- нарушение установленной проектами и техническими условиями технологии производства строительных и монтажных работ;
- недостаточная специализация строительных и монтажных организаций;
- несоответствие характеристик строительных машин и механизмов выполняемым работам;
- нетехнологичность отдельных конструктивных и компоновочных решений;
- недостаточная оснащенность строек средствами малой механизации, инструментами и приспособлениями;
- недостаточное использование имеющегося парка строительных машин и низкая производительность имеющихся механизмов;
- низкое качество строительно-монтажных работ, которое приводит к дополнительным затратам ручного труда на исправление допущенного брака.
За 10-ю пятилетку объем ручного труда на на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ снижен: по земляным работам — на 28,6%; штукатурным — 23,5%, малярным — 20%. Снижен общий уровень ручного труда рабочих на строительно-монтажных работах: с 42,1 % в 1975 г. до 39,1% в 1979 г. Однако несмотря на достигнутое снижение уровень ручного труда на некоторых строительно-монтажных процессах все еще высок, особенно на облицовочных (92,8%), каменных (89,7%), малярных (65,9%) и штукатурных работах (62,1%).
Ниже приведены некоторые наиболее эффективные машины и механизмы, внедрение которых в энергетическом строительстве позволяет повысить производительность трудя, улучшить качество работ, сократить сроки строительства и затраты труда на строительных площадках.
Штукатурные работы
Для комплексной механизации штукатурных работ используют специальный комплект оборудования, основой которого является мобильная штукатурная станция ПШФС-2 с набором механизированного и ручного инструмента (всего 31 наименование). Станция позволяет принимать штукатурные растворы без пандусов. Подача растворов производится установленными в станции насосами.
При значительной дальности подачи растворов необходимо использовать малогабаритную штукатурную станцию СШ-6, небольшая масса и габариты которой позволяют применять ее как перекачивающую станцию, устанавливаемую в труднодоступных местах, набрызг ведется растворонасосом СО-49 производительностью 4 м3/ч.
На рис. 11.13 показана схема комплексной механизации штукатурных работ на главном корпусе. Выполнение штукатурных работ с использованием указанного оборудования позволяет довести выработку на одного рабочего до 16—18 м2 в смену при средней выработке по Минэнерго СССР 5 м2 в смену.
Для приема товарного раствора используются установки, которые в комплекте с растворными ящиками позволяют механизировать прием, выдачу и транспортировку штукатурных растворов с помощью кранового оборудования.
Малярные работы
На всех стройках имеются комплекты средств малой механизации для выполнения малярных работ. Основу такого комплекта составляет малярная станция ПМС-72 (рис. 11.14), обеспечивающая механизированное приготовление основных видов малярных составов из сухих смесей и полуфабрикатов, подачу их к рабочим местам и нанесение на обрабатываемую поверхность механизированным способом. С каждой станцией поставляется 27 наименований ручного и механизированного инструмента.
Техническая характеристика станции ПМС-72
Производительность по приготовлению:
водно-клеевых составов (известковых и меловых), кг/ч — 350
масляных составов и эмульсий, кг/ч — 600
меловых замазок, кг/смену — 400
Производительность по нанесению составов:
водных, м2/смену — 3000
масляных, м2/смену — 2000
Для окраски поверхностей применяются агрегаты высокого давления, выпускаемые СССР и ВНР по лицензии фирмы «Вагнер» (Швейцария). По сравнению с механизмами, принцип работы которых основан ка распылении окрасочных составов воздухом, агрегаты высокого давления позволяют экономить окрасочные составы, уменьшают загрязненность окружающей среды, улучшают условия труда и увеличивают производительность.
Для подъема людей к месту отделочных работ серийно изготовляются специальные механизмы и средства подмащивания; вышка шарнирная двухсекционная Ш2 СВ-18Г с высотой подъема до 18 м (рис. 11.15), люлька одноместная самоподъемная ЛОС-100-120 грузоподъемностью до 120 кг с высотой подъема до 100 м; люлька с электроприводом ТП-11 с шириной захвата до 4 м грузоподъемностью 250 кг с высотой подъема до 100 м; леса универсальные самоходные, имеющие ширину захвата 12 м, грузоподъемность 1000 кг, высоту подъема 14 м, которые могут передвигаться вдоль фасадов зданий, обеспечивая непрерывность отделочных работ. Осваивается выпуск самоходных лесов на пневмоходу, что позволит обеспечить их лучшую мобильность.
Для выполнения отделочных работ внутри зданий выпускается набор различных подмостей. В настоящее время осваивается производство инвентарных лесов из алюминиевых сплавов.
Прошла производственные испытания шарнирная вышка с высотой подъема до 22 м. В конструкции вышки предусмотрена система подачи окрйсочных составов непосредственно к месту работ по трубопроводу, проложенному вдоль стрелы.
Стекольные работы. Для создания в строительных организациях мастерских по раскрою стекла создается комплект оборудования, который, будет поставляться на площадку вместе со сборно-разборным инвентарным каркасом мастерской. Поставка с завода, таких комплектов позволит повысить качество работ, увеличить производительность труда и сократить трудозатраты при выполнении отделочных работ.
Герметизация стыков
Для герметизации стыков используется герметизатор ГС-1, работающий на мастике «Бутепрол». Производительность этого герметизатора в 1,5 раза выше, чем выпускаемого серийно союзной промышленностью.
Практически для выполнения всех отделочных работ имеются средства малой механизации, позволяющие максимально механизировать все технологические операции. Но все же на этих работах еще велико количество рабочих, занятых ручным трудом. Это во многом зависит от недостаточного использования средств малой механизации (СММ). Однако нередко еще в проектах электростанций предусматриваются конструкции с выполнением «мокрых» процессов, с использованием кирпичной кладки. Раствор в основном изготовляется без пластификаторов из непросеянного песка, что ведет к невозможности механизированной затирки поверхностей. Некачественный раствор вызывает преждевременный износ растворонасосов и образование пробок в раствороводах. Неудовлетворительны отделка панелей, качество столярных и других изделий заводов стройиндустрии. Как правило, поставляемые панели требуют дополнительной обработки и окраски.
Вертикальный и горизонтальный транспорт грузов
Трест Энергомеханизация располагает комплектом оборудования для горизонтальной и вертикальной транспортировки грузов и людей. Для транспортировки штучных сыпучих материалов и штукатурных растворов используются ручные тележки на литых шинах или пневмоходу. Для транспортировки по кровле и на нулевой отметке на базе мотороллера изготовляется универсальная транспортировочная машина УТМ-1, которая имеет съемные емкости для перевозки как штучных и сыпучих, так и жидких материалов (битума, мастик и пр.). Для монтажа оборудования и его транспортировки по горизонтали осваивается специальное грузоподъемное устройство СПУ-1, которое можно передвигать с грузом массой до 500 кг, выпускается грузоподъемная установка с электроприводом УГ-1. Для доставки людей и грузов применяется грузопассажирский лифт «Гнезно» грузоподъемностью 1 т.
Для лучшего использования горизонтального и вертикального транспорта проектным организациям необходимо предусматривать в проектах поперечные и продольные проезды внутрипостроечного транспорта на нулевой отметке не реже чем через 100 м; возможность проезда кран-балки и монорельса грузоподъемностью 1—3 т в труднодоступных зонах под перекрытиями; консольные краны грузоподъемностью до 5 т, оборудованные лебедками с канатоемкостыо, обеспечивающей прием грузов с нулевых отметок; специальные установки для подачи битумных мастик, жестких растворов и керамзита.
Торкретные работы
Нанесение цементно-песчаного раствора производится с помощью машины для безопалубочного бетонирования СБ-67 и компрессора ДК-9М.
При железненни поверхностей мокрыми составами применяется штукатурный агрегат СО-57 с приставкой Марчукова. Раствор наносится на поверхность под давлением сжатого воздуха. Для заглаживания поверхности используют штукатурно-затирочные машины СО-86 и СО-112. Сменная выработка при такой технологии составляет около 200 м2 поверхностей при толщине слоя 20 мм. Создана установка для приема и подачи жестких растворов на базе штукатурных станций СШ-6.
Кровельные и гидроизоляционные работы
Технический уровень кровельных работ отстает еще от современных требований индустриализации строительства. Хотя объемы рулонных кровель постоянно возрастают при выполнении кровельных работ на многих стройках еще преобладает ручной труд, применяются устаревшие инструменты и инвентарь.
Трестом Энергомеханизация разработан и внедрен ряд механизмов, применение которых позволяет сократить трудозатраты, улучшить организацию и механизацию работ, повысить производительность труда, улучшить качество работ.
Успешное выполнение кровельных работ в значительной мере зависит от организации на объекте подготовительных работ, включающих приготовление битумных мастик, очистку рулонных материалов и их перемотку, транспортировку.
Для рационального выполнения кровельных и гидроизоляционных работ необходимо создание централизованного узла для хранения и приготовления битумов и мастик, который является одним из важнейших факторов повышения производительности труда, сокращения трудоемкости приготовления битумов и мастик, улучшения условий труда. Для централизованного приготовления битумов и мастик создан комплект оборудования, в который входят битумохранилище с пароподогревом, битумоварочные установки УБВ-1, установка для хранения и приготовления битумных мастик УХМП-1 с системой автоматического поддержания температуры битума и перемешивающим устройством.
Жидкий битум поступает на узел в железнодорожных цистернах. В емкостях битумохранилища он подогревается и поступает по битумопроводу в установку УБВ-1. Кусковой битум подается по монорельсу в битумоварочные установки или установку УХМП-1. Обслуживают битумное хозяйство машинисты III и IV разрядов, такелажник II разряда.
Для транспортирования готового битума и битумных мастик от центрального узла к строящемуся объекту предусматривается битумная передвижная установка УБВ-3.
При небольших объемах работ и на объектах, удаленных от централизованного узла, для приготовления битума используется выпускаемый Челябинским механическим заводом битумоварочный котел емкостью 1,8 м3, который предназначен только для приготовления горячего битума.
Для подготовки рулонных материалов применяется машина для очистки и перемотки рулонных кровельных материалов СО-98.
Для транспортировки рулонных материалов и мастик по кровле применяют универсальную транспортировочную машину УТМ-1 на базе грузового мотороллера ТГ-200М. На раме мотороллера устанавливается платформа с опрокидывающимся кузовом. В комплект машины входит теплоизолированный бак для перевозки горячего битума емкостью 200 литров, в верхней части которого имеется заливная горловина с сетчатым фильтром, а в нижней — кран для слива.
Для удаления воды с основания кровли применяется машина СО-106, а для удаления наледи Назрановским заводом «Электроинструмент» изготовляется машина для сушки основания кровли СО-107.
Для нанесения грунтовки на основание кровли и гидроизоляции Киевским экспериментальным механическим заводом серийно изготовляется установка для нанесения битумной мастики распылением УНБМР-1.
Для выполнения работ по нанесению и приклейке рулонных материалов трестом Энергомеханизацня создан комплект для кровельных работ СК-3, который состоит из утепленного фургона, установленного на двухосном прицепе, и набора ручного инструмента и оборудования.
Перечень средств механизации для кровельных работ приведен в табл. 11.22.
Институт ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева разработал холодные битумные асбестовые эмульсионные мастики БАЭМ, исходными материалами для которых являются обезвоженный, очищенный и нагретый до 150—170°С битум, сухой распушенный асбест и нагретая до 60—80°С вода. В качестве пластифицирующей добавки используют при необходимости синтетические латексы.
Трестом Энергомеханизация внедрен централизованный узел для приготовления битумных и битумно-асбестовых эмульсионных мастик (рис. 11.16). Битумно-асбестовые эмульсионные мастики применяются при производстве безрулонных кровель и гидроизоляции фундаментов на строительстве промышленных и жилых зданий. Схемы механизации кровельных работ, а также подачи битумной мастики и наклейки рулонного ковра показаны на рис. 11.17 и 11.18.
Централизованный узел для приготовления и хра. нения битумов, к которому подводят паропроводы для подогрева битума в цистернах, размещают на площадке размерами 55X30 м около железнодорожного полотна.
На расстоянии 2 м от последнего устанавливают цистерны бнтумохранилшца, собираемые из секций, и насосную станцию.
На централизованном узле монтируют битумоварочные котлы УБВ-1, битумопровод для подачи к ним жидкого битума из цистерн от насосной станции, монорельс для транспортировки кускового битума с забетонированной площадки размерами 6X6 м, где он хранится.
На территории узла, обнесенной оградой, прокладывают автомобильные проезды и устанавливают вагончик для проведения ремонтных работ и лабораторных анализов, размещения административного персонала и обеспечения бытовых нужд работающих.
Кроме того, здесь же под навесом размещают сварную емкость, в которой хранится наполнитель (асбест VI и VII сортов), используемый в процессе приготовления битумных мастик.
Жидкий битум поступает на узел в железнодорожных цистернах. После подогрева в емкостях битумохра-нилища он по битумопроводу подается в установку УБВ-1. где происходит дальнейшая его обработка.
Для вертикальной транспортировки этих материалов применяют различные грузовые и грузопассажирские подъемники, а для их хранения и перевозки в холодное время года — контейнер КР-1, имеющий теплоизоляцию и систему подогрева воздуха.
При удалении воды и наледи с основания кровли применяют машины СО-106 и СО-107 Минстройдормаша СССР.
Чтобы обеспечить возможность механизации работ по нанесению и приклейке рулонных материалов, специалисты треста Энергомеханизация разработали комплект оборудования СК-3 для кровельных работ, который состоит из установленного на двухосном прицепе утепленного фургона с набором ручного инструмента и оборудования. Кроме того, на Орджоникидзеабадском FM3 треста Энергомеханизация налажен выпуск битумных насосов СО-119 и СО-120, которые позволяют перекачивать битумные мастики с пылевидным, волокнистым или комбинированным наполнителями.
Схемы комплексной механизации кровельных работ, а также подачи битумной мастики и наклейки рулонного ковра показаны на рис. 11.17 и 11.18.
В процессе исследований, проведенных ВНИИ Г им. Б. Е. Веденеева, установлено, что наилучшими гидроизоляционными свойствами обладают холодные битумно-асбестовые эмульсионные мастики БАЭМ.
По рекомендациям специалистов этого институте в тресте Энергомеханизация разработана и внедрена установка УПБАЭМ-1 для приготовления битумно-асбестовых эмульсионных мастик.
Трестом Энергомеханизация внедряется новый метод устройства мягкой кровли — метод пластификации подкровельного слоя рубероида растворителем. Работы должны вестись при температуре выше +5°С.
Новый метод устройства мягкой кровли исключает все операции старой технологии (за исключением подачи рулонных материалов на кровлю и их приклейки и прикатки) в результате применения специального рубероида с заранее нанесенным в заводских условиях дополнительным слоем мастики и применения соответствующего оборудования для разжижения этого слоя при его раскатке по основанию кровли. На основание кровли наносится огрунтовочный слой, далее на склеиваемые поверхности удочкой наносится растворитель, который разжижает покровный слой наплавленного рубероида, превращая его в клеящую массу. Склейка полотнищ рулонной кровли достигается полным прижатием пластифицированных поверхностей катками. Для производства работ по устройству рулонной кровли тодом пластификации применялись серийно выпускаемые заводами механизмы и приспособления для кровельных работ: контейнер KP-1, установка для сушки оснований СО-107, вагон-термос для мастик, установка для нанесения битума распылением УНБМР-1, устройство для раскатки рулонов СО-108, каток для прикатки рубероида, универсальная транспортировочная машина УТМ-1 и машина для нанесения битумных мастик СО-128 (табл. 11.23).
Гидроизоляция фундаментов промышленных и гражданских сооружений производится агрегатом для гидроизоляционных работ АБГР-1, который работает с гусеничным трактором МТЗ-50. Предварительно с помощью пневмоскребка скалывают наплывы и заделывают раковины, а также очищают изолируемую поверхность. После огрунтовки основания установкой СО-122 наносят гидроизоляционный слой с помощью удочки и шлангов от насосной группы агрегата.
Резка и сверление железобетона
На строительстве электростанций необходимо выполнять большой объем резки и сверления железобетона. Наибольший объем приходится на алмазное сверление. Трестом Энергомеханизация серийно изготовляются ручные машины для сверления железобетона МС-50М и МСУ-50. Диаметр сверления этих машин — до 50 мм. Для отверстий ∅100—125 мм используется станок ИЭ-1801 с глубиной сверления до 380 мм. Для сверления отверстий диаметром до 160 мм применяется станок ИЗ-1805.
Для резки железобетона изготовляются установки УРЖ и УРБ-220 (рис. 11.20) с высотой прорезаемой щели до 300 м.
Рассмотренные механизмы в основном запроектированы и проверены в эксплуатации трестом Энергомеханизация Минэнерго СССР, планируется путем внедрения средств малой механизации добиться дальнейшего сокращения затрат ручного труда и освободить от ручного труда не менее 21 тыс. чел.