Приготовление составов в этих мастерских и станциях производится в основном механизированным способом с применением соответствующих машин, механизмов и оборудования (см. главу 7).
Рецепты малярных составов и способы их приготовления
В зависимости от вида окраски рабочим-малярам необходимо приготовлять те или иные малярные составы для грунтования, шпатлевания, окраски и других видов работ.
Рецепты, способы приготовления и нанесения на поверхность основных составов приведены в табл. 52.
Подбор цвета окрасочных составов
Все существующие в природе цвета делятся на две группы; хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) н ахроматические (белый, черный и серый).
Самый белый цвет имеет порошок сернокислого бария, а самый темный черный бархат. При подборе колеров необходимо знать, что имея три цвета: желтый, красный и синий, которые называются основными, можно получить при -их смешивании любые цвета и оттенки. Однако практически это сложный процесс, так как применяемые пигменты основных цветов, как правило, отличаются от спектральных. Для того чтобы смешанные цвета получались чище и разнообразнее, надо брать чистые по‘цвету пигменты: красный — краплак, желтый — крон лимонный, синевато-голубой — лазурь малярную. Тогда, смешивая желтый цвет о красным, получим оранжевый, желтый с синим — зеленый (не всегда, даже при чистых пигментах), синий с красным — фиолетовый. Но не всегда при смешивании двух хроматических цветов можно получить новый хроматический цвет. Иногда эта смесь получается грязносерого ахроматического цвета. Два таких хроматических цвета, которые при смешении в определенной пропорции дают ахроматический цвет, называются дополнительными. Это красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, фиолетовый и желто-зеленый, желтый и синий цвета.
Свойство дополнительных цветов можно использовать для получения положительного эффекта при подборе колеров. Колеры, приготовленные из одних пигментов и связующего, называют «цельными», приготовленные с добавкой мела или белил — «разбелами», с сажей — «затемнениями». Как правило, на практике применяются в основном «разбелы» теплых или холодных тонов (теплые тона — красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый, холодные — синий, фиолетовый, голубой и голубовато-зеленый). Необходимо также учитывать пространственные свойства цвета: темный цвет — отступает, светлый — выступает, теплые цвета выступают (особенно желтый), холодные отступают (особенно синий, бирюзовый). Некоторые цвета кажутся тяжелее других. Например, цвета темных тонов тяжелее светлых.
На практике необходимо использовать краткие сведения из цветоведения, а именно:
- для составления колеров необходимо брать чистые по цвету пигменты;
- если приходится смешивать несколько пигментов, необходимо обращать внимание, не являются ли они дополнительными один к другому;
- смешивать дополнительные по цвету пигменты, например синий и желтый для получения зеленого тона, следует осторожно, проверив пропорцию на малых количествах;
- для «приглушения» в колере .нежелательного оттенка добавляют немного дополнительного цвета. Например, при красном оттенке — зеленовато-голубого;
- для «оживления» отделки тянут филенки дополнительного цвета; для гармонического (нюансного) сочетания цветов окрашиваемых смежных поверхностей или комнат применяют колеры одного и того же цветового тона или дополнительных тонов (для контрастной гармонии);
- холодными и темными теплыми цветами красят помещения, выходящие окнами на юг, юго-запад и юго-восток, теплыми светлыми тонами — на север, северо-запад или северо-восток;
- панели, как правило, красят цветом более темным, чем цвет стен; низкие помещения при окраске не должны подвергаться горизонтальному членению. Окраска колером не должна доходить до потолка всего на 2—5 см. Вертикальное членение, наоборот, как бы увеличивает высоту помещения.