Для устройства бетонных подготовок под цементные, керамические и другие виды полов применяют бетонную смесь с осадкой конуса 0—2 см.
Площадь, на которой предполагается бетонировать подготовку, разбивают на карты-полосы шириной 3—4 м, устанавливая по их краям маячные доски (рис. 9-4). Бетонную смесь разгружают на месте бетонирования непосредственно из автобетоновоза. Лопатами ее грубо разравнивают, а затем с помощью вибробруса (виброрейки) уплотняют. При этом вибробрус на одной позиции держат до тех пор, пока он не опустится с обоими концами на маячные доски.
Когда по бетонной подготовке предполагают укладывать бетонные, цементные или асфальтовые полы, ее поверхность оставляют после проходки вибробруса шероховатой для лучшего сцепления с верхними слоями.
Полосы-карты бетонируют через одну в последовательности, указанной на рис. 9-5. Промежуточные полосы бетонируют после затвердения бетона в смежных полосах, как бы для распора ранее уложенного бетона. Перед бетонированием промежуточных полос обязательно снимают маячные доски; по этим граням образуются рабочие швы. Такая схема бетонирования позволяет снизить суммарную величину усадки подготовки и уменьшить вероятность по-явления в ней усадочных трещин.
Для снижения температурных напряжений устраивают деформационные швы, параллельные направлению бетонирования. Перпендикулярно им предусматривают ложные деформационные швы, Их устраивают с помощью металлической полосы шириной 80—100 мм, толщиной 4—6 мм и длиной, равной ширине карты. Такую полосу заглубляют в свежеуложенный и провибрированный бетон на 1/3 толщины слоя, оставляя ее в бетоне на 20—40 мин, после чего осторожно извлекают. Образовавшийся паз заливают цементным раствором или битумом.
Бетонировать чистые полы по бетонной подготовке нужно с минимальным перерывом. Если бетон подготовки полностью схватился, перед бетонированием пола его увлажняют, не допуская, однако, луж на поверхности.
Чистый пол бетонируют по маячным доскам с уплотнением бетона виброрейкой.
Свежеуложенный бетон тщательно заглаживают с помощью ручного инструмента (рис. 9-6) или специальной затирочной машины. Окончательно поверхность бетонного пола отделывают гладильной доской (рис. 9-6, г) или брезентовой лентой (рис. 9-6, д). Ширину ленты принимают 300—400 мм; длина ее должна быть на 1—1,5 мм больше ширины бетонируемой полосы. Концы ленты закрепляют к ручкам-валикам. Заглаживают бетон через 20—30 мин после окончания бетонирования. К этому моменту на поверхности бетона появляется тонкая пленка воды и цементного молока. Такая пленка при заглаживании лентой частично отсасывается, частично удаляется.
Через 30—40 мин после заглаживания лентой поверхность бетона обрабатывают металлическим полутерком до обнажения зерен гравия (щебня). Такая обработка позволяет получить качественные бетонные полы, обладающие высокой истираемостью и прочностью.
Для того чтобы придать бетонному полу повышенную плотность и хорошие гигиенические качества, его поверхность железнят. При этом в поверхность свежеуложенного влажного бетона тщательна втирают сухой цемент до появления матового блеска. Эту операцию выполняют с помощью стальных полутерков, кельм или затирочных машин.
Фундаментные плиты, днища резервуаров, туннелей и отстойников имеют большие площади и отличаются густым армированием. Толщина таких плит и днищ колеблется от 0,15 до 1,5 м. Способы их бетонирования выбирают с учетом размеров в плане, толщины, степени армирования, а также местных условий (например, наличия на стройке тех или иных механизмов и мощности бетоносмесительных установок).
При большой площади плит их разбивают на блоки бетонирования, или карты. По краям карт устанавливают деревянную или сетчатую опалубку без разрезки арматуры на границах карт. Ширину блоков принимают с учетом условий непрерывного бетонирования и темпа подачи бетонной смеси.
Если толщина плит меньше 0,5 м, разбивку их на карты и бетонирование ведут так же, как бетонных подготовок. При большей толщине плиты разбивают на параллельные карты шириной 5—10 м, оставляя между ними разделительные полосы шириной 1—1,5 м (рис. 9-7).
Фронт бетонирования в пределах карты должен быть минимальным. Карты бетонируют подряд, т. е. одну за другой; для уменьшения суммарной усадки бетон в разделительные полосы укладывают враспор с затвердевшим бетоном карт после снятия опалубки на их границах.
Бетонную смесь с осадкой конуса 2—6 см подают на карты бетононасосами, с помощью бетоноукладчиков, эстакад, а также кранами в бадьях. Подавать ее следует в направлении к ранее уложенному бетону, как бы прижимая новые порции к уложенным (рис. 9-8).
Плиты даже большой толщины бетонируют в один слой. При этом несколько затрудняется виброуплотнение, поскольку внутренние вибраторы требуется погружать в смесь на глубину, в 1,5—2 раза превышающую длину рабочей части.
Бетонирование следует организовать так, чтобы избежать устройства рабочих швов в пределах одной карты. Выравнивают бетон плит по маякам, поверхность заглаживают гладилками, кельмами или полутерками. В местах примыкания стен, опирания колонн и столбов бетон оставляют шероховатым с устройством в отдельных случаях рифления и насечки.