В главном корпусе и других зданиях электростанций краны предусматриваются для монтажа и ремонта оборудования и по характеру работы относятся к кранам легкого режима работы.
В зданиях ТЭС в основном применялись сборные предварительно напряженные железобетонные подкрановые балки. Однако из-за трудности их изготовления и сложности крепления подкрановых путей при незначительной экономии стали по сравнению с полностью стальными балками, например, замена железобетонных балок пролетом 12 м под кран 125 т стальными обусловливает перерасход 3848 кг стали на одну балку при экономии бетона 13,1 м3. Признано целесообразным применение стальных балок (рис. 7.34).
В сооружениях ТЭС применяются унифицированные стальные разрезные подкрановые балки пролетом 12 м под мостовые краны грузоподъемностью от 10 до 250 т и полу козловые грузоподъемностью 20—35 т. Подкрановые балки запроектированы двутаврового сечения с поясами из тавров и стенкой-вставкой из листа. Высота балок на опоре — от 1050 до 2050 мм. Ребра жесткости предусмотрены через 1500 мм. Опирание балок на колонны принято шарнирным через строганые опорные ребра. Тормозные устройства для балок под мостовые краны запроектированы в виде балок шириной 750—1000 мм. Класс и марки стали выбираются в зависимости от грузоподъемности и пролета крана. Для выбора оптимальной конструкции разработаны три варианта подкрановой балки, в которых предусмотрено использование различных сечений проката и марок стали. Целесообразны балки из двух классов стали: пояса — из стали С 46/33, стенки-вставки и тормозные балки — из стали С 38/23.
Характеристики разных вариантов подкрановых балок представлены в табл. 7.23. В этой таблице рекомендованы сечения исходя из минимального расхода стали и соблюдения требований надежности конструкции.
Крепление подкрановой балки к колонне выполняется податливым, позволяющим балке поворачиваться на опоре. Крепление подкрановых рельсов к балке предусмотрено на прижимных планках и болтах, позволяющих производить рихтовку рельса. Для полукозловых кранов рекомендуются рельсы типа КР-70, а для мостовых — типов Р-43, КР-70, КР-80, КР-100 и КР-120 в зависимости от грузоподъемности крана.
Для обслуживания подкрановых путей предусмотрены специальные лестницы с ближайших перекрытий.