Впервые в Германии каркасная конструкция в многоэтажном строительстве появилась лишь после первой мировой войны. Железобетонные конструкции перекрытий применялись в кирпичных зданиях с 1905 г. После 1920 г. неоднократно использовались смешанные конструкции — внутренний несущий каркас из железобетона с массивными несущими ограждениями; в каркасном строительстве 20-х годов процент применения стальных конструкций был незначителен.
Тем не менее немецкая архитектура 1910—1930 гг. вписала важную главу в развитие строительства с применением стальных конструкций. При этом основной вклад внесен новыми представлениями об архитектурных формах, которые были выработаны мастерами «Баухауза» — Гропиусом и Мис ван дер Роэ и, развившись после второй мировой войны в Америке покорили мир и обеспечили бурный подъем архитектуры в строительстве из стали. Новый стиль проявился около 1910 г. в сфере промышленного строительства. Каждый из архитекторов пытался представить функциональный облик фабрики в стальных каркасных конструкциях, тем не менее архитектонический характер первых сооружений был совершенно различен — соответственно направлениям искусства переходного периода.
Турбинный зал Всеобщей электрической компании (AEG) архитектора П. Беренса в Берлине с выдвинутыми вперед, сильно утолщенными стойками рам, с яркой выразительностью выступающей крыши и симметричным фронтоном является почти архаичным и строго монументальным. Можно критиковать классический вид этого специального строения, но оно до сих пор не потеряло своего покоряющего воздействия.
По проекту архит. X. Польцига, представителя экспрессионизма в немецкой архитектуре, была построена химическая фабрика в Любони (Познань). Внешний вид этого огромного динамичного здания полностью подчинен технологической схеме производства. Особую выразительную силу придают последовательные переходы и подчеркнутый контраст в конструктивных решениях отдельных частей здания. В производственном корпусе четко видна структура каркаса — тонкие «стены Кесслера»— несущие сетки из полосовой стали, заполненные кирпичом на ребро. В то же время лестничные клетки, бытовые помещения, склады и т. д. выполнены из несущей кирпичной кладки с глубоко врезанными арочными окнами.
Предприятие Фагуса в Альфельде архитектора Вальтера Гропиуса прославилось как прогрессивнейшее творение тех лет, как предвестник «конструктивизма» или «рационализма», поскольку несущая конструкция здесь еще более отчетлива, чем в турбинном зале Всеобщей электрической компании и химической фабрике в Любони. Современники восприняли сплошное остекление трехэтажной заводской секции с выступающими прозрачными углами как смелую сенсацию.
Этот фасад считают первым, выполненным в стиле «стена-экран». Было бы правильнее говорить о нем как о предшественнике навесного фасада из стекла и CTajin в сегодняшнем понимании этой проблемы. Строительная техника того времени еще не была подготовлена к решению этой задачи. Непосредственно после первой мировой войны накопленный опыт еще не мог воплотиться в реальных объектах; в основном он был использован в теоретических работах и идеализированных проектах. Среди них выделяется фантастический проект остекленного высотного здания в Берлине Мис ван дер Роэ (1919 г.) — сказочный апофеоз каркасного сооружения из стали и стекла. Этой работой Мис ван дер Роэ опередил свое время на 50 лет и на 20 лет собственные проекты, осуществленные позднее в Чикаго.
Строительство 20-х годов в Германии характеризуется высоким профессиональным уровнем; очевидно стремление к созданию самобытных выразительных форм каркасного строительства. Характерна также и немецкая обстоятельность, с которой экстремальные решения были возведены в ранг основной задачи, в мировоззренческую альтернативу, разделившую архитекторов на два враждебных лагеря. Девизы этих лагерей гласили: «только вертикальное членение» и «только горизонтальное членение».
Вертикальному членению было оказано предпочтение правым, консервативным крылом немецких архитекторов. Особенно сильно это проявилось, например, в высотном здании «Штуммхауз» в Дюссельдорфе. Сильнейший отклик у архитектурной общественности нашло здание «Хилехауз» в Гамбурге. Часто расположенные, стремящиеся вверх пилястры, завершающие арки под венчающим карнизом, керамический орнамент, выступающие вперед несущие конструкции широко расставленных сводов подвала — все это сильно напоминает «Гэранти-билдинг» Салливена в Буффало.
Группа архитекторов, придерживавшаяся старых традиций, была явно смущена появлением исторических форм в каркасном строительстве — расположением столбов как в постройках с деревянным фахверком, каркасом, напоминавшим каменный каркас готических соборов. В то время в теории архитектуры была выдвинута идея «Строительства из готовых деталей», которая в противоположность «монолитному строительству» проявилась в вертикальности линий. На вертикально расчлененных фасадах не было видно, имеют они металлический или железобетонный каркас; многие из них могли также быть выполнены из несущей кладки с соответствующим усилением.
Левое, прогрессивное крыло архитекторов с еще большей решительностью, с полемической страстностью выдвигало идею горизонтального членения фасадов каркасных зданий. Это формальное направление воплотилось в сооружении, которое было разрушено во время второй мировой войны и сегодня почти забыто, — здании книгоиздательства «Моссе» в Берлине, реконструированном по проекту Э. Мендельсона совместно с Р. Нейтра (1921—1923 гг.). Среди старой скучной архитектуры из арок и колонн возникла новая по стилю конструкция углового здания, которое возвышалось над старыми трехэтажными домами, простирая, как крылья, свои надстройки и подавляя эти дома. Наряду с трудностями расчета консольных частей возникли осложнения и с парапетами на сильно закругленных углах с их большими пролетами и крутящими моментами, сочетающимися одновременно в одной металлической конструкции.
Увлечение горизонтальным членением, конструктивно оформленным и утвержденным, проявилось в проекте канцелярского здания Мис ван дер Роэ для Берлина в 1922 г; здесь оконные переплеты не имели внутренних стоек и позволяли видеть каркас с его отступающими назад колоннами и консольно выступающими прогонами; к массивным парапетам подвешивался стеклянный фартук — тоже проявление идеи «стены-экрана». Здесь структура каркаса многоэтажного здания представлена совершенно определенно. Эта структура никак не может быть принята за массивное строение, но каркас является не стальным, а типичным железобетонным каркасом. Вслед за канцелярским зданием Мис ван дер Роэ следует назвать торговые дома Шока, разработанные Э. Мендельсоном, и прежде всего здание Хемниц, которое своим выпуклым уличным фасадом и сплошным ленточным остеклением производит весьма эффектное впечатление.
Хотя в целом усилия немецких архитекторов 20-х годов, направленные на создание новых выразительных форм каркасного строительства, были весьма плодотворны, они не служили непосредственно развитию стальных конструкций. Все же имеются три больших сооружения в Берлине, которые считаются лучшими работами 20-х годов и занимают свое место в истории каркасного строительства из металла.
В многоэтажном здании коммутаторного цеха предприятий «Сименс-Шуккерт» в Сименсштадте в 1926—1928 гг. Хансом Хертлайном был возведен стальной каркас, несущий большепролетные перекрытия сквозных залов; лишь верхние этажи были разделены перегородками под конторские помещения. Клинкерная облицовка на продольном фасаде расчленена мощными выступающими пилонами, перехваченными ровной поверхностью отступающих вглубь стен административных этажей, и ограничена с боков массивными выступающими башнями лестничных клеток. Так, во внешнем облике выделяется часть строительного объема с большими пролетами и нагрузками; вертикальное членение не имеет ничего романтически праздничного, оно производит приятное впечатление, представительное и одновременно деловое.
Самым блистательным из берлинского каркасного строительства 20-х годов является административное здание фирмы «Рена-ния-Оссаг», названное «Шеллхауз» (дом-оболочка), завершенное в 1931 г. Э. Фарен-кампом. Строительная площадка имела здесь трапециеобразную форму в плане. Фасад, выходящий к Ландвер-каналу, расположен уступами; этот мотив усилен тем, что корпус здания также устремлен к своей наивысшей точке уступами — эта актуальная строительная идея имеет широкое применение в настоящее время. Ступенчатость приобретает особую убедительность благодаря горизонтальному членению фасада — утопленные оконные стойки, горизонтальные парапеты, подчеркнутые выступающим обрамлением. Она удачно связана с другим уже применявшимся и часто повторяющимся мотивом, названным «крейсерской архитектурой», характерной особенностью которой являются закругленные выпуклые и вогнутые углы. Все здание приобретает благодаря этому пластичность и напряжение, сделавшие его одним из первых среди зданий немецкого каркасного строительства того времени, в которых явно ощущаются свойства металла. Оно продолжало выделяться даже рядом с более поздним зданием Национальной галереи, которое прославило через несколько лет своего автора — Мис ван дер Роэ.
«Колумбус-хауз», построенный в 1931 г. Э. Мендельсоном, можно было бы назвать самым прогрессивным зданием со стальным каркасом, перешагнувшим за пределы своего времени; оно представляет собой такое же образцовое решение городского административного здания с многочисленными функциями, какое Ле Корбюзье осуществил в строительстве жилых домов. Сложные требования проекта — магазины и проезды в первом этаже, гибкое использование верхних этажей под конторы и рестораны — были удовлетворены, несмотря на резко пересеченный рельеф земельного участка. Для этого были использованы конструктивные особенности металлического каркаса: широко расставленные отступающие внутрь колонны, разгружающие балки в первом этаже с огромными для того времени пролетами и консолями, в верхних этажах узкий ряд несущих наружных колонн, которые, как было доказано, оказались конструктивно и экономически особенно выгодными.