В практике отечественного строительства применяют три основных типа уголковых набережных: контрфорсные, с внутренним и внешним анкером.
Работа по строительству уголковой набережной контрфорсно-го типа (рис. 85, а) начинается с устройства котлована под каменную постель. В отчерпанный котлован отсыпают с барж при помощи грейферного плавкрана слой щебеночного контрфильтра толщиной около 0,5 м (при песчаном основании). Водолазы разравнивают его и отсыпают по нему каменную постель (рис. 86, а).
Затем производят грубое ровнение постели с допусками ±20 см (рис. 86, б). При значительной толщине каменную постель уплотняют виброустановкой или подводными взрывами (рис. 86, в). Возможно также уплотнение основания после установки уголковой стенки и отсыпки первой очереди песчаного заполнения за ней путем установки на смежных контрфорсах специального огрузочно-го массива. Толща уплотняемого вибрированием камня не должна превышать 2 м. Точность расположения понтона с виброуплотняющей установкой над местом работ обеспечивается установкой буйков, створных знаков, расчалкой понтона на якорях. После уплотнения каменной постели производят тщательное ровнение ее поверхности с точностью ±3см при обязательном условии соблюдения горизонтальности поверхности (рис. 86, г).
Если расстояния от площадки укрупненной сборки уголковых блоков до места их установки меньше 1 км, готовые блоки можно перевозить на гаке крана. При большем расстоянии блоки погружают на понтон и доставляют к месту установки буксиром. Готовые блоки причала устанавливают на подготовленную каменную постель плавучим краном с помощью специальной металлической сварной траверсы при волнении на акватории не выше 2 баллов (рис. 86, д).
Для правильной плановой установки блоков на каменную постель по линии обреза фундаментных плит-блоков укладывают длинный железобетонный элемент прямоугольного сечения, например призматическую сваю. Водолазы устанавливают блоки так, чтобы обрезы фундаментов подходили вплотную к свае. При установке блоков уголковых стенок зазор между смежными блоками не должен превышать 2 см.
На зазоры между торцами лицевых плит и на швы между фундаментными плитами установленных блоков укладывают полотнища из гидрорерина, после чего по стыкам между фундаментными плитами плавучим грейферным краном отсыпают тыловой контрфильтр из щебня (рис. 86, е). Затем при помощи самоотвозного рефулера заполняют песком пазуху за стенкой (несколько выше горизонта воды). Одновременно в тылу причала готовят резерв песка для второй очереди грунтового заполнения за стенкой. С поверхности отсыпанного грунта выполняют монолитный железобетонный оголовок по верху уголковых стенок (рис. 86,дае). Температурные швы в оголовках обмазывают битумной мастикой и оклеивают завесой из гидрорерина. После достижения монолитным оголовком проектной прочности засыпают грунт второй.очереди, перемещая его бульдозерами к кордону причала. Далее устраивают тумбовые массивы, монтируют швартовные тумбы и отбойные устройства (рис. 86, з), прокладывают крановые и железнодорожные пути и инженерные коммуникации.
Уголковые набережные с внутренней анкеровкой (см. рис. 85,6), как и набережные котрфорсного типа, монтируют из укрупненных блоков. После установки плавкраном блоков в набережную регулируют положение лицевых блоков с помощью инвентарных узлов регулирования, расположенных на анкерных тягах. Все остальные операции по возведению набережной не отличаются от рассмотренных при строительстве причальных сооружений уголкового профиля с контрфорсом.
Строительство причальных набережных уголкового типа из укрупненных на берегу блоков в речных условиях осложняется из-за больших скоростей течения и значительной мутности воды, подвижек льда в зимнее время, значительных колебаний среднесуточных и годовых горизонтов воды, а также от работы ГЭС, если причальное сооружение расположено в нижнем бьефе гидроэлектростанции.
Уголковые набережные с внешней анкеровкой (см. рис. 85, в) отличаются от рассмотренных типов уголковых набережных тем, что их возводят не из укрупненных в блоки железобетонных элементов, а из отдельных элементов — фундаментных, лицевых и анкерных плит.
После подготовки каменной постели (рис. 87, а) на нее устанавливают первую фундаментную плиту плавкраном особенно точно (рис. 87,6). По обрезу фундамента первой плиты водолазы при помощи троса прокладывают «боевую линию», служащую маячной для установки последующих фундаментных плит. «Боевую линию» фиксируют на поверхности воды буйками на тросах, закрепленных на дне бетонными якорями.
Со стороны акватории перед фундаментными плитами устанавливают на выровненную на дне площадку инвентарные бетонные массивы. К каждому массиву шарнирно прикреплены два монтажных подкоса, которые удерживаются наклонно в вертикальной плоскости благодаря плавучести прикрепленных к их верхней части металлических поплавков. При таком положении верхняя часть подкоса с зажимным хомутом и винтовым устройством находится выше горизонта воды.
При установке плавкраном лицевых плит на фундаментные на верхний торец лицевой плиты надевают накидные устройства двух монтажных подкосов телескопического типа. После закрепления металлических частей подкоса к бетону плиты последнюю освобождают от стропов плавкрана, а монтажные подкосы — от поплавков.
На стыки лицевых и фундаментных плит навешивают и укладывают полотнища гидрорерина. Отсыпают пригрузочную щебеночную призму во внутренний угол примыкания лицевой и фундаментной плит и контрфильтр на стыки смежных фундаментных плит (рис. 87, в), рефулируют первую очередь грунта засыпки. Затем устанавливают анкерные плиты (рис. 87, г) и производят их натяжение (рис. 87, д) и монтаж тяжей выполняют вторую очередь грунтовой засыпки и устройство оголовка (рис. 87, е).
Существует способ монтажного крепления лицевой плиты при помощи анкеров-подкосов, закрепленных шарнирно одним концом к фундаментной плите, а другим — к внутренней стороне лицевой плиты. Анкеры-подкосы извлекают после частичной засыпки грунта за стенку и установки внешних анкеров. Недостатком способа является сложность извлечения анкеров-подкосов из отсыпанного за стенку грунта.
В перспективе предусматривается строительство глубоководных причалов уголкового типа в большом диапазоне вариантов, разработанных с участием автора (с плоскими и объемными лицевыми панелями из металлического шпунта, с разгружающей коробчатой панелью и т. д.).