Абака (греч. abax — доска) — верхний элемент капители (см. эск. 12).
Акант — южное травянистое растение, стилизованная форма листа которого применялась в античном декоре в капителях греческого коринфского и римского композитного ордеров (эск. 1).
Акведук (лат. aqua — вода, duco — веду) — мост для пропуска воды по желобу или трубам (эск. 2).
Акрополь (греч. acros — верхний, polis — город) — городская крепость в Древней Греции.
Антаблемент — верхнее членение ордерной системы над колоннами (эск. 3): 1 — архитрав, 2 — фриз, 3 — карниз.
Античный — восходящий к греко-римской древности.
Анфилада — рад помещений, соединенных дверными проемами, расположенными на одной оси.
Апсида — (греч. apsis — свод, арка) — полукруглый, овальный или многоугольный выступ алтарной части храма, перекрытый полукуполом (эск. 4).
Арка (лат. arcus — дуга) — криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между опорами. Типы арок (эск. 5): 1 — полуциркульная, или круговая, 2 — пологая, 3 — приподнятая, 4 — подковообразная, 5 — стрельчатая, 6 — стрельчатая сжатая, 7 — круговая плоская (лучковая), 8 — трехцентровая (коробовая), 9, 10 — трехлопастные, 11 — стрельчатая зубчатая, 12 — килевидная.
Аркада — ряд одинаковых по размеру и форме арок, связанных между собой (эск. 6): а — опирающихся на столбы или колонны, б — в сочетании с накладным ордером (ордерная аркада).
Аркатура — украшение стены в виде ряда декоративных арок.
Архивольт — профиль, обрамляющий арку.
Архитрав — нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.
Астрагал (греч. astragalos) — архитектурный профиль обычно в виде нити бус или соединения валика с полочкой (эск. 7).
Атлант — опора в виде мужской фигуры.
Атриум (лат. atrium) — замкнутый дворик — центральное помещение античного жилого дома с небольшим отверстием в крыше и бассейном посредине (эск. 8).
Аттик (греч. atticos) — стенка над венчающим карнизом.
База (греч. basis) — основание, нижний элемент колонны, пилястры, пьедестала (эск. 9): 1 — тосканская, 2 — римско-дорическая, 3 — ионическая, 4 — коринфская.
Базилика — прямоугольное в плане здание, состоящее из трех или пяти нефов, отделенных друг от друга рядами колонн. Средний неф выше боковых, и стены его имеют окна (эск. 10).
Баптистерий — центр miеское здание, крытое куполом, с бассейном для крещения посредине.
Барабан — цилиндрическая или многогранная стена, несущая купол.
Вал — выпуклый архитектурный профиль (см. эск. 20), представляющий в поперечном разрезе полукруг или четверть круга.
Волюты — декоративные завитки, поддерживающие абаку, являются главным пластическим мотивом капителей ионического, коринфского и композитного ордеров.
Выкружка — вогнутый архитектурный профиль (см. эск. 20), представляющий в разрезе часть окружности, овала или эллипса.
Глава — купол, венчающий здание христианского храма.
Гурт — пояс, тяга. В готической архитектуре нервюра — ребро арки, образующей свод (эск. 11).
Гусек — архитектурный облом (см. эск. 20) из двух дуг, обращенных в противоположные стороны, верхняя часть вогнута.
Диптер — античный храм, окруженный двойным рядом колонн.
Закомары — в древнерусской архитектуре полукруглые фронтоны при цилиндрических сводах.
Замковый камень (ключ) — средний и высший из клинообразных камней, составляющих арку или свод (см. эск. 5, 6).
Золотое сечение — деление отрезка прямой так, чтобы большая часть относилась к меньшей, как весь отрезок — к большей.
Импост — горизонтальный архитектурный элемент, на который непосредственно опирается арка, стоящая на стене или колонне (см. эск. 6).
Интерколумний (лат. inter — между, columna — колонна) — расстояние между колоннами в свету.
Интерьер (фр. interieur — внутренний) — функциональное и эстетически организованное пространство внутри здания, образуемое ограждающими поверхностями, мебелью, осветительной арматурой, оборудованием.
Каблучок — архитектурный облом (см. эск. 20) из двух дуг, обращенных в противоположные стороны, верхняя часть выпуклая.
Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны (см. эск. 12).
Капитель — верхняя часть колонны, являющаяся отличительным элементом стиля (эск. 12): в греческих ордерах: 1 — дорическая, 2 — ионическая, 3 — коринфская; в римских ордерах: 4 — тосканская, 5 — композитная, 6 — византийская, 7 — романская, 8 — готическая, 9 — ренессансная.
Кариатиды — опоры в виде женских фигур.
Карниз — горизонтальная венчающая часть антаблемента (см. эск. 3).
Кессоны — углубления на потолке или внутри свода.
Кладка — способ возведения конструкций из объемных элементов: бутовая — из камней неправильной формы, циклоническая — из камней огромного размера, тесовая — из отесаных камней, в том числе полигональная — из многогранных камней, притесанных друг к другу, кирпичная кладка и т.д.
Колонна — круглый опорный столб (эск. 13).
Колоннада — ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием.
Контрфорс (франц. contre-force) — подпорка, столпообразный выступ стены, увеличивающий ее устойчивость (эск. 14).
Лопатки — плоские вертикальные прямоугольного сечения выступы стены без капители и базы (эск. 15).
Лотос — южное водяное растение, прообраз декора в египетской архитектуре.
Мегарон (греч. megaron — зал, палаты) — прямоугольный в плане дом крито-микенского периода, состоящий из зала и портика. Послужил прообразом греческих храмов.
Метопа — квадратная плита, часто украшенная рельефом, расположенная между триглифами дорического ордера (эск. 16).
Неф — одна из отделенных друг от друга продольных или поперечных частей базилики.
Ордер — система архитектурно-художественной разработки опор и перекрытия с определенными соотношениями размеров их частей (эск. 17): 1 — греческий дорический, 2 — тосканский, 3 — римский, 4 — ионический, 5 — коринфский.
Пальметта — стилизованный веерообразный лист пальмы, применявшийся в античном искусстве (эск. 18).
Папирус — высокое болотное растение, применявшееся в стилизованном виде в декоре египетской архитектуры.
Паруса — сферические треугольники, образующиеся при постановке сферического купола на квадратное или прямоугольное основание.
Перистиль — обнесенная крытой колоннадой часть греко-римского дома.
Перспективный портал — в романской архитектуре выразительно решенный вход в здание, суживающийся уступами и перекрытый рядом уменьшающихся концентрических арок (эск. 19).
Пилоны — в египетской архитектуре монументальное сооружение, обрамляющее вход в храм. Так же называют массивные столбы прямоугольного сечения, которые поддерживают подпружные арки, несущие световой барабан.
Пилястра — пристенная полуколонна прямоугольного сечения, несущая антаблемент, имеющая базу и капитель.
Плинт — плоская квадратная часть базы колонны.
Полка — архитектурный облом (см. эск. 20).
Портик — монументальный навес перед входом в здание, а также галерея, образованная колоннадой или аркадой.
Пропилеи — монументальные ворота у входа в город, на акрополь и т. д.
Простиль — античный храм с портиком только на главном фасаде.
Профили архитектурные — сечения деталей, в который сочетаются архитектурные обломы (эск. 20): 1 — полка, 2 — валик, полувал и четвертной вал (прямой и обратный), 3 — выкружка (прямая и обратная), 4 — дорический киматий, или гусек (прямой и обратный), 5 — лесбийский киматий, или каблучок (прямой и обратный), 6 — скоция (асимметричная выкружка).
Раскреповка — небольшой, параллельный основному полю стены, выступ стены, антаблемента, карниза, фронтона и т.п.
Роза — готическое крупное окно с радиально расходящимися переплетами.
Сандрик — декоративная деталь над оконным или дверным проемом в виде карниза или фронтона.
Сима — деталь, украшающая желоб для стока воды с крыши.
Скоция — архитектурный облом (см. эск. 20), очертания которого представляют собой две дуги, переходящие друг в друга, причем радиус верхней меньше радиуса нижней.
Софит — видимая снизу поверхность архитектурной детали: архитрава, арки и т.п.
Стереобат — ступенчатое основание храма или другого монументального здания.
Стилобат — платформа стереобата.
Свод — несущая конструкция перекрытия, имеющая нижнюю поверхность одинарной кривизны. Основные типы сводов (эск. 21): 1 — крестовый, 2 — цилиндрический, 3 — монастырский, 4 — сомкнутый, 5 — стрельчатый, 6 — зеркальный, 7 — купольный, 8 — готический (звездчатый), 9 — парусный, 10 — византийский, 11 — крещатый и т.д.
Тектоника (греч. architectonlke — строительное искусство) — архитектурно выраженная структура здания, соотношение нагрузки и опоры.
Травертин — пористый известняк.
Триглиф — деталь во фризе дорического ордера в виде прямоугольных плит с двумя вертикальными врезами посредине (см. эск. 16).
Фахверк — конструкция стены, состоящая из жесткого несущего каркаса и заполнения.
Филенка — внутреннее поле декоративной рамы на вертикальных частях здания или его деталях.
Фриз — средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом (см. эск. 3).
Фронтон — верхняя часть фасадной стены, обычно в виде треугольника, ограниченная скатами крыши и отделенная от стены карнизом (эск. 22).
Фуст — ствол, стержень колонны. Имеет легкое утонение кверху, а в средней части незначительное утолщение — энтазис.
Цоколь — нижняя надземная часть стены с особым характером обработки.
Шаг колонн — расстояние между осями колонн (см. эск. 17).
Щипец — верхняя часть стены в форме треугольника между скатами кровли, не отделенная карнизом (эск. 23).
Энтазис — небольшое утолщение ствола колонны в его средней части из-за отклонения образующей ствола колонны от образующей конуса или цилиндра (эск. 24): 1 — в тосканской колонне (строится от нижней трети колонны вверх), 2 — в дорической (от стилобата).
Эхин — часть капители в виде круглой подушки с выпуклым профилем (см. эск. 12,1).
Эркер — остекленная часть объема здания, выступающая за пределы плоскости фасада. Конструкции эркеров могут быть выполнены с несущими стенами на собственном фундаменте (например, многогранный эркер, пристраиваемый к зданию по всей высоте) либо на консолях, выпускаемых из междуэтажных перекрытий.