При сооружении причалов приходится перерабатывать до 8—12 тыс. т строительных грузов на каждые 100 тыс. руб. стоимости строительства. Стоимость транспортных операций достигает 20% общей стоимости строительно-монтажных работ. Основными видами горизонтального транспорта, предназначенного для перемещения материалов от места добычи или пунктов производства к местам потребления, являются железнодорожный, автомобильный, тракторный, водный.
Транспорт в строительстве делится на две основные группы: внешний транспорт доставляет грузы от предприятий поставщиков, с межобластных или центральных баз снабжения, производственных предприятий строительных организаций, с железнодорожных станций, из морских и речных портов на строительную площадку; внутрипостроечный транспорт осуществляет перевозки по строительной площадке, со складов, бетонных заводов, приобъектных полигонов к участковым и приобъектным складам.
При рациональной организации транспорта внешние грузопотоки массовых грузов оканчиваются на приобъектных складах. Весьма эффективна работа транспорта по прямому варианту («с колес» или «с плавсредств»), когда груз без дополнительных перегрузочных операций и промежуточного складирования поступает с транспортных средств непосредственно в дело.
При сооружении причалов в действующих портах целесообразно выполнять в первую очередь капитальные транспортные коммуникации для эксплуатационных нужд порта с их временным использованием во время строительства.
Организация построечного транспорта заключается в определении общего и календарного грузооборотов, выборе видов транспорта и определении его количества, расчете стоимости перевозки грузов, обеспечения обслуживания и ремонта транспортных средств, строительства и эксплуатации транспортных коммуникаций.
В результате анализа грузопотоков по видам грузов, условиям их погрузки, перевозки и выгрузки, требующим специализации транспортных средств, определяют ведомость грузовой работы строительства, в которой значится количество каждого груза, грузовая работа в тонно-километрах по каждому виду и необходимый для перевозки данного груза тип транспортных средств. Пользуясь ведомостью грузовой работы, определяют потребное количество транспортных средств.
Потребное число автомобилей (шт.) определяют по формуле
где ∑Q — суммарное количество перевозимого груза, т; Т'ц — продолжительность рейса, ч; t'p —продолжительность работы автомобиля в расчетный период, ч.; qп — полезная грузоподъемность автомобиля, т.
Продолжительность рейса (мин)
где tн, tр, tм — продолжительность соответственно загрузки, разгрузки и маневрирования автомобиля, мин; L — дальность перевозки, км; Vгр, Vпор — средняя скорость движения соответственно в груженом состоянии и порожнем, км/мин; kр — коэффициент увеличения времени пробега от замедлений и торможения (в зависимости от расстояния перевозки 1—1,2).
Потребное число плавучих транспортных средств пс (шт.) заданной группы
где ∑Q — грузооборот в расчетный период, т; tц — продолжительность рейса, ч; kм — коэффициент влияния гидрометеорологических факторов (≥1); α — коэффициент использования грузоподъемности (0,5—1); q — грузоподъемность транспортного плавучего средства, т; k1 — коэффициент использования плавединиц во времени (≤1).
Продолжительность рейса (ч) плавединицы
где Т1, Т2 — интенсивность погрузки и выгрузки, т/плавединицу-ч; t'BCa, t"всп — продолжительность вспомогательных операций при погрузке и выгрузке, ч; Vгр, Vпор — скорость движения плавединицы в груженом и порожнем состояниях, км/ч или миль/ч; L — протяженность между конечными пунктами рейса, км или миль; tман — продолжительность маневровых операций, ч.
Потребное число железнодорожных вагонов или платформ, (шт.)
где Qпр — суточная провозная способность участка пути, т; nq' — полезная грузоподъемность единицы подвижного состава, т.
Значение Qпр определяют по формуле
где Q1 — полезная нагрузка поезда, т; t'ц — продолжительность одного оборота состава, ч.
Продолжительность t'ц находят по формуле
где tп, tр — время погрузки и разгрузки состава, ч; L — расстояние перемещения состава в одном направлении, км; Vгр, Vпор — скорость движения груженого и порожнего состава, км/ч; tман — время маневровых операций, ч.
Автомобильные дороги на стройплощадках устраивают прямолинейными по кольцевой схеме с наименьшим числом пересечений друг с другом и с железными дорогами. При тупиковой схеме в концах дорог предусматривают площадки для возможности поворота автомобилей.
Продольные уклоны автомобильных дорог принимают в пределах до 60% при движении одиночных автомобилей и 40% — для автомобилей с прицепами, возможно увеличение уклона в особо трудных условиях на 20%.
Дороги делят в зависимости от типа одежды на: усовершенствованные капитальные с покрытиями (цементобетонным армированным монолитным, сборным бетонным сплошным, асфальтобетонным однослойным и двухслойным); усовершенствованные облегченные с щебеночным покрытием и обработкой вяжущими; переходные с покрытием из укатанного щебня, сборным бетонным колейным покрытием; низший тип дорог с грунтовым покрытием, укрепленным добавками щебня, гравия, шлака и т. п.
При строительстве причалов широко применяют колейные дороги из сборно-разборных железобетонных плит, укладываемых пионерным способом при помощи автокрана на подготовленное песчаное основание толщиной не менее 20 см.
Для обслуживания строительных площадок пользуются железнодорожными путями — подъездными III категории, с маневровым характером движения, внутренними с нормальной колеей (1520 мм). Для внутренних путей иногда применяют рельсовый транспорт узкой колеи (600 и 750 мм).
Водный транспорт широко распространен при строительстве причалов. Доставка массовых грузов внешней поставки осуществляется плавсредствами пароходств, с которыми строительная организация заключает соответствующий договор. Строительная организация — грузовладелец оборудует причалы, площадки для грузов у причалов, выполняет грузовые операции своими силами и средствами. Внутриплощадочпые перевозки на акватории строительства осуществляет транспортный флот, принадлежащий строительной организации.