороны здания. Это было достигнуто главным образом тем, что на западной стороне поместили лестницу, которая вела на открытую галерею, окружавшую башни собора. Лестница, находившаяся в северо-западной части здания, была ориентирована с севера на юг и вела к западной башне в придел Входа в Иерусалим, в который направлялась процессия «Шествия на осляти», происходившая раз в году в Вербное воскресенье.
Западная башня несколько выделена по сравнению с тремя остальными высокими придельными башнями собора, поставленными по странам света. Она завершена рядом машикулей, над которыми помещены два яруса кокошников вперебежку, образующих переход к восьмигранной шее, более тонкой, чем шеи других соответствующих башен. По сторонам барабана в западной башне были расположены четыре не сохранившиеся малые главки. Западная башня несколько выше других больших придельных башен, членения ее верхней части не совпадают с аналогичными членениями других башен.
Выделение западной башни Покровского собора и расположение около нее направленной на нее лестницы превращает западную сторону здания в его переднюю лицевую сторону, подчеркивая западно-восточную ось плана, как главную ось собора, и придавая его наружным массам некоторую, правда, слабо выраженную направленность с запада на восток. Вследствие этого восточная башня с приделом Троицы становится до известной степени целью, к которой направляется продольная ось собора и движение его башен: придел Троицы играет роль как бы алтаря всего собора, взятого в целом, в то время как придел Входа в Иерусалим является своего рода преддверием Покровского собора. Легкое движение башен в направлении от придела Входа в Иерусалим к приделу Троицы усиливается благодаря сдвигу центральной башни на запад, а также благодаря тому, что две западные диагональные башни имеют более крупные объемы, чем восточные диагональные башни. Это отчетливо видно с Красной площади, если сравнивать ширину барабанов северо западной и северо-восточной диагональных башен друг с другом. Кроме того, западные диагональные башни отодвинуты от средней оси северной и южной больших придельных башен дальше, чем восточные диагональные башни.
При всей его симметрии наружный объем собора 1555-1561 годов основан на сложнейшем и тончайшем равновесии масс, несколько отличающихся друг от друга по своему объему и слегка сдвинутых по отношению друг к другу. По главной западно-восточной оси массы Покровского собора скомпонованы симметрично; его западная лицевая сторона была построена фронтально, это относится к башням собора и его наружной галерее. Однако лестница, имевшаяся, как показывает схематический план собора 1634 года, только с одной (северной) стороны, вносила и в западную лицевую сторону собора существенный элемент асимметрии, сразу бросавшийся в глаза.
Если же смотреть на Покровский собор с севера или с юга, исчезает средняя ось и фронтальность. На плане здания невозможно установить, где проходит его северо-южная средняя ось: здание вовсе не имеет этой оси. Вследствие разноразмерности объемов западных и восточных диагональных приделов и включения в композицию большого трехгранного объема апсиды среднего храма, а также в результате сдвигов на запад средней башни и западных диаго нальных приделов наметилось несколько северо-южных осей собора.
Они образуют в их взаимоотношениях сложную систему осей, по своему динамическому характеру противоположную простой, ясной, статической, исключающей всякую неопределенность западновосточной оси здания. План Покровского собора имеет по крайней мере три северо-южных оси: одна из них проходит по центрам северной и южной больших придельных башен, другая - по порталам средней церкви, третья находится между первыми двумя. Это северо-восточная ось Покровского собора, взятого в целом; она совпадает с северо-восточной осью прямоугольника плана, обозначенного четырьмя диагональными приделами.
Живое равновесие масс, образовавшееся в результате всех этих сдвигов, глубоко родственно равновесию объемов русской деревянной жилой архитектуры. Вследствие этого наружная композиция Покровского собора сближена с общим обликом жилых кварталов Москвы XVI века.
При движении по площади вокруг Покровского собора 1555—1561 годов преобладающими в облике здания оказывались черты симметрии, небольшие сдвиги его башен воспринимались как оживление композиции.
Наружные массы Покровского собора строились в сложном ритме, обусловленном сосуществованием двух полярных принципов: фронтальной симметрии и свободного асимметрического равновесия. Этим достигалась внутренняя композиционная увязка башен Покровского собора, с одной стороны, с жилыми кварталами (живописная асимметрия), с другой - со стенами и башнями Кремля (строгая фронтальная симметрия западной лицевой стороны, обращенной к Кремлю). Колебание между этими двумя композиционными принципами, плавное перетекание от одного к другому, их глубокое взаимное переплетение, проникновение дополнительного мотива сдвигов и асимметрии в основную тему статической симметрии - все это состав ляет существеннейшую сторону архитектурной композиции Покровского собора.
Во внутреннем архитектурном построении здания переплетаются ведущие композиционные темы посада и Кремля. Так создается взаимная увязка двух главных частей города XVI века.
В Покровском соборе как бы взаимно друг друга проникают два потока, исходящие - один из посада, другой из Кремля. На месте их встречи высится группа башен Покровского собора. В расстановке его башен, живой, свежей, многогранной, сочетание симметрии и асимметрии, строгости и живописности, закона и отступлений от него, необходимости и свободы составляет одну из самых существенных и привлекательных особенностей гениального произведения Бармы и Посника.
Некоторая направленность наружных масс Покровского собора по оси запад-восток подчеркивает общий характер здания как связующего звена между посадом и Кремлем. Представим себе на минуту, что Покровский собор 1555-1561 годов имеет фронтальные северную и южную лицевые стороны и что сдвиги башен выражают движение по северо-южной оси: такая система построения была бы бессмысленной и противоречила бы расположению здания в ансамбле города.
Основная группа башен Покровского собора направлена в сторону Кремля. Если подниматься к Покровскому собору со стороны Москворецкого моста, отчетливо видно, как главная башня и пять западных придельных башен тесно придвинуты друг к другу и сдвинуты на запад. На некотором расстоянии от них расположены три остальные башни.
Покровский собор был обращен своей входной, западной лицевой стороной к Кремлю. Расположение лестницы параллельно кремлевской стене, а также создание идеальной зрительной плоскости западной лицевой стороны определяют более тесное примыкание наружных масс Покровского собора к стене Кремля, сильнее связывая с ним Покровский собор.
Покровский собор 1555-1561 годов был как бы частью Кремля, своим мысом, т.е. многогранником Троицкого придела, вдававшимся в посад, он представлял собой как бы систему алтарей, образующих один большой алтарь, выдвинутый из Кремля в середину Красной площади, в гущу народа. Одновременно с этим Покровский собор был самой большой посадской церковью, выступавшей из посада, пододвинутой вплотную к Кремлевской стене, обращенной к Кремлю своей западной лицевой стороной и открывающейся в сторону Кремля своей входной частью.
Собор был посвящен Покрову, в честь этого праздника была специально воздвигнута его средняя церковь. Покров - русский праздник, который не был популярен в Византии. Выбор именно этого названия для собора объясняется тем, что 2 октября (старого стиля, т.е. 15 октября), сразу же после этого праздника, была штурмом взята Казань. Замысел Покровского собора задуман не только как память об этом дне. Собор выражает в монументальной архитектурной форме мысль о покровительстве, оказываемом божеством русскому народу. Слова «покров» и «покровительство» родственны друг другу. В основе праздника Покрова лежит легенда, согласно которой Богоматерь разостлала на воздухе свою одежду в знак того, что она покровительствует людям. Очевидно, существовала связь этого праздника, приходящегося на 1 октября, с исконными верованиями народа-земледельца. Важную роль при этом играли мысли о благодатном влиянии раннего снежного покрова полей на урожай будущего года: ранней осенью, 1 октября, молились об этом Богородице. Очень вероятно предположение, что подобные народные представления коренятся в глубокой древности и что праздник Покрова на Руси имеет также корни, восходящие к языческим временам. Возможно, что образ языческого женского божества, родственный древневосточной Великой матери, дожил до христианских времен и слился с пришедшим из Византии образом Богоматери. Покровский собор символизирует своей необыкновенной группой башен покровительство, оказываемое, по представлению людей XVI века, божеством русскому народу, возглавляемому царем, собранному вокруг него, им организованному. Примерно так представляли себе люди XVI века основную идею архитектурной композиции Покровского собора.
Русским правительством середины XVI века Покровский собор задуман не только как памятник взятию Казани. Его архитектура призвана была укрепить и увековечить единение народа и царя под покровительством божества.
Этот образ, глубоко связанный со сложением русского централизованного национального и многонационального государства, имеет свою историю.
Церковь Вознесения в Коломенском 1532 года - первый крупный этап его развития. Она посвящена рождению Ивана Грозного. Гигантский шатер поставлен на высоком берегу Москвы-реки так, что перед ним расстилается необозримая даль пейзажа по ту сторону реки. В архитектуре Западной Европы такие гигантские пространства включаются в архитектурную композицию только гораздо позднее, они там имеют совершенно другое содержание и другой смысл. В русском зодчестве пространственные композиции, подобные коломенской, весьма многочисленны и встречаются задолго до рассматриваемого времени. Достаточно вспомнить Софию в Киеве, в центре древнего города, поставленную над Днепром, Софию в Новгороде - над Волховом и Успенский собор во Владимире - над Клязьмой. Открытая наружная галерея церкви в Коломенском и в особенности трон на той ее стороне, которая обращена к реке, акцентируют связь архитектурной композиции с ландшафтом и показывают, что мастера сознательно относились к выбору места для здания и к включению широкого пространства пейзажа в архитектурную композицию.
Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове 1547 года, посвященная венчанию Ивана Грозного на царство, проникнута спокойным величием и царственной торжественной пышностью. Она подобна царю, окруженному четырьмя телохранителями. В церемониальном шествии царя, окруженного четырьмя телохранителями, легко уловить связь с формой балдахина на четырех столбах, с отдаленнейших времен известной и широко распространенной на территории русского государства. Характерным примером является трон Грозного в московском Успенском соборе 1551 года.
В Покровском соборе 1555-1561 годов группировка столпов, как мы ее видим в Дьяковской церкви, усложнена четырьмя большими придельными башнями, расположенными по странам света. Пятиглавие Дьяковской церкви, унаследованное от крестово-купольного архитектурного типа, усложнено в Покровском соборе крестом. Характерно, что отношение к религии приняло не традиционные формы, а было выражено по-новому. Композиция пяти башен церкви в Дьякове носила замкнутый характер. Благодаря добавлению в Покровском соборе четырех больших придельных башен вся группа приняла более открытый характер: большие башни выдвигаются во все стороны, связывая собор с окружающим.