В настоящее время широкое распространение в строительстве получают передвижные легкоперебазируемые бетоносмесительные установки (табл. 26). Они располагаются в непосредственной близости от мест укладки бетона и являются одним из звеньев комплексной механизации производства бетонных работ.
Передвижные бетоносмесптельные установки компонуют из укрупненных узлов, которые можно перемещать на автомашинах, трейлерах или же на собственном колесном ходу с помощью тягачей. Бетоносмесительные установки на колесном ходу маневренны и отличаются многообразием типоразмеров и конструктивных решений. Производительность их колеблется от 5 до 7 м3/ч.
По способу монтажа мобильные установки можно подразделить на самомонтмрующиеея и монтируемые с помощью грузоподъемных средств. Самомонтирующиеся установки оборудованы механизмами для переведения установки из рабочего положения в транспортное и обратно.
Перебазировка установок с объекта на объект не требует привлечения грузоподъемных средств и специалистов-монтажников. Производительность самомонтирующихся установок не превышает 30 м3/ч.
Отечественная промышленность серийно выпускает передвижную самомонтирующую бетоно-растворо-смесительную бесфундаментную установку СБ-119 производительностью 7 м3/ч. Установку перевозит с объекта на объект один автомобиль ЗИЛ-130. Монтаж и демонтаж установки осуществляют оператор и водитель в течение 2—3 ч (рис. 52).
На объектах, потребляющих бетонную смесь одной марки, или в тех случаях, когда не требуется частая смена ее состава, используются бетоносмесительные установки непрерывного действия. Их применение наиболее эффективно на объектах дорожного, аэродромного, гидротехнического, мелиоративного и других видов строительства.
В СССР выпускается ряд легкоперебазируемых бетоносмесительных установок непрерывного действия в блочном исполнении: СБ-25, СБ-61, СБ-37, СБ-75, СБ-109 и СБ-118 (см. табл. 26). Представляет интерес применение моноблочной компактной бетоносмесительной установки Минпромстроя БССР с конвейерами, оснащенными двойной лентой, что позволяет увеличить угол подъема стрелы конвейера, а моноблочная закрытая схема делает установку применимой в зимних условиях, в том числе в суровых условиях БАМа.
В современном строительном производстве крупные бетонные заводы в комплекте с парком бетонотранспортных средств обеспечивают бетонной смесью объекты промышленного и гражданского строительства, расположенные в радиусе до 100 км.
Основным средством доставки бетонной смеси служит автомобильный транспорт. Способы транспортировки бетонных смесей должны исключать возможность нарушения однородности смеси и предохранять от воздействия в пути атмосферных осадков, ветра и солнечных лучей.
Для транспортировки могут применяться автобетоносмесители, автобетоновозы и автосамосвалы.
При подаче смеси на строительную площадку бетононасосами транспортировку ее следует осуществлять только автобетоносмесителями.
Автобетоносмесители — специализированные машины для перевозки сухих бетонных смесей и приготовления из них в пути следования готовых бетонных смесей. Они могут быть использованы для перевозки уже готовых смесей с побуждением их в пути,
В настоящее время разработаны и освоены производством автобетоносмеситель С-942 и автоматизированная установка С-984 специально для дозированной загрузки автобетоносмесителей компонентами бетонной смеси.
Бетоносмесительные установки СБ-75 (производительностью 30 м3/ч) и СБ-78 (производительностью 60 м3/ч) обеспечивают наряду с приготовлением готовой бетонной смеси возможность загрузки автобетоносмесителей компонентами бетона.
Основные требования к автобетоносмесителю, диктуемые спецификой бетонных работ при непрерывно-поточных способах строительства, — обеспечение объема готового замеса не менее 3 м3 и скорости разгрузки 1 м3/мин. Смесительный барабан, являясь рабочим органом машины, выполняет несколько функций: прием компонентов бетонной смеси и быстрое направление их внутрь барабана, перемешивание с целью получения однородной бетонной смеси с побуждением ее в пути следования машины, разгрузку смеси через горловину барабана на лоток. Смесительный барабан представляет собой сварную цилиндрическую емкость грушевидной формы, угол наклона оси барабана к горизонту — 15°.
Автобетоносмеситель СБ-92 предназначен для мелиоративного строительства, однако может использоваться и в других видах строительства. Технологическое оборудование автобетоносмесителя СБ-92, смонтированное на раме, установлено на шасси автомобиля КрАЗ-258.
Технологическое оборудование автобетоносмесителя С-1036 (СБ-69) расположено на базовом шасси автомобиля МАЗ-504. По внешнему виду, технологическим и другим показателям автобетоносмеситель С-1036 не уступает зарубежным автобетоносмесителям. Серийное производство автобетоносмесителей С-1036 освоено Славянским заводом строительных машин в 1968 г., унификация смесительного барабана проведена в 1972 г.
Гравитационный автобетоносмеситель СБ-83 размещен на автомобильном полуприцепе. Отличительной особенностью этой машины по сравнению с описанными выше является наличие гидротрансформатора в приводе смесительного барабана, что обеспечивает плавный пуск барабана во вращение.
Автобетоносмеситель на автополуприцепе экономически весьма выгоден. В сравнении с автобетоносмесителем Г.-1036, у которого на базовой машине МЛЗ-504 объем готового замеса 2,6 м3, здесь при том же тягаче МАЗ-504 объем готового замеса составляет 5 м3.
Авторастворовоз СБ-89 представляет собой смеситель принудительного действия, установленный на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Авторастворовоз предназначен для доставки строительного раствора к месту потребления с побуждением его !в пути следования с целью сохранения однородности смеси и предотвращения ее расслоения (табл. 27).
В ряде зарубежных типов автобетоносмесителей предусмотрена опрокидывающаяся конструкция барабана, позволяющая обеспечивать высокую производительность на устройстве бетонных покрытий при использовании жестких бетонных смесей. Так, в автобетоносмесителе фирмы «Челендж» материал в количестве 6 м3 загружается в течение нескольких секунд, перемешивается за 4—5 мин ив течение 1 мин разгружается.
В СССР используется ряд зарубежных типов авто-бетоносмесителей, в частности западногерманских фирм «Штеттер», «Фогель», американских «Челендж» и др.
Так, автобетоносмесители фирмы «Челендж» имеют смесительный барабан объемом от 3 до 11,5 м3. Барабаны и смесительные лопасти изготовлены из специальных легированных сталей толщиной 4,8 мм с высоким сопротивлением коррозии и износу. Барабаны приводятся во вращение двигателем автомобиля через гидравлическую систему.
Для успешной эксплуатации смесителей в зимних условиях по техническому заданию ЦНИИОМТП фирмой «Штеттер» был изготовлен автобетоносмеситель типа АМ6СХТ, допускающий его эксплуатацию при температуре —40° (рис. 53). На машине установлен теплоизолированный барабан. Разгрузочно-загрузочное отверстие закрыто крышкой. Несущие элементы выполнены из специальных сталей.
Автобетоновозы — специализированные машины, предназначенные для перевозки готовых бетонных смесей и растворов на расстояния до 45 км. Они имеют высокие кузова каплевидной формы. Для предохранения смеси от воздействия атмосферных осадков и ветра кузов имеет крышку, а для предохранения смеси от воздействия низких отрицательных или высоких положительных температур — двойную обшивку с пространством между ее листами, которое позволяет снабдить кузов специальным термоизолятором или осуществлять подогрев смеси выхлопными газами. Некоторые конструкции автобетоновозов имеют побудитель для домешивания смеси в пути и приспособление для порционной выдачи смеси (табл. 28, 29).
При отсутствии спецавтотрансиорта допускается транспортировать бетонные смеси на короткие расстояния самосвалами, при этом следует осуществлять следующие мероприятия по их усовершенствованию:
- для уменьшения потерь бетонной смеси при ее перевозке в самосвалах в результате ее выплескивания рекомендуется наращивать борта его кузова не менее чем на 40 см;
- для ликвидации утечки растворной части бетонной смеси рекомендуется уплотнять место .примыкания заднего борта к кузову прокладками из листовой резины, транспортных лент, шлангов и т. д.;
- для сохранения температуры бетонной смеси, перевозимой автосамосвалами при температурах наружного воздуха выше +15°С и ниже —5°С рекомендуется термоизолировать кузов;
- для облегчения и сокращения времени выгрузки бетонной смеси из кузовов рекомендуется использовать вибропобудители, имеющиеся в гидроцилиндрах некоторых самосвалов (табл. 30).