Арматуру для монолитных железобетонных конструкций обычно изготовляют в арматурных цехах заводов сборного железобетона или на районных заводах. Централизованно изготовляют сетки, элементы каркасов и готовые каркасы. Их размеры назначают в зависимости от условий транспортировки, габаритов, массы элементов, имеющихся транспортных средств для подачи их из цехов на строительную площадку. Там же производят заготовку отдельных стержней арматуры для стройплощадки.
При возведении монолитных железобетонных конструкций на строительной площадке специализированными звеньями (бригадами) выполняются:
- укрупнительная сборка пространственных арматурных каркасов, габариты которых не позволяют их транспортировку от места изготовления;
- установка в проектное положение готовых арматурных каркасов, сеток и арматурных блоков в опалубку;
- установка, крепление и фиксация отдельных арматурных стержней в опалубке железобетонной конструкции, что допускается при мелких рассредоточенных объемах работ в специфических конструкциях, а также при невозможности использования или сборки на стройплощадке сеток, армокаркасов, арматурно-опалубочных блоков.
Обычно арматуру на строительную площадку перевозят автомобилями, трейлерами и на железнодорожных платформах. Длинные арматурные изделия, превышающие длину кузова на 1,5 м, перевозят с помощью автоприцепов.
Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка арматурных элементов и изделий должны исключать деформации, искривление сеток, каркасов и отдельных стержней, разрушение сварных соединений арматурных элементов. Для этого при перевозке пространственные арматурные каркасы закрепляют в кузовах и на платформах транспортных средств, чтобы избежать деформации под действием собственной массы и динамических воздействий. Их с помощью деревянных подкладок жестко крепят к кузовам и платформам проволочными расчалками.
Мелкие закладные детали, монтажные и подъемные петли, другие детали рекомендуется перевозить уложенными в ящики, а не навалом, чтобы предотвратить возможную их деформацию.
Транспортировку сеток и плоских каркасов производят на поддонах или в специальных контейнерах.
Арматура должна поставляться на строительную площадку комплектно и складироваться на приобъектном складе или сборочно-комплектовочном участке в соответствии с последовательностью подачи ее на установку в опалубку или в соответствии с проектом производства работ.
При складировании арматурных каркасов и сеток (в штабелях) необходимо опирать их на подкладки и прокладки, расстояние между которыми должно гарантировать от остаточных деформаций в арматуре, а высота их должна быть несколько больше габаритов строповочных устройств. Высота штабеля должна быть не более 1,5 м.
На приобъектном складе доставленную арматуру после выгрузки сортируют по конструкциям, маркам и диаметрам, производят визуальный осмотр и проверку качества с устранением выявленных дефектов. Здесь же производят при необходимости укрупнительную сборку арматурных изделий, разметку и нанесение строповочных мест, погрузку и подачу к месту монтажа имеющимися на объекте подъемно-транспортными средствами (рис. 39).
Для бесперебойной работы звеньев (бригад) арматурщиков необходимо обеспечить фронт работ не менее чем на две-три смены. В связи с этим на стройплощадке должен быть обеспечен соответствующий запас арматуры. Требования, предъявляемые при транспортировке, приемке и хранении готовой арматуры, сокращают потери времени по ее установке и монтажу.
Арматурные элементы должны доставляться к месту монтажа, как правило, на всю конструкцию. Негабаритные сетки, каркасы, армоблоки для обеспечения их перевозки можно разрезать на более мелкие элементы. Однако это разрешается только по согласованию с проектной организацией. Места строповки армоэлементов обозначают яркой краской. Эти места 'предусматриваются проектом. Производить строповку армоэлементов в других местах не допускается.
При перевозке арматуры необходимо принимать меры по защите ее от повреждений и загрязнения.
При приемке арматуры на приобъектном складе проверяют:
- наличие бирок на армоэлементах, где краской указывают марку и количество однотипных сеток (каркасов, блоков);
- наличие документа на каждую партию арматуры, в котором изготовитель гарантирует соответствие изделий и соединений в них проекту.
Кроме этого, производят контрольные обмеры, осмотры армоэлементов, а также контроль прочности сварных соединений.
Арматура до подъема и установки должна быть очищена от грязи, наледи, ржавчины. Поднимаемые элементы должны иметь маркировку и метки, указывающие места строповок.