Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называется генеральный план территории и акватории строительства, в котором на фоне данной местности, существующих и возводимых постоянных сооружений, зданий и инженерных коммуникаций показана расстановка основных монтажных и грузоподъемных механизмов, временных зданий, установок, устройств и дорожной сети, возводимых и используемых в течение всего периода строительства.
Различают два вида стройгенпланов. Общеплощадочный стройгенплан строительства в целом охватывает всю территорию и акваторию строительной площадки. Его выполняет проектная организация на стадии технического или технорабочего проекта в составе ПОС по согласованию с генподрядной строительной организацией. Объектный стройгенплан дает детальные решения по отдельным зданиям и сооружениям и охватывает территорию и акваторию, примыкающие непосредственно к данному объекту. Его составляют на стадии рабочих чертежей в составе ППР, выполняемого строительной организацией.
В состав временных зданий и сооружений объектного строй-генплана могут входить: здания и сооружения производственной базы строительства, парки изготовления массивов, сборных железобетонных конструкций, временные причалы, эстакады, слипы, базы специализированных организаций, построечные авто-и железные дороги, сети энерго-, водо-, тепловоздухоснабжения, компрессорные станции, поселки строителей, административно-хозяйственные здания строительства, базы технического флота.
Временные здания, сооружения и коммуникации на территории и акватории строительства размещают таким образом, чтобы они не накладывались на основные объекты и не препятствовали их сооружению.
Расположение транспортных коммуникаций, производственных и складских помещений, сетей энерго- и водоснабжения и связи, механизированных установок должно обеспечивать минимальное число транспортных операций со строительными материалами, доставляемыми к местам потребления. Подсобные производственные предприятия должны быть расположены поближе к потребителям их продукции. Склады цемента и заполнителей должны находиться у бетоносмесительных установок, а сама установка вместе с опалубочными и арматурными цехами — у объектов массового потребления бетонной смеси. Парки изготовления и хранения массивов, полигоны по изготовлению свай, сборных бетонных и железобетонных конструкций следует приближать к местам их установки, погружения и монтажа.
Необходимо предусматривать строительство в первую очередь некоторых постоянных объектов с использованием их вначале для нужд строительства. К таким объектам могут относиться отдельные или вспомогательные причалы портов, сети энерго- и водоснабжения, автодороги, железнодорожные пути, служебные помещения и жилые дома для будущего эксплуатационного персонала.
Важно правильно учесть условия строительной площадки: топографические — для правильного расположения транспортных коммуникаций с рациональными уклонами; геологические, позволяющие получить рациональный баланс земляных масс, использовать подходящие изымаемые грунты в качестве засыпок, строительных материалов и для дорожных покрытий, избежать нежелательных результатов врзможных оползневых явлений; гидрологические — для правильного расположения временных! зданий и сооружений на безопасном расстоянии от воздействия волноприбоя, приливов и отливов на море, паводковых явлений, ледохода и ледостава на реках; гидрогеологические — для лучшего размещения сооружений по отношению к уровням грунтовых вод; метеорологические — для выбора взаиморасположения складов с пылящими материалами и жилья; гидрографические, учитывающие характер глубин у берега для выбора рабочей гавани, временных причалов и др.
Особенностью стройгеняланов сооружения портов, причалов, берегоукрепительных объектов на открытом побережье является наличие в их составе рабочих гаваней.
Экономичность вариантов стройгенпланов оценивают сравнением стоимостей временных зданий и сооружений на строительной площадке и числа тонно-километров перевозимых строительных грузов.