Ниже рассмотрены основные здания и производственные установки этих хозяйств.
Бетонорастворное хозяйство
Следует отметить, что несмотря на относительно небольшую стоимость строительной базы сроки строительства, особенно в первый период, во многом определяются бетонорастворными хозяйствами. Бетонные хозяйства зачастую комплектовались и строились 1—1,5 года. Фактические затраты на их создание были очень велики. Для того чтобы бетонные хозяйства вводились в действие за несколько дней, а крупные — через несколько недель после доставки их на площадку для энергетического строительства созданы унифицированные автоматизированные бетонные заводы контейнерного типа производительностью 24 и 60 м3/ч бетона, склады цемента и растворные узлы контейнерного типа. Технико-экономические показатели бетоносмесительных установок приведены в табл. 9.11.
На рис. 9.12 показаны варианты компоновок бетонорастворного хозяйства для строительства ТЭС мощностью 4000—6000 МВт. Бетоносмесительная установка БСУ-60 предназначена для изготовления бетона восьми марок. Мощность бетонорастворного хозяйства определяется объемом выполняемых в пиковый год строительства бетонных работ, составляющим для КЭС мощностью 4000—6400 МВт на пылеугольном топливе 120—160 тыс. м3, газомазутном — 90—120 тыс. м3 и для ТЭЦ мощностью 800 МВт — 40—50 тыс. м3 в год.
Установка двух бетоносмесителей емкостью по 750 л обеспечивает при двухсменной работе производительность 240 м3 в сутки и по расчетам полностью удовлетворяет потребность строительства ТЭЦ. Для КЭС с блоками 500 и 800 МВт устанавливается бетоносмесительная установка на два смесителя емкостью 1200 л (рис. 9.13), но в самый напряженный год строительства (пиковый) мощность завода увеличивается установкой БСУ-24 производительностью 24 м3/ч на два смесителя емкостью по 750 л.
Следует отметить, что одновременная работа двух бетоносмесителей емкостью по 1200 л может обеспечить максимальную суточную потребность в 300—350 м3 бетона. Для приготовления раствора предусмотрен одни растворосмеситель емкостью 600 л, производительностью 10 м3/ч.
Бетоносмесительную и растворосмесительную установки сооружают раздельно, но на одной площадке, что позволяет для всех установок использовать один склад цемента и инертных.
Бетоносмесительные установки изготовляются в виде отдельных блоков, укомплектованных всеми строительными конструкциями, технологическим, сантехническим и электротехническим оборудованием. В случае необходимости бетонный завод может быть расширен путем установки необходимого количества дополнительных блоков. В отдельных случаях бетоносмесители могут быть использованы для приготовления раствора или сухой смеси для штукатурных агрегатов, устанавливаемых в местах производства работ. Тип выбираемой бетоносмесительной установки зависит от конкретных условий площадки и поставки оборудования.
Растворосмесительная установка также выполняется из типовых блоков сборно-разборной конструкции, укомплектованных всем необходимым оборудованием. Предусматривается установка одного растворосмеснтеля непрерывного действия емкостью 500 л.
Известегасительная установка выполнена как инвентарное сборно-разборное сооружение и состоит из склада комовой извести, известегасительного отделения и ям для выдержки и выдачи готового известкового молока или теста (рис. 9.14).
Суточный расход цемента на строительстве КЭС мощностью 4000—6400 МВт составляет 150—200 т. Согласно нормативам запас цемента на строительстве при доставке его по железной дороге должен обеспечивать работу в течение 20 дней. С учетом коэффициентов неравномерности потребления 1,3 и неравномерности поступления 1,1 запас цемента на складе принимается для КЭС мощностью 6400 МВт около 4000 т, для ТЭЦ мощностью 700—800 МВт — около 300—400 т (рис. 9.15).
Силосный склад цемента выполняется комплектно с приемным устройством, позволяющим осуществлять механизированную разгрузку цемента из всех видов подвижного состава.
Блочный бетонный завод БСУ-60 представляет собой многоэтажное здание каркасной конструкции. Колонны стальные, сварные, кровельные панели — из сборного железобетона, стеновые — керамзитобетонные. При его разработке обеспечена крупноблочность по функциональному признаку, т. е. раздельное проектирование и изготовление блоков технологического оборудования, блоков (марок) несущих металлоконструкций, объемных блоков пультового помещения и галереи; достигнуто уменьшение количества блоков, их габаритных размеров, высоты завода в целом, что упростило транспортирование, монтаж и обслуживание, сокращен объем расходных бункеров при полной автоматизации подачи заполнителей и увеличении мощности подающего конвейера; обеспечены групповое дозирование, механическая подача цемента в дозатор, вынесение расходных бункеров цемента за пределы этажерки завода, увеличение объема замеса смесителей СБ-11 до 1,5 м3, централизованное автоматическое управление всеми операциями, включая закачку, с вынесенного за пределы этажерки завода пульта.
Основное технологическое оборудование БСУ-60 скомпоновано в 17 блоков и размещено в трех отделениях: надбункерном, дозаторном и смесительном (см. рис. 9.13).
Блоки надбункерного отделения, расположенные на отметке 11,6 м, включают: раздаточное устройство для пяти расходных бункеров-заполнителей, приводную станцию наклонного конвейера, баки для воды и добавок, электрораспределительный пункт и вытяжную вентиляционную установку.
Поворотная воронка имеет пять фиксированных положений и приводится в движение электродвигателем через редуктор и фрикционную передачу. Управление работой раздаточного устройства и ленточного конвейера осуществляется автоматически по сигналам тензоуровнемеров.
Общая емкость пяти расходных бункеров 45 м3; для крупного заполнителя предназначены два бункера емкостью по 7 м3 и один 13 м3; для мелкого заполнителя — два бункера емкостью по 9 м3. Емкость бункеров подобрана так, что обеспечивает непрерывную работу двух смесителей в течение не менее 30 мин. Каждый бункер снабжен лотковым затвором с запорным устройством, препятствующим самооткрываиию. Расходные бункера цемента емкостью по 8 т находятся вне этажерки завода. Цемент подается в них пневмотранспортом со склада или из автоцементовозов.
Технико-экономические показатели блочного завода БСУ-60:
Марка бетоносмесителя | С-302 |
Количество бетоносмесителей | 2 |
Емкость бетоносмесителей по выходу, м3 | 1,2—1,5 |
Производительность, м3/ч | 48—60 |
Количество фракций заполнителя | 5 |
Емкость расходных бункеров, м3 | 43 |
Количество марок цемента | 2 |
Емкость силосов цемента, т | 30 |
Количество единиц основного технологнческого оборудования | 13 |
Установленная мощность электродвигателей, кВт | 108,6 |
Высота здания, м | 14,4 |
Общая масса металлоконструкций, т | 81,8 |
В том числе технологического оборудования | 48,5 |
Количество монтажных марок металлоконструкций с оборудованием, шт | 35 |
Численность производственных рабочих, чел. | 3 |
Время строительства, мес. | 1,5 |
Капитальные вложения, тыс. руб | 86 |
Склад инертных материалов выполняется без подземных галерей и надземных эстакад. Для погрузочно-разгрузочных работ используются передвижные механизмы, например бульдозеры, экскаваторы с грейфером и т.д., емкость склада достигает 10000 м3 для строительства КЭС мощностью 6400 МВт и около 4000 м3 для ТЭЦ мощностью до 800 МВт. Склады штабельного типа с разгрузочной железнодорожной эстакадой обслуживаются двумя грейферными козловыми кранами. Подогрев заполнителей в бункерах должен быть рассчитан на объем бетонирования в зимний период. Обогащение инертных материалов должно быть организовано в карьерах.
Потребность хозяйства в сжатом воздухе обеспечивается компрессорной станцией производительностью на строительстве ТЭЦ 60 м3/мин (3 компрессора по 20 м3/мин) и КЭС — 80 м3/ мин (4 компрессора по 20 м3/мин). Производительность станции принята из расчета следующей потребности: бетоносмесительный цех — 1,5 м3/мин; растворосмесительный цех — 1,0 м3/мин; склад цемента — 26 м3/мин; известегасительная установка — 1,5 м3/мин.
Остальные сооружения бетонорастворного узла: строительная лаборатория, контора, помещение для обогрева рабочих и пр. — размещается в передвижных контейнерных зданиях или домиках СПД.
Примерные схемы расположения основных сооружений бетонорастворного хозяйства показаны на рис. 9.12. Как видно из схем, склады цемента и инертных материалов размещают вдоль железнодорожного пути. Склад цемента расположен между бетоно- и растворосмесительными установками.
Хозяйство главного механика
Хозяйство главного механика состоит из ремонтномеханической мастерской, слесарно-сборочной мастерской, сварочного цеха, электромеханической мастерской, навеса для ремонта строительных механизмов, платформы для их разгрузки и ремонтного двора.
Мастерская главного механика предназначена для выполнения связанных со станочной обработкой слесарных и сборочно-разборочных работ, для текущего ремонта дорожно-строительных механизмов, подготовительных, сантехнических работ, а также изготовления разных приспособлений и ограждений, требуемых по технике безопасности.
Мастерские главного механика размещаются в объединенном корпусе вместе с арматурной мастерской и материальным складом. Объединенный корпус запроектирован в УТС сборпо-разборного тина серии 420-06 (рис. 9.16). В арматурной мастерской возможна заготовка в год до 3000 т арматуры диаметром до 40 мм.
Кроме того, предусмотрена ремонтно-механическая мастерская (рис. 9.17), предназначенная для текущего ремонта строительных машин, механизмов и средств транспорта. Здание мастерской выполнено из УТС контейнерного типа, укомплектовано технологическим оборудованием и инвентарем, сетями центрального отопления и электроснабжения. Бытовое обслуживание работающих в мастерской предусмотрено в центральном бытовом корпусе.
Автохозяйство
Как правило, на автобазах строительства наряду со стоянкой и обслуживанием автомашин производится также их текущий ремонт. Капитальный и средний ремонт автомашин осуществляется на специальных ремонтных заводах. Поэтому авторемонтные мастерские и другие сооружения автохозяйства стройплощадки имеют сугубо временный характер и их число должно соответствовать номенклатуре и количеству зданий и сооружений, указанных в Табеле.
Для определения размеров автобазы необходимо знать общее число автомашин в максимальный по грузообороту год и примерное распределение автомашин по отдельным участкам строительства. Для строительства ТЭС мощностью до 2400 МВт число автомашин колеблется обычно от 100 до 200, а для КЭС мощностью 4000—6400 МВт увеличивается до 400.
Автобаза строительства тепловой электростанции состоит из открытой стоянки автомашин, находящихся в эксплуатации; площадки для стоянки автомашин, находящихся в ожидании ремонта; открытой мойки; авторемонтной мастерской с профилакторием, жестяно-кузовной мастерской. Складские помещения автобазы включают материальную кладовую, склад резины, склады горючих, смазочных и лакокрасочных. В состав автобазы входят также административные здания — контора, диспетчерская, проходная и пр.
Ниже рассмотрены отдельные здания и сооружения автобазы на 200 автомашин.
Площадки для открытой стоянки и обслуживания выбираются в зависимости от возможных схем расстановки автомашин. Площадь, занимаемая одной автомашиной, составляет 16 м2, трактором — 10 м2, расстояния между автомашинами, а также между ними и другими сооружениями принимаются не более 1 м и не менее 0,7 м.
Подогрев двигателей в зимнее время осуществляется паром низкого давления, горячей водой или электронагревательными элементами. Необходимая поверхность нагрева котлов приведена в табл. 9.12.
Для разводки пара или горячей воды по открытой площадке прокладываются заключенные в короба с теплоизоляцией трубопроводы с раздаточными стояками. При подогреве двигателей горячей водой система охлаждения двигателя выполняется с принудительной циркуляцией.
Наряду с указанными методами прогрева автомашин на открытых стоянках используется и метод прогрева двигателей горячим воздухом, подаваемым под капот автомобиля. Воздух нагревается с помощью паровых или водяных калориферов и по воздухопроводу разводится к местам стоянок. Для подогрева воздуха могут использоваться также и воздухоподогреватели, работающие на жидком топливе.
Мойка автомашин производится на специально оборудованной открытой площадке. Размеры площадки для мойки определяются габаритными размерами автомашин, увеличенными в каждую сторону не менее чем на 1,25 м. Площадки для мойки имеют бетонное или-асфальтобетонное покрытие с уклоном 2—3% в сторону от мойки и оборудованы эстакадой, на которой производится мойка. Посты мойки отделяются друг от друга водонепроницаемыми экранами или шторами высотой ~3 м.
Для строительства ТЭЦ мощностью от 400 до 800 МВт предусматривается авторемонтная мастерская с профилакторием (рис. 9.18), предназначаемая для обслуживания, а также текущего ремонта грузовых автомобилей. В здании располагаются производственные помещения, которые по своему характеру обеспечивают первую и вторую категории техобслуживания и текущий ремонт автомобилей; посты обслуживания и ремонта оборудуются смотровыми канавами. Штат мастерской 87 чел. Полезная площадь 856 м2. Мастерская располагается в сборно-разборном здании пролетом 12 м.
Механизированный заправочный агрегат смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51 или ГАЗ-63 и предназначен для обслуживания строительных машин и механизмов в полевых условиях. Агрегат обеспечивает механизированную заправку машин, а также механизированную смазку дорожно-стронтельных механизмов консистентными смазочными материалами. Оборудование агрегата позволяет выполнить также перекачку топлива из одного резервуара в другой, минуя собственные емкости, подачу сжатого воздуха для накачки шин. Агрегат приспособлен для тушения пожаров.
Склад горючих и смазочных материалов для автотранспорта, тяжелых механизмов, а также лакокрасочных материалов строится единым, инвентарного типа. Склад снабжается раздаточными колонками.
При выборе участка для автобазы следует учитывать возможность сокращения холостых пробегов, а также необходимость разрывов между автобазой и другими сооружениями. Минимальные санитарные разрывы приведены в табл. 9.13. Автобаза на 200 машин и более должна быть расположена от жилых зданий на расстоянии не менее 100 м. При компоновке зданий на территории автобазы должен быть обеспечен удобный подъезд к базе, к местам открытой стоянки и ремонтным боксам; ширина проездов при встречном движении должна быть не менее 6,0 м, а при одностороннем движении — 4,5 м; расстояние от ворот автобазы до противостоящего ограждения должно быть не менее 15,5 м; между строениями должны быть соблюдены пожарные разрывы; число ворот в ограждении автобазы должно быть не менее двух.
База тепломонтажного участка
На участке тепломонтажных работ кроме монтажа турбин, котлов и вспомогательного оборудования выполняется укрупнение тепломеханического оборудования. В некоторых случаях этот участок занимается также монтажом и ук-рупнительной сборкой строительных конструкций зданий тепловой электростанции. Для выполнения работ участок должен располагать необходимой производственной базой: тепломонтажной мастерской со слесарным отделением; мастерской приборов и средств автоматизации; мастерской для изготовления теплоизоляционных изделий с растворным узлом, складом теплоизоляционных и обмуровочных материалов; лабораторией для испытания сварных соединений и металлов; кислородораздаточной станцией; пропан-бутановой станцией; конторой прораба и мастера; материальной и инструментальной кладовыми.
Тепломонтажпая мастерская предназначена для выполнения слесарно-механнческих работ немассового характера (при централизованном изготовлении КВО и трубопроводов вне площадки), ремонта монтажцых механизмов, ревизии арматуры высокого и низкого давления и т. д. Мастерская приборов и средств автоматизации предназначена для заготовительных и укрупнительно-сборочных работ, ревизии и испытания приборов. Склад монтажного участка предназначен для хранения мелких монтажных механизмов, монтажных материалов, инструмента, блоков и т. д. Сварку и резку металла производят под навесом, расположенным вблизи мастерской. Здесь же установлены пресс-ножницы И сварочные трансформаторы. Под навесом может быть расположено также оборудование для испытания арматуры.
Тепломонтажная мастерская, мастерская приборов и средств автоматизации, а также электромонтажная мастерская со складами размещены в объединенном корпусе (рис. 9.19), разработанном на основе УТС сборно-разборного типа (серия 420-06).
В качестве подъемно-транспортного оборудования в объединенном корпусе приняты подвесные кран-балки грузоподъемностью 3,0 т и автокары 2,0 т.
Бытовое обслуживание работающих предусмотрено в центральном бытовом корпусе на стройплощадке.
Мастерская для изготовления теплоизоляционных изделий с растворным узлом и складами размещается в сборно-разборном здании (рис. 9.20), запроектированном из УТС 420-06. В состав корпуса входят также мастерская для изготовления плит обмуровки и мастерская металлоконструкций.
Лаборатория для испытаний сварных соединений и металлов предназначена для текущего контроля качества сварочных работ и оснащается оборудованием, аппаратурой и приборами для механических испытаний, микро- и макрообработки образцов, фоторабот и пр. Лаборатория расположена в фургоне, который может транспортироваться на железнодорожной платформе, на трейлере или с помощью тягача. Масса установки 9,0 т. На площадке к фургону пристраивается деревянный тамбур, в котором размещают электрозаточный станок, тиски и шкаф для одежды.
Кроме указанных зданий участок тепломонтажных работ имеет укрупннтельные площадки со всеми необходимыми механизмами и железнодорожными платформами, а также открытые площадки для хранения оборудования.
База электромонтажного участка
База электромонтажного участка на строительстве ТЭС включает в себя электромеханическую мастерскую помещением для укрупнительной сборки, инструментальную и материальную кладовые, помещения для наладчиков, прорабскую, маслохозяйство и высоковольтную лабораторию. В электромеханической мастерской, расположенной совместно с тепломонтажной в объединенном корпусе, производят ревизию электрооборудования, не допускающего вскрытия, разборки и сборки на открытом воздухе, а также укрупнительную сборку деталей в блоки, позволяющую ускорить монтаж.
Маслохозяйство с центрифугой производительностью 5000 л/ч расположено в автофургоне.
Высоковольтная лаборатория с выпрямительной установкой на 90 кВ расположена в фургоне на автомашине ГАЗ-51. Лаборатория предназначена для испытания кабелей и проверки изоляции обмоток электрических машин и другого электрооборудования, работающего на напряжении до 35 кВ. Около электромонтажной мастерской предусматривается площадка для хранения монтажных механизмов и некоторых материалов, а также сборочно-укрупнительных работ. В зависимости от мощности электростанции и характера оборудования эта площадка должна быть не менее 150—250 м2.
Для хранения кабельной продукции предусматривается так называемое «кабельное поле» — открытая планированная площадка с проволочной оградой площадью 400—600 м2 для хранения 100—150 кабельных Иарабанов. Крупное оборудование — генераторы, двигатели, трансформаторы — хранят обычно на площадках, расположенных вблизи места их установки (главный корпус, фундаменты трансформаторов, ОРУ).