Недостаточная осведомленность строителей о порядке изготовления технической документации и о доле их участия в этом процессе приводит иногда к тому, что строительная организация возводит сооружения но неприемлемой технической документации или же не принимает ее, требуя переделки и теряя при этом время, отведенное на сооружение объекта. Главные положения технологии проектирования сооружений должны быть известны всем без исключения инженерно-техническим работникам строек, ибо в основе подготовки строительства должно лежать внимательное и глубокое изучение проектно-сметной документации на сооружение объекта.
Проектирование морских и речных причалов, входящих в комплексы сооружений и зданий морских торговых, рыбных и речных портов, судоремонтных заводов (СРЗ) и других организаций, выполняют государственные отраслевые проектные институты (Союзморниипроект с филиалами Черноморниипроект, Ленморниипроект, Каспморниипроект и Дальморниипроект, Гип-рорыбпром, Гипроречтранс и др.).
Существуют две системы организации выполнения технической документации, которыми пользуется Министерство транспортного строительства при сооружении транспортных объектов, в том числе причалов. При первой системе документацию выполняет проектная организация, находящаяся в подчинении министерства-заказчика (Союзморниипроект и его филиалы в системе ММФ). Проектные организации выполняют широкий комплекс проектных работ для отрасли, которую обслуживают: гидротехнических, по наземным сооружениям, механизации, судоремонтным заводам, радиолокационным станциям и т. д. При второй системе проектная организация, выполняя заказы министерства-заказчика, находится в ведении министерства-подрядчика (Минтрансстроя). При этом Главтранспроект состоит из сугубо специализированных проектных организаций: Трансмостпроекта, Метропроекта, Трансэлектропроекта, Гипротранссиг налсвязи и др.
Опыт работы подведомственных строительным министерствам проектных институтов, в частности территориальных институтов — Промстройпроектов Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, показывает, что объединение в строительном министерстве функций подрядчика как по строительному проектированию, так и строительству объектов позволяет: резко повысить оперативность решения всей суммы вопросов связанных с проектированием и строительством данного объекта; исключить случаи споров между проектировщиками и строительными организациями в отношении выбора строительных конструкций и правильности определения объемов работ; проводить единую техническую политику на стадии проектирования и строительства объектов; вести процесс проектирования объекта с параллельной разработкой проекта производства работ (ППР); провести специализацию проектных подразделений для выпуска более качественных проектов: составить «сквозные» графики передачи технической документации строительным организациям без обязательного учета срока для объектов строительства будущего года. Таким образом, практика показала, что вторая система более удобна и прогрессивна. По мнению некоторых иностранных фирм, применение одного контракта на все работы дает следующие преимущества: упрощается решение вопросов, связанных с заключением контракта и с ответственностью за его выполнение; уменьшаются сроки проектирования и строительства (срок строительства может быть уменьшен на 25% благодаря экономии времени, необходимого для рассмотрения заявок, а также возможности начать строительство до окончания проектных работ; можно заранее разместить заказы на оборудование, поставка которого требует длительного времени); снижается стоимость строительства, так как крупные проектно-строительные фирмы могут использовать опыт, приобретенный на других аналогичных объектах; благодаря сокращению сроков строительства получается экономия процентов с кредитов, так как новое предприятие быстрее начинает приносить доход.
В предпроектном материале — технико-экономическом обосновании (ТЭО) — определяют экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость проектирования и строительства нового порта или реконструкции и расширения существующего. ТЭО содержит раздел основных строительных решений, в том числе по гидротехническим сооружениям и, в частности, по причалам.
Если причальное сооружение намечено проектировать с применением действующих типовых проектов или с привязкой имеющегося индивидуального проекта, а также если проектируемый причал является технически несложным сооружением, то на его строительство разрабатывают технорабочий проект. Такое проектирование называется одностадийным.
Проектирование причалов крупных и глубоководных, специализированных со сложным перегрузочным оборудованием, оригинальных и сложных конструкций, работающих в сложных гидрометеорологических и грунтовых условиях, ведут в две стадии — выполняют технический проект и рабочие чертежи (рис. 6).
Проекты причальных сооружений следует разрабатывать на передовом техническом уровне с применением прогрессивных конструктивных решений, позволяющих снизить материалоемкость, расход дефицитных материалов, трудоемкость и затраты ручного труда при строительстве. Вместе с тем вопросы применения конструкций и строительных материалов для сооружения причалов нужно решать с учетом наличия соответствующих производственных баз и материальных ресурсов у подрядчика и заказчика.
Иногда высокие требования к проекту становятся нереальными из-за несовместимости передовых технических идей с недостаточной базой для их осуществления. Во избежание этой несовместимости и обеспечения единства строительных решений проектной организации рекомендуется разрабатывать основные положения на строительное проектирование объектов и согласовывать их со строительной организацией.
Руководствуясь указанным в ТЭО местом расположения сооружения, производят комиссионное определение площадки для строительства. При выборе площадки проектная и строительная организации обязаны согласовать между собой вопросы о применении местных строительных материалов, выборе транспортной схемы их перевозки на стройку, об использовании средств механизации работ с учетом их наличия у строителей, а также подключении сооружения к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям.
Задание на проектирование сооружения составляет заказчик проекта при участии проектной организации. В задании указывают сроки строительства, стадийность проектирования, строительную организацию (генерального подрядчика).
Технорабочий проект комплекса гидротехнических сооружений или отдельного причала, разрабатываемый в соответствии с заданием на проектирование, должен содержать: общую пояснительную записку; технико-экономическую часть; инженерно технические изыскания; генеральный план, вертикальную планировку; гидротехническую, архитектурно-строительную, технологическую части; проект организации строительства; сметы, сводный сметно-финансовый расчет.
В техническом проекте, кроме вопросов, решаемых в технорабочем проекте, дополнительно рассматриваются и уточняются некоторые решения, принятые в ТЭО (в частности, строительные решения). Рабочие чертежи сооружения разрабатывают после утверждения технического проекта на его строительство.
В рабочих чертежах уточняются и детализируются принятые конструктивные решения с указанием размеров и спецификаций, необходимых для практического осуществления строительства.
Сводная смета к технорабочему или техническому проекту определяет сметную стоимость строительства и является основным и неизменным документом, на основании которого осуществляют планирование капитальных вложений и финансирование строительства. Сводная смета состоит из объектных смет, служащих документами для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы.
Сводную смету заказчик передает на заключение подрядчику, который в 45-дневный срок обязан дать свои замечания по ней. На рассмотрение и согласование объектных смет подрядчику дается не более 30 дней.
При наличии замечаний строителей заказчик обязан сообщить о принятых решениях по ним не позже двухнедельного срока. Если разногласия между генеральной строительно-монтажной организацией и заказчиком остаются, то решения принимает в месячный срок министерство-заказчик по согласованию с министерством-подрядчиком. При неразрешимости разногласий министерствами в дело вмешивается Госстрой СССР.
После согласования сметной документации с подрядчиком и ее утверждения стоимость строительства объектов и видов работ является окончательной.